Психологическая азбука

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Психологическая азбука»
на 2022 - 2023 учебный год
Возраст обучающихся 7-10 лет.
Срок реализации: 1 год

Составитель: Шарова Л.Г.
педагог – психолог

с. Манчаж. 2022 г.

1. Основные характеристики.
1.1. Пояснительная записка
Познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности:
добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в
нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются,
но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Деятельность младших
школьников создает большие возможности для становления психических качеств,
которые могут составить основу тех или других способностей.
Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По
данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит
на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а
интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне
обучения.
Школьные уроки по-прежнему в своей массе нацелены на прохождение
программы, а не на развитие мышления детей.
Между тем возможность и целесообразность обучения, ориентированного на
развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом
Л.В.Выготским. Его идею поддержали Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукер,
А.В.Занков, И.С.Якиманская и др. Согласно этой теории современное построение
учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого
уровня мышления.
Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов
действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение
одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и
постепенно могут потерять способность к творчеству. При таком подходе, фактически
ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не
получают достаточного материала для развития своих способностей. Их
общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они
привыкают не прилагать усилий в учебной работе.
На помощь приходит кружок «Психология для младших школьников», где ребенок
может раскрыть и преумножить свои способности.
Направленность (профиль) программы: социально-педагогическая.
По форме организации - групповая
Уровень освоения программы: стартовый.
Новизна программы состоит в том, что настало время, когда можно с
уверенностью сказать, что 21 век станет веком психологии. Она вторглась не только в
смежные научные области (физиологию, зоологию, физику и т.д.), но и в практику, но и в
нашу повседневную жизнь.
Почти в каждом городе действуют психологические центры, активно развивается
школьная психологическая служба. К сожалению, у большинства взрослого населения
низкая психологическая культура. Мы не знаем элементарных основ эффективного
общения, способов самопознания, саморазвития. Это не удивительно: ведь психология
даже в школе не изучается.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы,
направленной на развитие интеллекта ребёнка, его морально-волевых и нравственных
качеств.

Актуальность программы
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет
ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они бесспорно несут
ответственность за счастье и здоровье детей. Возраст личностных деформаций отчаянно
молодеет, и сегодня особенно опасными в силу неосознанности и недопонимания
становятся жестокие, агрессивные противоправные действия младших школьников.
В настоящее время становится очевидно необходимой ориентация современного
образования на выполнение новой для него функции – выступать пространством развития
личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Проблема детей на сегодня это неумение в полной мере соотносить себя с окружающим миром, другими людьми,
сопоставлять себя с другим человеком , в котором есть нечто, не имеющее значение для
ребенка, которое должно быть понятно им , осознанно и принято. В основе всего этого
лежит - самопознание. Развитие личности осуществляется в ходе осознания человеком
себя и своих возможностей.
Педагогическая целесообразность
Популярных психологических книг для школьников очень мало, а для
дошкольников – почти нет.
Но смогут ли дети младшего школьного возраста уяснить смысл психологических
категорий? На этот вопрос можно дать положительный ответ. Овладение психологической
азбукой поможет ребенку научиться понимать других людей, распознавать их
психологическое состояние, развивать в себе такие важнейшие качества, как сочувствие,
сопереживание, укрепить нравственные ориентиры. Данная программа педагогически
целесообразна, т.к. в условиях организованного взрослым общения сверстников ребенок
приобретает опыт доверия и доброжелательного принятия группой каждого из
участников, научится сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению,
овладеет целым рядом социально-психологических умений.
Отличительные особенности
В ходе разработки программы были проанализированы материалы
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ многих педагоговпсихологов.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том,
что поступлением ребенка в школу он «учится учиться», т.е. запоминать учебный
материал, формулировать ответ, решать задачи. И если ранее он был «просто
ребенком»,которого любили и о котором заботились взрослые, то теперь он стал
школьником, у него появились новые обязанности. Переход от игровой деятельности к
учебной осуществляется не по воле ребенка, а как бы «навязывается» сверху, от взрослых.
Данная программа позволяет сделать этот процесс успешным.
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что специально
созданные условия, для организации стихийно сложившихся представлений и понятий о
себе, других, о жизни и мире, имеющих место в индивидуальном опыте ребенка наиболее
эффективны. В ходе ребенок сможет выразить и с помощью взрослого осознать свой
собственный индивидуально сложившийся опыт жизни, получить представление об
уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого
человека.
Практические занятия по программе связаны с использованием различных форм
работы.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса различных
психологических методик.
Программа предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического
опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих

