Рабочая программа ОБЖ 5 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АРТИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МАОУ "Манчажская СОШ"

Рабочая программа
«Основы безопасности жизнедеятельности»
на 2023-2024 учебный год
5 класс

Составитель: Кардашин Сергей Иванович
Учитель ОБЖ
первая квалификационная категория

2023 г.
1

Содержание учебного предмета
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
- Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика
городского
и
сельского
жилища,
особенности
его
жизнеобеспечения.
Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в
быту.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера
- Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.
Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов
и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге
велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..
Тема 3.. Опасные ситуации природного характера
- Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный
отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры
предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря,
ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера
(радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный
объект)
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
- Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной
безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и
самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения.
Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым
человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных
вещей. Правила защиты от мошенников. .
Тема 6 . Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры
предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при
захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении
заложников
сотрудниками
спецслужб.
Ответственность
несовершеннолетних
за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Основы здорового образа жизни
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая
совершенствование его физических и духовных качеств.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и
укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья
человека
Тема 8. Факторы разрушающие здоровье.
- Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
2

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его
последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на
здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания
Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при
ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская
помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии,
лекарствами.

3

Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты обучения:
















усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Предметные результаты обучения:
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными
результатами
жизнедеятельности является (УУД).





обучения

курса

«Основы

безопасности

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
4









умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности),
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)

5

Учебно-тематическое планирование
5 класс
№

Наименование темы занятий

Кол-во
часов
3
,особенности
1

Человек, среда его обитания, безопасность человека
1.
Город как среда обитания. Жилище человека
жизнеобеспечения жилища
2
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.
3
Особенности природных условий в городе.

1
1

Опасные ситуации техногенного характера
4
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
5
Пешеход. Безопасность пешехода.
6
Безопасность велосипедиста
7

Группы дорожных знаков.

8
Пожарная безопасность
9
Правила личной безопасности при пожаре.
1
10
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
1
Опасные ситуации природного характера
11 Безопасность на водоёмах
12 Погодные явление и безопасность человека.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
13
Чрезвычайные ситуации природного характера.
14
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
15
Обеспечение личной безопасности на улице и дома.
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и
государства
16
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их
возникновения.
17
Виды экстремисткой и террористической деятельности.
18
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение
и участие в террористической деятельности
19
Опасные ситуации социального характера,антиобщественное поведение
20
Обеспечение личной безопасности дома.
21
Обеспечение личной безопасности на улице.
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
22
О здоровом образе жизни.
23
Двигательная активность .
24
Закаливание организма-виды,принципы,этапы закаливания.
25
Рациональное питание.Гигиена питания.
Факторы, разрушающие здоровье
26
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
27
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.
Первая помощь и правила её оказания
28
Первая помощь при различных видах повреждений
29
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.Практическое занятие.
30
Первая помощь при отравлениях

9
1
1
1
2
2

2
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
3.
1
1.
1
6

31
Практическое занятие –наложение тугой повязки на кисть.
32
Практическое занятие –вязание узлов.
Итого

34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».