Шаг в медицину 8-9 классы.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«Шаг в медицину»
Возраст: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Трифонова Ольга Владимировна,
учитель биологии
высшая квалификационная категория

2022 год

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Шаг в медицину» направлена на изучение
основ оказания первой помощи при различных видах травм. В современных условиях
интенсификации любой деятельности человека, усложнения используемых им
технических средств возрастает общественное значение состояния здоровья каждого
человека. Сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина — от младенца до
человека преклонного возраста — является важнейшей государственной задачей. В
государственных документах подчёркивается, что сознательная ориентация на
здоровый образ жизни и выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Программа дополнительного образования имеет модифицированный вид и призвана
способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в
обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в
формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учетом
индивидуальных особенностей. Программа имеет «стартовый уровень» и
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы. В ней предусматривается широкое использование
полученного жизненного опыта детей.
Новизна программы заключается в том, что программа ориентирована на
приобретение обучающимися практического опыта по оказанию первой помощи.
Актуальность заключается в том, что программа является важным этапом
обеспечения социальной защиты человека. Ее реализация призвана дать практические
рекомендации по защите и должна способствовать снижению смертности,
заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных факторов
окружающей среды, помочь выработать у них психологическую устойчивость в
чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в школьный период в жизни
ребенка считается периодом особой восприимчивости и повышенных возможностей
развития психики и обучения. Дети любознательны по своей природе и очень важно
использовать этот природный потенциал для более полного и всестороннего развития
ребенка. Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы,
воспринимает природу ярче и острее взрослого.
Категория обучающихся участвующих в реализации программы дополнительного
образования - 15-16 лет. Наполняемость групп от 8 до 10 человек. Приём в
объединение осуществляется на добровольной основе, по желанию и интересу
обучающихся. Набор детей проводится независимо от уровня их подготовки по
данному направлению и физической формы. На изучение программы в
образовательном учреждении отводится 1 год (34 часа).
Формы и режим занятий
Режим занятий по данной программе - 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- фронтальная. Предполагает подачу учебного материала всему коллективу

обучающихся детей через беседу или дидактическую игру. Фронтальная форма
способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать
информацию и работать творчески вместе.
- групповая. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга,
учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
-индивидуальная. Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание
помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не
уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков
самостоятельного творчества, формирует и оттачивает личностные качества
обучающегося: трудолюбие, усидчивость, логическое мышление.

Содержание программы
программы «Шаг в медицину»

В содержании
учтены положения
федеральных
законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области
безопасности личности, общества и государства.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного
маршрута обучающегося в образовательном пространстве реальной и виртуальной
информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности,
экологическое мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и
умения — основные ресурсы культуры безопасности.
Введение (1 час). Почему нужно изучать данную
дополнительную общеобразовательную программу.
Основы оказания первой помощи (33 часа).
Виды ранений, их причины и первая помощь (2ч).
Кровотечения. (3ч) Общая характеристика кровотечений и первая помощь.
Капиллярные, венозные кровотечения. Артериальные, внутренние кровотечения.
Переломы (5ч). Виды переломов и первая помощь. Закрытый перелом. Открытый
перелом Средства оказания первой помощи при переломах конечностей, грудной
клетки. Средства оказания первой помощи при переломах черепа, позвоночника.
Закрытые травмы.(3ч)
Первая помощь при закрытых травмах. Первая помощь при закрытых травмах.
Виды повязок (3ч).
Правила наложения повязок. Профилактика осложнения ран. Асептика
и антисептика.
Экстренная реанимационная помощь. (3ч).
Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника
(3ч). Травмы (3ч).
Травмы груди, живота и области таза. Первая помощь при травмах груди,
живота и области таза.
Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и
верхние дыхательные пути инородных тел (3ч).
Сердечно – сосудистая система. (3ч). Остановка сердца. Острая
сердечная недостаточность.
Инсульт. Первая помощь при остановке сердца, при острой
сердечной недостаточности иинсульте. Первая помощь при остановке сердца,
при острой сердечной недостаточности иинсульте.
Промежуточная аттестация. Итоговый смотр знаний и умений (2ч).
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Личностными результатами прохождения программы являются:
-освоение социальных норм поведения, ролей, связанных с необычными,
неожиданными и чрезвычайными ситуациям.
-сформированность социально значимых межличностныхотношений, ценностных
жизненных установок и нравственных представлений;
4

-эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей
среде, к проявлению асоциального поведения;
-наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать
те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
-устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному
совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные:
-использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация
и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
-сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из
разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
-осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных
решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной
школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
-планировать
по собственному
побуждению
свою жизнь
и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных
ситуациях;
-контролировать своё поведение, проявлять желание и способность
предвидеть последствия своих действий и поступков;
-оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки
в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным
мнениям, объективно оценивать суждения участников);
-формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
-составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных
чрезвычайных ситуациях;
-характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных
способах их устранения.
Предметными результатами прохождения программы являются:
-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-пониманиеличной
и
общественной значимости современной
культуры
безопасности жизнедеятельности;
-формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
5