способностей.
Адресат программы
Программа адресована детям от 7 до 10 лет.
Дети этого возраста способны выполнять предлагаемые в программе задания и
упражнения.
В основу программы заложены принципы учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям
и возможностям каждого ребенка в творческом развитии.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся
Состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются
дети 1-3 классов общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие),
руководитель.
Возраст детей, участвующих в программе – младший школьный. В этом возрасте
дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. В
соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся 10-12 человек.
Объем и срок освоения программы
1 год обучения – 72 часа.
Формы и режим занятий
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа предполагает следующие формы проведения занятий: групповые,
индивидуальные.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части,
причем большее количество времени занимает практическая часть.
Особенности
организации
учебного
процесса заключаются
в
таких
предпочтительных для этого возраста учащихся методах работы: тесты, сказкотерапия,
арт-терапия, беседа, игровая терапия.
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, одно из новшеств
современной психологии. Ученые считают, что в сказках содержатся все основные
психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могут помочь
найти выход из аналогичной ситуации в жизни.
Беседа (опрос) – применяется в тех случаях, когда нужно выяснить знания и
представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людях и их
поступках, о самом себе.
Тест – это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в
строго определенных условиях.
Арт-терапия – это лечение и развлечение одновременно. В процессе
размазывания, импульсивного рисования ребенок безболезненно выражает свои чувства.
Игровая терапия – одна из разновидностей арт-терапии, в основе которого лежит
использование игры – в самом широком смысле этого слова – в качестве способа
исцеления душевных травм. Это своеобразный процесс проецирования мыслей, чувств,
переживаний человека на игрушки или различные вспомогательные предметы.
Коллективное занятие – выполнение групповых работ (панно, поделки, сказка).
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора
и подготовки к отчетным выставкам.

2.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создать оптимальные психологические условий для успешного
развития личности ребенка в школе, развить основные сферы ребенка: мотивационную,
нравственную, волевую, умственную, которые в целом обеспечат успешное овладение
учебным материалом.
Программа позволяет решить следующие задачи:
- образовательные: освоить знания в области психологии; овладеть умениями применять
психологические техники на практике; находить и анализировать психологическую
информацию;
- развивающие: развить познавательную активность ребенка, воображение, фантазию,
творчество, способность к сотрудничеству с другими людьми, развить мотивацию к
определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности;
- воспитывающие: формировать общественную активность личности, гражданскую
позицию, культуру общения и поведения в социуме, сознательную дисциплину.
2.3. Содержание программы
Учебный план
Организационное занятие.

1

беседа,
наблюдение
Беседа.

2.

Эволюционный путь развития психики. 4
Развитие образа Я.
Ощущение. Восприятие.
2

3.

Внимание

4

3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2

1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
2
2
1

игры
Беседа, наблюдение
Беседа, наблюдение
игра-путешествие
игра-наблюдение
тренинг
сказкотерапия

6.2

Понятие «внимание»
Произвольное и непроизвольное внимание
Игры на внимание
Корректурная проба
Темперамент
Типы темперамента.
Сказка о типах темперамента. Темперамент
пятого типа.
Ролевые игры
Характер
Первые проявления характера
Характеры сказочных героев
Разыгрывание ситуации «Я в будущем»
Эмоции
Сказка о Волшебницах-Потребностях и
заколдованных эмоциях
Придумай эмоцию

беседа,
наблюдение
Тесты на развитие
внимания
лекция
игра-сказка
игры
тестирование
Ролевые игры
беседа
игра-сказка

1

игра-тренинг

7.

Способности

3

тестирование

7.1

Виды способностей, интерес, трудолюбие

1

Лекция, наблюдение

7.2
7.3
8.

Сказка о Цветах Способностей
Развитие умственных способностей
Мотив

1
1
2

игра
тестирование
анкетирование

1.

4.3
5.
5.1
5.2
5.3-5.4
6.
6.1

8.1
8.2
9.
9.1
9.2
9.3
9.4-9.5
10.

