Дополнительная общеразвивающая программа Фантазеры

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»
Филиал «Детский сад деревни Токари»
Утверждено:
Директор школы
_____/Озорнина Н.И./
Приказ№______от_______

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ФАНТАЗЕРЫ»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года

Составитель:
Изгагина Анастасия Алексеевна
воспитатель

д.Токари
2021
1

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................................................................. 3
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................................................................... 4
1.1.Пояснительная записка ............................................................................................................................................... 4
1.2. Цель программы:......................................................................................................................................................... 5
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы ........................................................................................... 8
1.4.Планируемые результаты освоения программы. .................................................................................................. 9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................................................................... 11
2.1.Принципы организации: ........................................................................................................................................... 12
2.2.Формы взаимодействия с семьей ............................................................................................................................ 14
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. ............................................................................................................................................ 14
3.1.Учебно-тематический план первый год обучения. .............................................................................................. 14
3.2.Учебно-тематический план второй год обучения. ............................................................................................... 19
3.3.Методическое обеспечение программы. ................................................................................................................ 23
3.4.Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы: ............................................................... 24
Список литературы ................................................................................................................................................................. 27
Приложение 1 .................................................................................................................................................................... 28

2

ВВЕДЕНИЕ
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в
единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Формирование творческой
личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель
подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности. Об этом
писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские
педагоги и психологи.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в
дошкольном детстве – залог будущих успехов. Исследовательница изобразительного творчества
ребенка Н.П. Саккулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение
дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в
развитии их личности это оставляет глубокий след, так, как они приобретают опыт настоящего
творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами
нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского
изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными
художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А.Флериной (1940), Н.П.Сакулиной,
Т.С. Комаровой (I960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского
изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых
закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках
: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками гуашь и акварель и др.
Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых
для рисования, Т.С.Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные
материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных
свойств.
Эту же позицию разделяет И.Л.Голованова, результаты исследования которой показали, что
использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников
изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.
Опыт работы свидетельствует: неклассические техники сопряжены с нетрадиционным
использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться
выразительности создаваемых образов. А главное, неклассические техники рисования дают ребёнку
возможность удивиться и порадоваться миру. Наличие материала для работы, его высокое качество,
разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными
способами сделать намного сложней. Неклассические техники рисования создают на занятиях
атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность,
создают эмоционально положительное отношение к деятельности. Рисование необычными
материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные
эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего
художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует,
интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер,
индивидуальность. Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту,
приносить людям радость. Исследователи детского изобразительного творчества - Е.И.Игнатьев,
В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина – экспериментально доказали: создание
изображения требует, чтобы дети отчётливо представляли те предметы и объекты, которые им следует
изобразить. Все эти представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально
– эстетически окрашенного. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему
разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое
место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Основная задача взрослого – научить
ребёнка действовать, а затем направлять его активность. Педагог должен стремиться эмоционально
3

зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Рабочая Программа представляет
собой детально разработанную систему неклассических техник рисования с детьми в кружке по
изодеятельности в условиях детского сада. В программе сформулированы общие развивающие и
обучающие цели, развернуты специальные задачи по использованию нетрадиционных техник
изодеятельности, содержится подробное календарно-тематическое планирование, спланированы
реальные результаты, которых могут достигнуть дети.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается
чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника,
развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием
рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному
искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого
нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят
чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Занятия с использованием творческих заданий,
игр и игровых ситуаций являются эффективным средством развития ребенка. Только тогда, когда
ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и навыки. На такого вида
занятиях каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Рисуя этими
способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно
придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа
бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с
тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие
материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и
незамысловатых детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не
замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».
В изобразительном искусстве техникой (от гр. techne - искусство, мастерство) принято называть
совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения,
посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности,
создается художественный образ. В узком смысле слова, понятие техника как результат работы
художника специальными материалами и инструментами. Техникой рисования, которой должны
овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с
помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить
свои впечатления, наблюдения в рисунке. Показатель владения техникой рисования при этом способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.
Классическими принято называть техники, которые определены в соответствии с используемым
материалом (гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер). Применимы
техники в любой возрастной группе. Как показывает практика, они и доступны, и необходимы в работе.
Для дошкольного учреждения многие неклассические или так называемые нетрадиционные техники
(монотипия, кляксография, пальцеграфия и т.п.) давно традиционное явление.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с
детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками,
возникла заинтересованность возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в
работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики и неклассические техники рисования очень
привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
4