-умение оказать первую помощь пострадавшим;
-умение
предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным
признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников;
-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Итоговый смотр знаний - проводится в конце учебного года, определяет
уровень освоения программы: итоговое занятие - оказание первой помощи
на практике.
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной
программы предполагает:
индивидуальное наблюдение при выполнении практических
приемов обучающимися;
работа в малых группах.
При проведении диагностики используются такие методы как – беседа,
работа с наглядными пособиями, практикумы, наблюдение, дидактическая игра,
опрос.
Итоги освоения программы подводятся в форме практического смотра знаний
и умений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся научатся:
-объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
-выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
-оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
А также учащиеся получат возможность научиться:
-анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья
и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
-организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
-проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр,
пользовании бытовыми электроприборами.
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
всего теори
практик
я
а
1
Введение (1 час)
1
1
0
2-3
Виды ранений, их причины и
2
1
1
первая помощь
4-6
Общая характеристика
3
1
2
кровотечений и первая помощь
7-9
Виды переломов и первая помощь
3
1
2
10-11 Средства оказания первой помощи
2
1
2
12-14
15-17

Закрытые травмы, первая помощь
Правила наложения повязок

3
3

1
1

2
2
6

18-20
21-23
24-26

27-28
29 -31

32

33
- 34

Профилактика осложнения ран.
Асептика и антисептика
Экстренная реанимационная помощь
Первая помощь при черепномозговой травме и повреждении
позвоночника
Первая помощь при травмах груди,
живота и области таза
Первая помощь при попадании в
полость
носа, глотку, пищевод и
верхние дыхательные пути
инородных тел
Первая помощь при остановке
сердца, при острой сердечной
недостаточности и
инсульте
Промежуточная аттестация. Итоговый
смотр знаний и умений по теме
«Основы первой помощи»
Всего:

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

2

1

3

1

2

3

1

2

2

0

2

34

12

22

Календарный учебный график
Занятия по программе проводятся в течение учебного года (включая осенние
и весенние каникулы), что составляет 34 часа в год ( 1 занятие в неделю)
Оценочные материалы
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется
педагогом дополнительного образования в процессе проведения
теоретических и практических занятий. Педагог осуществляет контроль
достижений обучающегося на каждом занятии, либо по каждой теме
учебного плана, но не реже одного раза в месяц. Результаты заносятся в
журнал
Критерием освоения программы:
Высокий уровень («в»): ученик выполняет все предложенные задания
самостоятельно.
7

Средний уровень («с») : ученик выполняет самостоятельно и с
частичной помощью педагога все предложенные задания;
Низкий уровень («н»): ученик не может выполнить все предложенные задания,
только с помощью педагога выполняет некоторые предложенные задания.
Достижения обучающихся отмечаются в журнале учета по дополнительной
общеразвивающей программе «Шаг в медицину».
Формы аттестации
Специфика деятельности дополнительного образования предполагает
творческий подход к выбору форм аттестации знаний, умений и навыков
обучающихся.

Освоение

дополнительной

общеобразовательной

(общеразвивающей) программы сопровождается текущим контролем и
промежуточной

аттестацией

обучающихся.

Текущий

контроль

успеваемости – это систематическая проверка достижений обучающихся,
проводимая педагогом дополнительного образования. Формы текущего
контроля: показ на практике знаний и умений по оказанию первой помощи.
Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность
обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за
контролируемый период (год). Формами промежуточной

аттестации

является – итоговый показ практических знаний и умений.
Организационно-педагогические условия
Занятия проводятся в кабинете Точка Роста, педагогом дополнительного
образования. Эффективность освоения учащимися программы «Шаг в
медицину» зависит от материально- технического оснащения кабинета,
который должен включать классную комнату и лаборантскую. В классе
размещаются средства оснащения, необходимые для проведения текущих
занятий

с

учащимися:

видеоаппаратура,

учебно-методическая

проекционная

аппаратура;

литература;

средства

аудио-,

программного

обучения и контроля знаний; макеты, муляжи, модели; стенды, плакаты,
аудиовизуальные пособия.
8

Учебно-практическое оборудование:
-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления таблиц;
-бинты марлевые;
-вата гигроскопическая нестерильная;
-вата компрессная;
-жгуты кровоостанавливающие;
-индивидуальные перевязочные пакеты;
-ножницы для перевязочного материала (прямые);
-повязки малые стерильные;
-повязки большие стерильные.
Методические материалы
 Основы

безопасности

жизнедеятельности.

Рабочие

программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.
Смирнова. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций

/

А.Т.

Смирнов,

Б.О.

Хренников.

–

М.:

Просвещение, 2014.
– 96 с.;
 Основы

безопасности

жизнедеятельности.

Рабочие

программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.
Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 9-е изд. – М. :
Просвещение, 2014. – 64 с.;
 Виноградова,

Н.

Ф.

Основы

безопасности

жизнедеятельности: 5—9 классы: рабочая программа / Н. Ф.
Виноградова, Д. В. Смирнов, А. Б. Таранин. — М. : ВентанаГраф, 2017. — 67, [2] с.;
9

 Интернет-сайты:
 http://ru.wikipedia.org/wiki - материалы энциклопедии Википедия;
 http://www.anatomy.tj/- анатомический атлас человека;
 http://anatomia.spb.ru/ - анатомический 3D атлас;
 http://anatomus.ru / - анатомия и физиология человека;
 http://anatomyonline.ru/ - анатомический атлас (остеология);
 http://biomolecula.ru/medicine - интернет-журнал "биомолекула";
 http://www.biorf.ru/ - научный интернет-журнал "живые системы";
 http://sci-dig.ru/category/medicine/ - научный интернет-журнал

"новости науки.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».