10.1
10.2
10.3
10.4
11.
11.1
11.2
12.
12.1
12.2

12.3
12.4
12.5
13.
13.113.2
13.3
13.413.5
13.6
13.7
13.813.9
14.
14.114.2
14.3
14.414.5

Мотив; механизм действия мотива
Сказка о борьбе мотивов
Память
Виды памяти
Зрительная и слуховая память
Кратковременная,
долговременная,
оперативная памяти
Диагностика уровня памяти.
Мышление

1
1
5
1
1
1

беседа
практикум
тестирование
Лекция, наблюдение
практикум
практикум

2
4

Сказка о профессоре Мышления и злом
драконе
Описание предметов при помощи мимики и
жестов.
Считалки-бормоталки
Задачи на смекалку
Эмпатия. Ценностные ориентации.
Лаборатория Космического мага
Подарки с намерениями
Развитие внимания
Активация и сближение учащихся
Уменьшение
напряжения,
преодоление
сопротивления отдельных детей к работе в
группе.
Развитие устойчивости внимания, внимания к
звукам.
Развитие произвольности и основных форм
внимания.
Концентрация внимания
Развитие эмоциональной сферы
Развитие уверенного поведения

1

тестирование
Ребусы, логические
задачи,
игра тренинг
сказкотерапия

1

игротерапия

1
1
2
1
1
5
1
1

игры
решение задач
Ролевые игры
игротерапия
арт-терапия
тестирование
игры
игры-тренинги

1

игры

1

игры

1
9
2

игры
Творческая работа
беседа, игры

Развитие уверенности в себе, объединение
группы учащихся.
Развитие
способности
понимать
эмоциональное состояние другого человека и
умение выразить его.
Развитие способности понимать различные
эмоции
Отрицательные черты моего характера
Эмоционально-выразительные движения рук,
жесты
Развитие памяти
Развитие
памяти
и
активизация
произвольности поведения
Саморегуляция и контроль, восприятие и
память
Концентрация внимания, наблюдательность,
память

1

игра-инсценировка

2

1

пиктограммы,
мимическая
гимнастика
игра-тренинг

1
2

игры, рисование
игра-тренинг

5
2

тестирование
игры

1

подвижные игры

2

игра-тренинг

15.
15.1
15.2
15.3
16.

Развитие произвольности поведения
Наблюдательность и произвольность
Навыки саморасслабления
Способность контролировать свои действия
Развитие мышления и речи

3
1
1
1
13

16.1
16.2
16.3
16.416.5
16.6

Подготовка детей к ролевым играм
Развитие мышления и речи
Развитие дивергентного мышления
Составление целого из частей

1
1
1
2
1

16.7
16.816.9
16.10

Развитие умения видеть образ, проявление
самостоятельности и творческого создания
образа
Креативное мышление
Развитие восприятия, активизация основных
свойств внимания, мыслительных операций
Активизация основных свойств внимания

16.11
16.12
16.13
ИТОГО:

Ролевая игра
игры
игра-тренинг
игры
Ребусы, логические
задачи
беседа
игры
игры
игры

1
2

тест
«Несуществующее
животное»
решение задач
игры

1

Игры

Целое и часть
Переключаемость внимания

1
1

Развитие всех мыслительных операций
Итоговое занятие

1
1
72

игры
Тестирование
«Корректурная проба»
тестирование
подведение итогов

Содержание учебного плана.
Организационное занятие. (1ч).
Теория. Ознакомление с работой кружка «Психология для младших школьников»,
содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа.
Тема 1. Эволюционный путь развития психики. Развитие образа Я.
(4 часа)
Теория. (2часа)
Что такое самосознание? Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?». Инстинкт,
рефлекс. Для чего это нужно знать?
Практика. (2часа)
Каков ты для окружающих. Построение отношений с окружающими. Что мы больше
всего ценим в людях? Приятное и не очень приятное общение. Социометрия. Что такое
адаптация. Тест «Комфортно ли Вы себя чувствуете в школе, классе?»
Тема 2. Ощущение, восприятие. (2 часа)
Теория. (2часа)
Ощущение. Восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Наблюдение за живой
и неживой природой.
Тема 3. Внимание. (4 часа)
Теория. (1час)
Что такое внимание? Почему необходимо быть внимательным? Как развивать внимание?
Практика. (3часа)
Произвольное и непроизвольное внимание. Игры на внимание: «Найди лишнее», «Чего не
хватает» и т.д. Тест «Корректурная проба»