фантазий, желаний и самовыражению в целом. Программа опирается на понимание приоритетности
воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие
абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию
движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе
их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной Программы.
Актуальность программы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с
использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития
ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного
внимания, памяти, мышления и т.д.
Неклассические техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник
рисования и изготовления аппликаций , способствуют развитию детской художественной одаренности,
творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании и аппликации также способствует
развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Направленность программы: развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь
способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения),
развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание
художественного
вкуса, знакомство
детей
с
нетрадиционными
изобразительными
технологиями. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности,
но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования и
аппликации является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются
самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования и изготовления
аппликации. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве
оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
1.2. Цель программы: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии,
воображения средствами нетрадиционного рисования и нетрадиционного изготовления аппликаций .
Задачи программы:
Развивающие:
-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
-развивать творческие способности детей.
-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Обучающие:
-обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием
различных материалов.
-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать
выразительные средства искусства.
-учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих
предметов.
5

-совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению
бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Оздоровительные:
-укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют
с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие
детей.
Задачи кружка первого года обучения(5-6 лет):
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно
или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
Задачи кружка второго года обучения(6-7 лет):
1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость
детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции,
обогащению цветовой гаммы рисунков.
2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и
коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок
интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять,
рассуждать.
Программа построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена
на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и
интегративных качеств.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера
взаимодействия взрослого с детьми.
Программа кружка построена на следующих нормативно-правовых документах:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия
развития воспитания
в РФ на период до 2025
года(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Порядок);
6

8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196«;
9.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными
13.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года

7

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на следующих общеобразовательных принципах:
-творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и
развития творческих способностей детей);
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- поэтапности ( последовательность, приступая к очередному этапу);
- динамичности (построения программы от простого к сложному);
- выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме,
реализация собственных творческих потребностей).
Подходы к формированию образовательной программы:
- личностно-ориентированный
подход, который
предусматривает
организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным
критерием его эффективности;
-деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая
сила психического развития;
- диалогический
(полисубъектный)
подход, предусматривающий
становление
личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях
равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога,
субъект-субъектных отношений;
- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и
внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
- культурологический
подход, имеющий
высокий
потенциал
в
отборе
культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий
образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с
активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных
жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. И Рабочая
Программа не противоречит этому принципу.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного
овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В старшем возрасте у дошкольников продолжает развиваться образное мышление;
развиваются и совершенствуются навыки обобщения и рассуждения, что является основой
словесно — логического мышления, но они в значительной степени ограничиваются
наглядными признаками ситуации.
Внимание в этом возрасте становится произвольным. В некоторых видах деятельности
время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Восприятие у старших дошкольников характеризуется анализом сложных форм
объектов, развиваются причинное мышление, воображение, образ Я.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. В результате
правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и
некоторые виды монологической речи.
8

Старший возраст у дошкольников — это возраст наиболее активного рисования.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Продолжает
совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;
систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их
оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников; воспринимают величину объектов.
Рисунки приобретают сюжетный характер, образы из окружающей жизни и
литературных произведений, передаваемые в изобразительной деятельности, становятся
сложнее, изображения приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики
охотно изображают технику, космос, военные действия, а девочки — женские образы и
бытовые сюжеты (мама и дочка, комната).
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть
украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются
художественно - творческие способности в изобразительной деятельности.
Рабочая Программа кружка позволяет развивать у детей художественные способности,
знакомит их с волшебным и загадочным миром нетрадиционного рисования.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от
своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что
вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет,
узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов
и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам,
событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать
характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети
могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по
«сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет
как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в
рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является
овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных
отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать
многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя
помощь воспитателя им все еще нужна.
1.4.Планируемые результаты освоения программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет
требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных
результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного
9

образования — это социально — нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка. Они базируются на ФГОС ДО и целях и задачах программы .
К 5-6 летнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий
уровень развития и образования ребенка:
Ожидаемый результат
В различных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению
развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности
создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначения предмета.
Успешно применяет освоенные художественные техники и способы,
свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей
инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, папьемаше, оригами и другие) и различные изобразительновыразительные средства; интересуется изобразительным и декоративноприкладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
К 6-7летнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий
уровень развития и образования ребенка:
Ожидаемый результат
• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире,
умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу
предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные
цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы
навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме,
плану;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у
ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на
чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе,
окружающим, к различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться,
старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в
себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных
видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и
готов соответствовать им;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения,
умеет управлять ими.

