Пояснительная записка к учебному плану структурного подразделения МАОУ «Манчажская СОШ» - «Детский сад с. Манчаж» Учебный план структурного подразделения МАОУ «Манчажская СОШ» - «Детский сад села Манчаж» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики ДОУ, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, (далее – СанПиН); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»; Примерная основная образовательная программа дошкольного образования – образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения МАОУ «Манчажская СОШ» - «Детский сад с. Манчаж»; Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Манчажская средняя общеобразовательная школа». Учебный план – документ, который определяет перечень образовательных областей (с учетом принципа интеграции содержания), образовательную нагрузку на ребенка (с учетом возраста) в организованных формах обучения в детских видах деятельности: непосредственно образовательной деятельности, их последовательность и распределение по частоте, длительности организации (количество условных часов (периодов), их длительность) каждого из пяти модулей образовательной деятельности, обеспечивающих освоение ООПДО. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: построение образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми; развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. При необходимости может быть реализован индивидуальный учебный план на основе индивидуализации содержания ООП ДО или при необходимости адаптированной образовательной программы (АОП) с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Содержание учебного плана обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. В структуре учебного плана учтены особенности организации непосредственно образовательной деятельности с детьми групп общеразвивающей направленности, раннего и дошкольного возраста. Учебный год (образовательный период) в соответствии с календарным учебным графиком структурного подразделения «Детский сад села Манчаж» устанавливается со 2 сентября 2024 г. и заканчивается 31 мая 2025 года. Детский сад села Манчаж работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников в ДОО с 7.30 до 18.00. В структуре учебного плана выделяется обязательная часть, составляющая не менее 60%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего нормативного времени, отведенного на освоение ООП ДО. Она отражает специфику национально-культурных, демографических и климатических условий села Манчаж Свердловской области и Среднего Урала, а также представлена реализацией парциальных программ для детей с 3 до 7 лет. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована в соответствии с выбранными участниками образовательных отношений парциальными, авторскими образовательными программами. Каждая из парциальных программ является взаимодополняющей для реализации задач образовательных областей. Реализация учебного плана обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и детской деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как основных механизмах развития ребенка), мотивации и способностей воспитанников с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Непосредственно-образовательная деятельность в каждой возрастной группе не превышает допустимые нормы. Для детей: раннего возраста от 1,5 до 3 лет - не более 10 минут; для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут; для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут; для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; для детей от 6 до 7(8) лет – не более 30 минут. Максимально-допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет: в младшей группе – не превышает 30 минут; в средней группе – не превышает 40 минут; в старшей группе – не превышает 50 минут; в подготовительной группе – не превышает 90 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непосредственно-образовательной деятельности – не более 10 минут. Для детей раннего возраста непосредственно-образовательная деятельность (по 8-10 минут) осуществляется по подгруппам. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. С детьми старшей и подготовительной групп непосредственно-образовательная деятельность осуществляется как в первой половине дня, так и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день (соответственно). Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста Образовательные области Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Обязательная часть Ранний возраст (количество НОД в неделю) 1 – 3 года жизни Виды деятельности детей Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями: - окружающий мир Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами: - игры с водой и песком Количество часов в неделю (минуты/кол-во периодов) 1×10 минут = 10 минут 1×10 минут = 10 минут Речевое развитие Общение с взрослыми, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок: - речевое развитие 2×10 минут = 20 минут ХудожественноКонструктивная деятельность: 1×10 минут = 10 минут эстетическое развитие -рисование -лепка/конструирование 1×10 минут = 10 минут Восприятие смысла музыки: - музыка 2×10 минут = 20 минут 2×10 минут = 20 минут Физическое развитие Двигательная деятельность Количество НОД в неделю 10 Объем времени в неделю 100мин Примечание: современные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями организуется в ходе современной деятельности педагога с детьми, в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности детей. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста Образовательные области Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Обязательная часть Дошкольный возраст (количество НОД в неделю) Виды деятельности детей 4-год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями: - окружающий мир 1х15мин=15мин 1х20мин=20мин 1х25мин=25мин Познавательная деятельность: - ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) 1х15мин=15мин 1х20мин=20мин 1х25мин=25мин 7-й год жизни 1х30мин=30мин 2х30мин=60мин Коммуникативная деятельность восприятие художественной литературы и фольклора: - развитие речи; 1х15мин=15мин 1х20мин=20мин 1х25мин=25мин 1х30мин=30мин - подготовка к обучению грамоте 1х25мин=25мин 1х30мин=30мин ХудожественноИзобразительная деятельность: эстетическое развитие - рисование; 1х15мин=15мин 1х20мин=20мин 2х25мин=50мин 2х30мин=60мин Конструирование из разного материала: - аппликация/лепка/ручной труд; 1х15мин=15мин 1х20мин=20мин 1х25мин=25мин 1х30мин=30мин - конструирование 1х15мин=15мин 1х20мин=20мин 1х25мин=25мин 1х30мин=30мин Музыкальная деятельность: - музыка 2х15мин=30мин 2х20мин=40мин 2х25мин=50мин 2х30мин=60мин Физическое развитие Двигательная деятельность: - физическая культура 3х15мин=45мин 3х20мин=60мин 3х25мин=75мин 3х30мин=90мин Количество НОД в неделю 11 11 13 14 Объем времени в неделю 165мин 220мин 325мин 420мин Примечание: игровая деятельность, включая сюжетную - ролевую игру, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование (из природного и строительного материала, бумаги), самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. ОО «Социально – коммуникативное развитие» - парциальная программа «СамоЦвет», примерная парциальная образовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» реализуются в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в режимных моментах. Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности. Чтение художественной литературы Игровая деятельность Общение при проведении режимных моментов Дежурства Прогулки Самостоятельная игра Познавательно-исследовательская деятельность Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно Часть, формируемая участниками образовательных отношений Совместная экспериментальная 1х15мин=15мин 1х20мин=20мин 1х25мин=25мин деятельность Кружок «Веселый пластилин» 2х25мин=50мин Кружок «Непоседы» 2х25мин=50мин ежедневно ежедневно ежедневно 1х30мин=30мин 2х30мин=60мин 2х30мин=60мин