Тема 4. Темперамент. (3часа)
Теория. (1час)
Что такое темперамент? Типы темперамента. Как можно определить тип своего
темперамента?
Практика. (2часа)
Сказка о типах темперамента. Темперамент пятого типа. Ролевые игры (на примере
сказочных героев).
Тема 5. Характер. (4 часа)
Теория. (1час)
Понятие «характер». Темперамент и характер. Какой у Вас характер? Работа над собой.
Первые проявления характера
Практика. (3часа)
Характеры сказочных героев. Разыгрывание ситуации «Я в будущем».
Тема 6. Эмоции. (2часа)
Теория. (1час)
Сказка о Волшебницах-Потребностях и заколдованных эмоциях. Введение понятия
«Эмоция»
Практика. (1час)
Игра «Придумай эмоцию». Примеры ситуации и возникающие при этом эмоции.
Тема 7. Способности. (3часа)
Теория. (1час)
Виды способностей, интерес, трудолюбие. Как можно развить способности?
Практика. (2часа)
Сказка о Цветах Способностей. Развитие умственных способностей. Тест «Матрицы
Равена».
Тема 8. Мотив. . (2часа)
Теория. (1час)
Понятие. Мотив; механизм действия мотива
Практика. (1час)
Сказка о борьбе мотивов
Тема 9. Память. (5 часов)
Теория. (1час)
Для чего человека нужна память? Виды памяти. Тренировка памяти. Значение выражения
«Иван, непомнящий родства»
Практика. (4часа)
Зрительная и слуховая память. Кратковременная, долговременная, оперативная памяти.
Диагностика уровня памяти.
Тема 10. Мышление. (4 часа)
Теория. (1час)
Сказка о профессоре Мышления и злом драконе. Человек – существо мыслящее.
Практика. (3часа)
Описание предметов при помощи мимики и жестов. Считалки-бормоталки (разучивание).
Зачем они нужны? Решение задач на смекалку.
Тема 11. Эмпатия. Ценностные ориентации. (2 часа)
Сказка о профессоре Мышления и злом драконе. Человек – существо мыслящее.
Практика. (2часа)
Лаборатория Космического мага. Подарки с намерениями.
Тема 12. Развитие внимания. (5 часов)
Практика. (5часов)

Активация и сближение учащихся. Уменьшение напряжения, преодоление сопротивления
отдельных детей к работе в группе. Развитие устойчивости внимания, внимания к звукам.
Развитие произвольности и основных форм внимания. Концентрация внимания.
Тема 13. Развитие эмоциональной сферы. (9 часов)
Практика. (9часов)
Развитие уверенного поведения. Развитие уверенности в себе, объединение группы
учащихся. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и
умение выразить его. Развитие способности понимать различные эмоции. Отрицательные
черты моего характера. Эмоционально-выразительные движения рук, жесты.
Тема 14. Развитие эмоциональной сферы. (5часов)
Практика. (5часов)
Развитие памяти и активизация произвольности поведения. Саморегуляция и контроль,
восприятие и память. Концентрация внимания, наблюдательность, память.
Тема 15. Развитие эмоциональной сферы. (3часа)
Практика. (3часа)
Наблюдательность и произвольность. Навыки саморасслабления. Способность
контролировать свои действия.
Тема 16. Развитие мышления и речи. (13 часов)
Теория. (1час)
Игры в группах. Подготовка детей к ролевым играм. Беседа о корректном поведении.
Развитие мышления и речи.
Практика. (12 часов)
Развитие дивергентного мышления. Составление целого из частей. Развитие умения
видеть образ, проявление самостоятельности и творческого создания образа. Креативное
мышление. Развитие восприятия, активизация основных свойств внимания, мыслительных
операций. Активизация основных свойств внимания. Целое и часть. Переключаемость
внимания. Развитие всех мыслительных операций.
Итоговое занятие(1 час)
Теория. Обобщение изученного.
Практика. Выставка творческих работ.
2.4. Планируемые результаты.
Личностные результаты
будут сформированы духовно-нравственных ориентиры;
будет сформировано эмоционально-ценностное отношение к миру, к отношениям между
людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в
социуме
будут воспитаны эстетические качества личности;
будут развиты познавательные интересы.
Метапредметные результаты :
Регулятивные универсальные учебные действия
- будут уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия; оценивать
результаты своей и чужой работы; эмоционально воспринимать происходящие события;
последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
будут уметь развивать и закреплять адекватные способы ориентирования в окружающем
мире: в мире отношений; во внутреннем мире; анализировать различные объекты, делать
правильные выводы;
обогатят эмоциональный опыт, активизируют мышление, восприятие, воображение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
получат навыки умения тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;
слушать и слышать другого человека, использовать приемы, направленные на