Формы подведения итогов реализации программы:
10

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Участие во всероссийских и городских выставках детского творчества.
Творческие отчеты – организация выставки работ кружка, презентации.
Оформление альбома детских рисунков и работ кружка .
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в группе.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их
индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство
воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные
цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаясь к разумному «минимуму». Обеспечить каждому ребенку отдых
(пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способность формировать умение
занимать себя позволяет развитие культурно — досуговой деятельности дошкольников по
интересам. Необходимо развивать художественные наклонности детей в рисовании,
аппликации, совершенствовать самостоятельную музыкально — художественную и
познавательную деятельность. Формировать потребность творчески проводить свободное
время в социально — значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной,
изобразительной, театральной и др..
Образовательная деятельность в соответствии с развитием ребенка
Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный
характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы
развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально — коммуникативное развитие:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов
продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств;
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах
продуктивной деятельности.
2. Познавательное развитие:
сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере
изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических
представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете,
величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение
кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий;
знакомство со строением предметов, объектов.
3. Речевое развитие:
практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения
словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек,
загадок; развитие связной и монологической речи при описании репродукций картин
художников, собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной
функции речи: на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе
11

обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг
с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети
способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,
4. Художественно — эстетическое развитие:
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области
деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства,
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям
просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование
рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкатерапия– прослушивание
звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы;
рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. Физическое развитие:
развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование
начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего
принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
 ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в
пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;
 осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию
воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
 использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации
глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации внимания и усидчивости,
подготовка руки к письму и работе на компьютере (с мышкой).
Программа кружка «Фантазеры» предназначена для детей, имеющих склонность к
изобразительному творчеству, кропотливой работе и рассчитана на 2 года обучения. Группа
комплектуется детьми на основании результатов анкетирования и заявлений родителей с
учетом желания ребенка. В кружке по изо занимаются от 8 до 10 детей. Занятия в кружке
проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю (во второй половине дня) с сентября по
май включительно.
Длительность занятий детей 5-7 лет 30 минут.
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые
органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничного
развития личности ребёнка и побуждают родителей проявить желание заниматься с детьми
дома; ежеквартально - тематические выставки в ДОУ.
2.1.Принципы организации:
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
 учёт возрастных и психологических особенностей детей;
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 игровая форма подачи материала;
 сотрудничество Организации с семьей;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Структура занятия:
1. Вводная часть. Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу,
установить эмоциональный контакт с детьми. Создается проблемная ситуация,
стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Во время вступительной беседы у
ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и
12

повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только
выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.
2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В
неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя,
рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной
активности, развитие творческих способностей дошкольников. Детям даются новые знания,
необходимые для решения проблемного на основе содержания разных разделов программы с
опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря,
обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний
посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр,
викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце
занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами
оценить итог работы. Во время заключительной части происходит обсуждение детских
работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога. На практических
занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится
физминутка по теме занятия.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается и
интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный образ разными
средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать
пути в творчестве, создание своего образа.
Формы работы:
1. Практические и теоретические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве,
художниках, рассматривание художественных альбомов (еженедельно).
2. Выставки текущих работ (еженедельно).
Во время проведения кружковых занятий всячески поддерживается детская инициатива в
воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы
способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей
значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.
Для реализации Программы кружка по изобразительной деятельности «Фантазеры»
используются разнообразные приёмы и методы.: одномоментности, обследования,
наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемномотивационный, сотворчество; мотивационный, жест руки.
Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово,
педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца,
показ способов выполнения и др.);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);
- практические – упражнения, эксперименты и др.
В кружке проводится групповая и индивидуальная работа с детьми. Отчет о результатах
работы кружка предоставляется на выставках творческих работ в группе и в ДОУ, на
тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на
родительских собраниях, в публикациях информации на сайте ДОУ, в виде консультаций и
мастер — классов с педагогами и родителями.

