МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАОУ "Манчажская СОШ" Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2023-2024 учебный год 7 класс Составитель: Кардашин Сергей Иванович Учитель ОБЖ первая квалификационная категория 2023 г. 1 Содержание учебного курса Раздел 1. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них Опасные природные явления. Последствия воздействия опасных природных явлений на человека и среду его обитания. Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на человека. Правила безопасного поведения при угрозе стихийных бедствий. Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи. Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристики. Снежные лавины. Тема 5. Правила безопасного поведения на природе Вынужденная автономность человека в природе. Факторы, влияющие на выживание человека в условиях автономного существования в природе. Стрессоры выживания. Борьба со стрессорами (жара, холод, голод, жажда, боль, одиночество, страх). Раздел 2. Основы здорового образа жизни и культура здоровья Тема 1. Основы экологической культуры Анализ экологических особенностей Уральского региона. Факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Промышленные и бытовые отходы. Экологически чистые продукты питания и товары повседневного спроса. Источники получения информации об экологической безопасности товаров повседневного потребления. Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния окружающей природы. Духовно-нравственные аспекты проблем сохранения жизни и культуры, окружающей природы Уральского региона. Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа жизни Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. Профилактика переутомления. Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Способы прогнозирования и предотвращения стрессовых ситуаций. Информационная безопасность человека. Роль искусства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности. Здоровье человека как основа здоровья нации, государства. Тема 3. Роль социальной среды в развитии подростка Взаимоотношения в социуме. Социальные группы, их особенности. Особенности взаимоотношений подростков и взрослых. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимодействие в школьном коллективе. Права, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности. Подходы к анализу взаимодействия в подростковой среде. Противодействие алкоголизму и наркозависимости как условие сохранения здоровья личности, общества, нации, государства. Раздел З. Основы медицинских знаний а правила оказания первой медицинской помощи Тема 1. Виды травм 2 Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Способы транспортировки пострадавших. Практические занятия Занятие 1. Респираторы (виды, устройство, назначение, защитные свойства). Правила пользования. Занятие 2. Узлы, их применение. Туристические системы. 3 Планируемые результаты освоения Предметно-информационная составляющая образованности: знать специфику экологической ситуации в регионе, основные методы осуществления природоохранной деятельности; • иметь обоснованное представление о возможностях собственного здоровья, способах его сохранения; • знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; • знать причины возникновения и масштабы различных видов опасности; • знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, с учетом специфики Свердловской области; знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и эмоционального здоровья, способы противодействия различным видам зависимостей; • иметь представление о нормах поведения в социальных ситуациях, создающих угрозу жизни; Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности: • уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм; • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; • оказывать первую медицинскую помощь при электротравмах; • участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона, города; • адекватно вести себя в криминогенных ситуациях; • владеть основными способами разрешения конфликтных ситуаций. Использовать полученные знания умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • анализа ситуаций, связанных с угрозой жизнедеятельности; • обеспечения жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального характера, создающих угрозу жизнедеятельности; проявления бдительности, безопасного поведения при социальном конфликте. Ценностно-ориентационная составляющая образованности: • уверенность в возможности развития и саморазвития; • принятие норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения; • ценность собственного психофизического и социального здоровья; • умелое самоопределение во взаимоотношениях с другими людьми, осознание ответственности за свои действия. 4 Учебно-тематическое планирование 7 класс № Наименование раздела темы занятий Дорожная безопасность 1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 2 Пешеход. Безопасность пешехода 3. Безопасность велосипедиста 4. Пожарная безопасность Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 5. Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений 6. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации геологического происхождения 7. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Защита населения от возможных последствий 8. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов 9. Последствия извержения вулканов. Защита населения 10. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения 11. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия 12. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 13. Наводнения. Виды наводнений и их причины 14. Защита населения от последствий наводнений. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения 15. Сели и их характеристика 16. Защита населения от последствий селевых потоков 17. Цунами и их характеристика 18. Защита населения от цунами 19. Снежные лавины Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения 20. Лесные и торфяные пожары и их характеристика 21. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения 22. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения 23. Эпизоотии и эпифитотии Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму 24. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность 25. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения Основа здорового образа жизни 26. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 27. Психологическая уравновешенность 5 Кол-во часов 4 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Стресс и его влияние на человека Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Первая помощь при неотложных состояниях Общие правила оказания первой помощи Оказание первой помощи при наружном кровотечении Оказание первой помощи при ушибах и переломах Общие правила транспортировки пострадавшего Итого: 6 1 1 5 1 1 1 1 1 34