эффективное общение; проявлять выразительность в чтении литературного произведения;
быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении
коллективных работ, а также и в общении друг с другом.
Предметные результаты
будут знать:
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей;
будут уметь:
- сравнивать предметы, находить сходство и различия по нескольким признакам;
- создавать образ-представление предмета по описанию;
- выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов;
- легко вступать в контакт с окружающими людьми;
- у детей улучшатся качественные и количественные показатели памяти, внимания:
Благодаря психолого-коррекционным методам воздействия на детей, лежащим в основе
данной программы, будут сформированы умения решать не только доступные
практические, но и сложные проблемные задачи.
3. Организационно-педагогические условия
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу
Календарный учебный график.
№

ме
ся
ц
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

чис
ло

Вре
мя

Форма занятия

Кол-во
часов

беседа
Рассказ с элементами беседы. Теоретические
сведения с последующей практической работой.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические
сведения с последующей практической работой.
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой.
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические
сведения с последующей практической работой.
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой.
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой.
Практическая работа
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Практическая работа
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Рассказ с элементами беседы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения
практической работой
Теоретические
сведения

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 2

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

с

последующей 1

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Рассказ с элементами беседы. Теоретические
сведения с последующей практической работой.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические
сведения с последующей практической работой.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические
сведения с последующей практической работой.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические
сведения с последующей практической работой.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические
сведения с последующей практической работой.
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Теоретические
сведения
с
последующей
практической работой
Рассказ с элементами беседы.

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
Имеется возможность доступа в кабинете информатики к информационным ресурсам интернета.
2. Учебно – практическое оборудование:
- бумага формата А-4 ;
- цветные карандаши.
- раздаточный материал.
3. Оборудование класса
- классная доска
- ученические столы двухместные с комплектом стульев
- стол учительский с тумбой
- шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

Методическое обеспечение.

Программа предусматривает применение различных методов и
приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой
предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе
способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми
учащимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий
компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для
общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора своей точки зрения.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых
занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы и
формы, как: беседа, объяснение, лекция, игры, тесты, выставки работ; а
также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые
занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется
самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые
работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В

начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие обсуждением.
3.3. Формы аттестации
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по
дополнительной
общеразвивающей
программе
стартового
уровня
«Психология для младших школьников» применяется:
Виды контроля
Наименование и время
проведения контроля
Входной контроль
(в начале курса обучения)
Текущий контроль
(в течение всего учебного
года)
Промежуточный контроль
(по окончании отчетного
периода)
Итоговый контроль
(в конце учебного года/курса
обучения)

Цель проведения

Формы контроля

Определение уровня развития
детей, их творческих
способностей
Оценка качества освоения
какого-либо раздела учебного
материала
Определение результатов
учебной деятельности
обучающихся за оцениваемый
период
Определение качества
реализации образовательного
процесса;
Оценка сформированных у
обучающихся умений и
навыков на определенном
этапе обучения.

Прослушивание
Контрольное занятие,
самостоятельная работа
Презентация творческих
работ; тестирование
итогового тестирования
в конце года

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме:
- анкетирования;
- конкурсов;
- ребусов
- выставок творческих работ;
- тестирования;
- тренингов;
- пиктограмм;
- итогового тестирования в конце года.
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и
достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские
методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика, в
конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года
(май) – итоговая диагностика. Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- адаптации в коллективе;
- сформированность либо отсутствие какого-либо навыка;
- мышления ребенка;
- памяти;
- эмпатии и т.д.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при
проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости кружка «Психология для младших школьников»;
-грамоты и дипломы учащихся;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при
проведении промежуточной аттестации являются:
Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный
вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления.
Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в
обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей
воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце
обучения по программе.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы
являются:
В качестве форм подведения итогов применяются открытые занятия, конкурсы,
выставки, защиты творческих работ.
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические
знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать комунибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
2.4. Оценочные материалы
Критериями оценки результативности обучения являются: уровень развития речи,
уровень развития памяти, уровень эмоционального развития, глубина эстетического
восприятия, уровень двигательной импровизации. Приобретённые детьми знания, умения
и навыки оцениваются по трем позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.
Критерии оценки устных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.

4. Список литературы
Для педагога:
1. Альманах психологических тестов. М. 1995
2. Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.
3. Винокурова Н. Магия интеллекта. М., 1994.
4. Зак А.З.Развитие умственных способностей младших школьников. М.
«Просвещение»,1994.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1997.
6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М. 1995.
7. Симановский
А.Э. Развитие творческого мышления. Ярославль.1996.
Для родителей и обучающихся:
1. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб.: Аквариум, Дельта, 1996.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.:
Просвещение, 1992.
3. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». Ярославль. 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».