13

2.2.Формы взаимодействия с семьей
Родители призваны способствовать постоянному накапливанию у дошкольников
эстетических впечатлений.
Совместная деятельность педагогов и родителей может быть организована в
разнообразных формах:
- традиционные: беседы, выставки, рекомендации, консультации, папки-передвижки,
материалы на стендах и т.д.;
- инновационные : акции, семейные гостиные, фестивали, семейные клубы,
викторины, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том
числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, мастерклассы, «круглый стол», выпуск газеты и т.д.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности
способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки
для воспитания коллективных взаимоотношений. В коллективной художественно –
продуктивной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся
согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
В совместной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у них формируются
целенаправленность, ответственность, волевые качества, дружеское расположение друг к
другу, отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей,
готовность прийти на помощь.

3.1.Учебно-тематический план первый год обучения.
№
п/п
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Количество
занятий

«Золотая осень»
«Нарядный зонтик»
«Светофор»
«Сочные фрукты»
«Ветка сакуры»
«На окошке сидела кошка»
«Ваза с фруктами»
«Звездное небо»
«Превращение ладошки»
«Делаем гербарий»
«Чайки над морем»
«Подсолнух - воспоминание о
лете»
«Снегири на ветке»
«В лесу родилась елочка»
«Бабочки, которых я видел
летом»
«Подводный мир»
«Я люблю виноград»
14

Часы
(мин)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

1
2
2

30 мин
30 мин
30 мин

1
1

30 мин
30 мин

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

«Подарок тому, кого люблю»»
«Открытка для папы»
«Букет для моей мамы»
«Подснежники – первые цветы»
«Ивы у реки»
«Натюрморт из фруктов»
«Космический коллаж»
«Праздничные яйца»
«Парашютист»
«Салют в ночном небе»
«Лето, здравствуй!»
Итого

1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
35

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

Перспективный план кружковой работы.
Старшая группа
Месяц

Тема

Сентябрь

«Золотая осень»
(печать листьями,
оттиск печатками)

Сентябрь

«Нарядный зонтик»
(рисование ватными
палочками, скатывание
бумаги)

Сентябрь

«Светофор»
(скатывание бумаги )

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

«Сочные фрукты»
(рисование точками)

«Ветка сакуры»
(оттиск + рисование)

«На окошке сидела

Программное
содержание
Познакомить с жанром
изобразительного
искусства – пейзажем,
учить создавать различные
образы деревьев, кустов и
трав с помощью
предложенных техник.
Учить детей
комбинировать различные
техники в объемном
изображении. Закрепить
ранее полученные знания и
навыки.
Совершенствовать умение
детей в технике скатывание
бумаги. Научить детей
делать светофор из бумаги.
Вызывать интерес к
рисованию, стремление
передавать образ фруктов
точками, добиваться
выразительного образа.
Развивать аккуратность.
Познакомить с техникой
рисования - оттиск дном
пластиковой бутылки.
Учить наносить рисунок по
ветке.
Учить детей
15

Материал
Белые листы,
сухие листья,
краски.

Шаблон зонта,
салфетки
разного цвета,
гуашь, ватные
палочки.
Цветная
бумага,
картон, клей.
Белые листы,
фломастеры.

Белые листы,
пластиковые
бутылки,
гуашь,
кисточки,
мисочки для
красок.
Шаблон окна,

кошка»
(скатывание салфеток
+ рисование по
трафарету+
аппликация)

комбинировать различные
техники в изображении.
Закрепить ранее
полученные знания и
навыки.

Октябрь

«Ваза с фруктами»
(аппликация
+скатывание и
комкание салфеток и
бумаги)

Октябрь

«Звездное небо»
(печать по трафарету,
набрызг)

Учить наиболее
выразительно отображать в
работе облик фруктов,
используя нетрадиционные
техники: скатывание,
комкание и обрывание
бумаги. Совершенствовать
умение работать в
различных техниках.
Учить создавать образ
звездного неба,
использование смешивания
красок, набрызг и печать
по трафарету. Воспитывать
эстетическое отношение к
природе через изображения
образа неба, упражнять в
комбинировании
различных техник
изображения; развивать
чувство композиции.
Совершенствовать умение
делать отпечатки ладони и
дорисовывать их до
определенного образа.
Развивать воображение и
творчество.
Продолжать знакомить с
техникой набрызг,
используя сухие листья
разного размера.
Воспитывать интерес к
рисованию.
Развивать у детей чувства
цвета, умение выполнять
рисунок не только кистью,
но и используя набрызг.
Развивать эстетическое
восприятие.
Учить рисовать не только с
помощью красок и кисти,
но и с помощью вилки и
ватными палочками.
Развивать воображение и
творчество.
Познакомить с техникой

Ноябрь

Ноябрь

«Превращение
ладошки»
(рисование
ладошками)
«Делаем гербарий»
(набрызг)

Ноябрь

«Чайки над морем»
(набрызг, рисование
по сырому)

Декабрь

«Подсолнухи –
воспоминание о лете»
( рисование вилкой и
ватной палочкой)

Декабрь

«Снегири на ветке»

16

белые
салфетки,
клей, черная
гуашь, шаблон
кошки,
тампоны
Цветная
двухсторонняя
бумага,
салфетки
разного цвета,
фон, шаблон
вазы, клей
Белые листы,
гуашь, кисти,
поролоновые
тампоны,
трафарет
звезд, кусочек
картона для
набрызга.

Акварель,
кисти, листы
белого цвета.

Белый лист,
гуашь, зубная
щетка,
тарелочка,
сухие листья
Белые листы,
акварель,
Кисти,
шаблоны чаек
Белые листы,
пластиковые
вилки, гуашь,
ватные
палочки,
кисточки
Акварель ,

(метод тычка)

Декабрь

«В лесу родилась
елочка»
(тычкование +
набрызг)

Январь

«Бабочки, которых я
видел летом»
(монотипия)

Январь

«Подводный мир»
(рисование восковыми
мелками + рисование
акварелью)

Январь

«Я люблю виноград»
(рисование
пальчиками и
рисование по
трафарету)
«Подарок тому, кого
люблю»
(различные
нетрадиционные
техники)
«Открытка для папы»
(нетрадиционное
рисование +
аппликация)

Февраль

Февраль

Февраль
Март

«Букет для моей мамы»
(набрызг, печать

рисования тычками
полусухой жесткой
кистью. Формировать у
детей обобщенное
представление о птицах.
Пробуждать интерес детей
к известным птицам.
Расширять знания о
перелетных птицах.
Совершенствовать умение
в данных техниках;
упражнять в
комбинировании двух
различных техник;
развивать чувства
композиции
Продолжать учить детей
рисовать техникой
монотипии. Познакомить с
симметрией. Учить
изображать бабочек в
технике монотипии.
Развивать
пространственное
мышление.

кисти.

Белые листы,
гуашь, шаблон
елочки,
зубные щетки,
тарелочки,
пробки и др.
Вырезанные из
белой бумаги
силуэты
бабочек,
акварель,
кисти.

Упражнять в рисовании
предметов овальной
формы. Совершенствовать
умения в сочетании
восковых мелков и
акварели. Учить
тонировать лист разными
цветами акварели.
Совершенствовать умение
и навыки в рисовании
пальчиками и по
трафарету. Воспитывать
аккуратность.
Совершенствовать умения
работать в различных
техниках.

Белые листы,
гуашь, восковые
мелки, кисточки.

Совершенствовать умения
детей в различных
изобразительных техниках.
Развивать чувство
композиции и ритма.
Учить изготавливать
необычные цветы, используя

Цветная
бумага,
акварель,
ножницы,
клей.
Белые листы
бумаги, акварель,

17

Белые листы,
гуашь, тарелочки,
трафареты
листьев
Белые листы,
цветная бумага,
гуашь и др.

листьями +аппликация)

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Май

нетрадиционные
изобразительные техники:
набрызг и печать листьями;
формировать эстетический
вкус к составлению букетов и
их изображениям, учить
использовать шаблоны для
создания одинаковых
изображений.
«Подснежники»
Учить рисовать подснежники
(акварель +восковые
восковыми мелками, обращая
мелки)
особое внимание на склонную
головку цветов. Учить с
помощью акварели
передавать весенний колорит.
Развивать цветовосприятие.
«Ивы у реки»
Продолжать учить детей
(монотипия)
рисовать техникой
монотипии. Учить изображать
деревья и их тень в реке.
«Натюрморт из фруктов» Познакомить с жанром
(рисование восковыми
изобразительного искусства мелками и акварелью)
натюрморт. Учить рисовать
различные фрукты с
помощью предложенных
техник.
«Космический коллаж»
Учить создавать большую
коллективную композицию.
(рисование
Развивать умение вырезать
+аппликация)
свой рисунок и наклеивать на
общую работу. Развивать
чувства прекрасного желание
создавать что-то необычное.
«Раскрашиваем яйца»
Учить раскрашивать яйца,
(различные
используя различные техники
нетрадиционные
рисования на выбор детей.
техники)
«Парашютист»
Совершенствовать умение в
(набрызг)
данной технике. Учить
отображать облик
парашютиста наиболее
выразительно, использовать
необычные материалы для
создания выразительного
образа.
«Салют в ночном небе»
Познакомить с
(граттаж)
нетрадиционной
изобразительной техникой
черно-белого граттажа.
Упражнять в использовании
таких средств
выразительности, как линия,
18

сухие листья,
ножницы, клей.

Акварель,
восковые мелки,
кисти, листы
белого цвета.

Белые листы,
гуашь, кисти.
Белые листы,
Восковые мелки,
акварель

Акварель, кисти,
ножницы, белые
листы, цв.
Бумага.

Белые листы,
акварель.
Белые листы,
акварель, кисти,
зубные щетки,
шаблон

Листы картона,
свеча, тушь
+жидкое мыло,
кисть,
заостренная
палочка.

Май

«Лето,здравствуй»

штрих.
Совершенствовать умения и
навыки в свободном
экспериментировании с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Закрепить умение выбирать
самостоятельную технику и
тему.

3.2.Учебно-тематический план второй год обучения.
№
п/п
Количество
Тема
занятий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

«Осенние пейзажи»
«Чудо картина»
«Птицы волшебного сада»
«Коврик из лоскутков»
«Панно из рук «Даша, Саша, я –
красивая рука »
«Сказка «Гуси лебеди»»
«Сказочный город»
«Ёлочные игрушки
(колокольчики и шары)»
«Зимний лес»
«Ёлочка»
«Зимняя сказка»
«Зимние узоры»
«Подарок для папы»
«В подводном царстве»
«Волшебные цветы»
«Ваза с фруктами»
«Корзинка с подснежниками»
«Космические дали»
«Пасхальное панно»
«Картинки для малышей»
«Вот и лето пришло»
Итого

Все имеющиеся
в наличие.

Часы
(мин)

1
1
2
2
2

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

2
2
1

30 мин
30 мин
30 мин

1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
35

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

Перспективный план кружковой работы
Подготовительная
Месяц

Тема

группа

Программное
содержание
19

Материал

Сентябрь

«Осенние пейзажи»
(рисование губкой,
поролоном)

Сентябрь

«Чудо - картина»
(рисование с
использованием
изоленты)

Сентябрь

«Птицы волшебного
сада»
(аппликация)

Октябрь

«Коврик из
лоскутков»
(различные
нетрадиционные
изобразительные
техники +аппликация)
«Панно из рук: «Даша,
Саша, я – красивая
рука»»
(рисование
ладошками)

Октябрь

Ноябрь

«Сказка «Гуси
лебеди»»
(аппликация)

Ноябрь

«Сказочный город»
(рисование ватными
палочками)

Декабрь

«Ёлочные игрушки

Учить отражать
особенности изображаемого
предмет, используя
нетрадиционную технику
рисования – рисование
губкой (поролоном).
Развивать чувство
композиции.
Учить детей рисовать
картины, используя
изоленту. Учить тонировать
лист разными цветами
гуаши.
Вызвать интерес к
аппликации, стремление
передавать образ жар
птицы, используя фантики.
Добиваться выразительного
образа. Научить детей
оформлять свою работу
Продолжать учить детей
сочетать различные
нетрадиционные техники
рисования в одной работе.
Развивать чувство
композиции.
Совершенствовать умение
делать отпечатки ладони,
вырезать свой рисунок и
наклеивать на общую
работу. Учить получать
радость от результатов
коллективной работы.

Белые листы,
губки
(поролон),
краски.

Учить детей обводить руку ,
вырезать и наклеивать
образы и героев сказки.
Развивать чувство
композиции. Учить
получать радость от
результатов коллективной
работы.
Учить наиболее
выразительно отображать в
работе облик города
(здания), используя
нетрадиционную
изобразительную технику –
рисование ватными
палочками. Учить работать
в парах.
Познакомить с техникой

Цветная
двухсторонняя
бумага,
ножницы, клей

20

Белые листы,
изолента
(скотч) , гуашь,
кисточки.
Белые листы,
фантики, клей

Белые листы,
акварель, клей,
все имеющиеся
в наличии.
Вырезанные из
белой бумаги
силуэты
бабочек,
акварель,
кисти.

Белые листы,
ватные
палочки,
гуашь.

Ячейки от яиц,

(колокольчики и
шары)»
(тычкование)

Декабрь

«Зимний лес»
(тычкование
поролоном)

Декабрь

«Елочка»
(коллективная
аппликация)

Январь

Январь

«Зимняя сказка»
(коллективная работа
– рисование
различными
техниками +
аппликация)
«Зимние узоры»
(граттаж)

Февраль

«Подарок для папы»
(нетрадиционное
рисование +
аппликация)

Февраль

« В подводном
царстве»
(рисование мыльными
пузырями + акварель)

Февраль
Март

«Волшебные цветы»
(рисование спичечным
коробком + оттиск по
трафарету и др.)

тычкования. Учить
изготовлять колокольчики
от яичных ячеек и шары,
используя тычкование.
Развивать воображение и
творчество в украшении.
Закреплять умение рисовать
деревья, используя
нетрадиционную
изобразительную технику –
тычкование поролоном.
Развивать чувство
композиции.
Учить создавать
коллективную работу –
ёлочку. Развивать умение
вырезать свой обведенный
след от руки и наклеивать,
создавая образ елочки.
Совершенствовать умение
детей в различных
техниках.
Развивать чувства
композиции и ритма.

цветная
двухсторонняя
бумага,
ножницы, клей

Продолжать знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
черно-белого граттажа.
Упражнять в использовании
таких средств
выразительности, как
линия, штрих.
Совершенствовать умение в
данных техниках.
Развивать чувства
композиции и ритма.

Белые листы
картона, черная
тушь, палочки
с заточенными
концами.

Познакомить детей с новой
нетрадиционной техникой
рисования – рисование
мыльными пузырями. Учить
дорисовывать картину.
Развивать чувство
композиции.
Учить детей рисовать
необычные цветы,
используя спичечный
коробок, оттиск по
трафарету и другие техники
на выбор детей,
21

Белые листы,
поролоновые
тампоны ,
гуашь.

Цветная бумага
двухсторонняя,
ножницы, клей.

Гуашь, цветная
бумага,
салфетки, клей
и др.

Цветная
бумага,
акварель,
ножницы,
белый картон,
клей.
Белые листы,
гуашь, мыльные
пузыри.

Белые листы
бумаги, краски,
спичечные
коробки,печатк
и,трафареты,
кисти.

дорисовывать их до
определенного образа.
Развивать воображение и
творчество.
Учить детей создавать образ
вазы с фруктами, используя
нетрадиционную
изобразительную технику набрызг и печать по
трафарету. Развивать чувство
композиции.
Совершенствовать умение в
данных техниках.

Март

«Ваза с фруктами»
(набрызг)

Март
Апрель

«Корзинка с
подснежниками»
(рисование восковыми
мелками +обрывная
аппликация)

Апрель

«Космические дали»
Закреплять умение смешивать
(набрызг, печать
краски, создавать образ
поролоном по трафарету) звездного неба, используя
набрызг и печать по
трафарету. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в
рисовании с помощью данных
техник.
«Пасхальное панно»
Совершенствовать умения и
(рисование различными
навыки в свободном
изобразительными
экспериментировании с
нетрадиционными
материалами, необходимыми
техниками)
для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Учить создавать большую
коллективную композицию.
Закрепить умение выбирать
самостоятельную технику и
тему.
«Картинки для
Продолжать учить рисовать не
малышей»
только с помощью красок и
(рисование солью и
кисти, но и с помощью соли.
акварелью)
Учить создавать картинки с
помощью предложенной
техники. Развивать
эстетическое чувство.
«Летняя полянка»
Совершенствовать умения и
навыки в свободном
экспериментировании с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Закрепить умение выбирать
самостоятельную технику и
тему.

Апрель

Май

Май

22

Белые листы
бумаги, краски,
трафареты
фруктов, зубные
щетки.
Цветная
двухсторонняя
бумага, белые
листы, клей,
гуашь, восковые
мелки
Белые листы
бумаги , акварель,
трафареты,
зубные щетки.

Различный
материал

Белые листы
бумаги, соль,
клей, акварель.

Все имеющиеся в
наличие.

3.3.Методическое обеспечение программы.
Рабочая программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными
материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. В работе
используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти,
карандаши), нетрадиционные материалы. Это восковые и масляные мелки, свеча, ватные
палочки, печатки из поролона, пробок, трубочки для коктейля, палочки или старые стержни
для процарапывания, салфетки и многое другое. Этим материалом может быть любой
предмет из окружающего мира.
В программу кружка «Фантазеры» планируются занятия по изодеятельности с
использованием различных нетрадиционных техник:
- отпечатки листьев;
- рисунки пальчиками и ладошками;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету;
- оттиск смятой бумагой;
- набрызг;
-комкание салфеток и др.
Каждый из этих приемов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает
полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию
координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в
возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в
сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия
кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и
интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к
процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и
детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же
стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника
фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором
будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей
оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание
придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными
материалами: пробками, восковыми мелками , трубочками и др. В процессе рисования дети
вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во
всех типах коммуникативных высказываний. Целенаправленное руководство со стороны
педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том
числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость
познания, творчества.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важную роль в развитии ребёнка играет предметно — пространственная
развивающая среда.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально бытового или культурно - эстетического характера. Это условия существования человека, его
жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую
направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования
личности - образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П.
Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
23

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия,
такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Под предметно — развивающей средой понимают определенное пространство,
организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для
удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном
развитии в целом. Современное понимание предметно — пространственной среды включает
в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной
позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к
самовыражению средствами.
Развивающая предметно — пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно — насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически — привлекательной.
Развивающая предметно - пространственная среда должна быть насыщенной,
пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной
деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон
(«центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих
материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Все предметы должны быть доступны детям. Это позволяет дошкольникам выбирать
интересные для себя занятия.
Развивающая предметно - пространственная среда должна организовываться как
культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия
народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и
пр.).
Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы
содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества
каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Для плодотворного творческого процесса кружковой работы большое значение имеют
материально — технические условия, созданные на базе ДОУ:
- использование видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов работы
над изображением, мастер - классов;
- использование музыкального центра для создания психологического комфорта во
время занятий;
- использование картин, таблиц, плакатов. настольных дидактических игр и др.
3.4.Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
24

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности;способность ребёнка к фантазии, воображению,
творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;

творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании,
придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть
звуками и словами.

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями,
навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей,
сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может
быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку
активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы,
входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В
силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть
одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно,
самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы,
входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка результативности сформированности уровня художественно – эстетического
развития детей проводится по сравнительным результатам мониторинга два раза в год: в
сентябре и мае.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование
специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, цвет, и делает вывод о
том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему. Для
отслеживания результатов детского творчества в течение года проходят конкурсы,
викторины, тестирование, беседы с детьми; изготавливаются подарки и сувениры к
праздникам; детские работы используются в оформлении интерьера детского сада;
проводятся открытые занятия, праздники и развлечения, выставки детского творчества.
25

Работы членов кружка регулярно представляются на городские, региональные,
всероссийские и международные конкурсы.
Идея Рабочей Программы кружка состоит в том, что художественная деятельность на
всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение
ребенка в общечеловеческую культуру.

26

Список литературы
1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.
Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайловой.
2. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
3. Г.Н. Давыдова «Бумагопластика. Цветочные мотивы».
4. И.М. Петрова, Т.М. Геронимус «Волшебные полоски».
5. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет
«Цветные ладошки», Москва «Карапуз - ди-дактика», 2006г.
6. И.А.Лыкова «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз - дидактика», 2017г.
7. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М.,
«Цветной мир», 2020г.
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании
Свердловской области»
9. Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных ор-ганизаций. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.- Екатеринбург: Ажур,
2015.-59 с.
10. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:
методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова,О.В. Савельева, Т.В. Иванова. –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2014.- 200 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Екатеринбург: Ажур, 2014.- 24 с.
12. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ.-М., 2013

27

Приложение 1
Система
мониторинга
Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись
разработкой доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения
детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”.
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции
соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,
движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не
удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,
изображение статическое.
2. Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в
соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не
продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана
неверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2
балла – есть отступления от реальной окраски; преодладание нескольких цветов или
оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету,
изображение
выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно,
линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи
взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет
навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает
затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует
однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и
критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –
эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке
(завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к
оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом
собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность
замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с
вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полногму раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не
инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».