Биология клетки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«Биология клетки»
Возраст: 16-17 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Трифонова Ольга Владимировна,
учитель биологии
высшая квалификационная категория

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Биология клетки» (далее – Программа) естественно - научной направленности
базового уровня предназначена для обучающихся, проявляющих интерес к
биологии и проектно-исследовательской деятельности. Программа направлена
на расширение знаний обучающихся в области цитологии с элементами
генетики, биохимии, эмбриологии, гистологии, а также подготовку к
выполнению заданий, встречающихся в испытаниях различного уровня
(предпрофессиональных экзаменах, конкурсах, олимпиадах, ГИА).
Содержание Программы способствует формированию основ естественно –
научной грамотности, расширению и систематизации знаний обучающихся
по основным разделам биологической науки. Программа может быть
реализована с применением дистанционных образовательных технологий,
технологий смешанного обучения.
Программа составлена на основе методических рекомендаций
утвержденных распоряжением Министерства просвещения РФ от 12.01.2021
№Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и
функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в
сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной
и технологической направленностей».
Программа реализуется с использованием оборудования Центра
образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка
роста".
Актуальность Программы
Цитология относится к фундаментальным разделам биологии, ее изучение
необходимо для освоения практически всех биологических дисциплин.
Строениюи функционированию клеток посвящены отдельные уроки
общеобразовательных курсов ботаники, зоологии, анатомии, общей биологии.
Однако в школьной программе недостаточно освещены вопросы
практического применения комплекса знаний о клетке. Основанные на
практических примерах материалы Программы будут способствовать
улучшению системных знаний о клетке как элементарной структурной и
функциональной единице живого, пониманию сути процессов, происходящих
в живых организмах в интеграции с основами генетики,биохимии, гистологии
и эмбриологии.
Программа соответствует законодательным и нормативным документам
федерального уровня:
 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №
196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПин 2.4.4.3172-14 Постановление от 04.07.2014 г.);
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №
816

«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Методические рекомендации «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г. № 06-1844;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015г.).
Новизна Программы
В процессе обучения по Программе организуется самостоятельная
познавательная деятельность обучающихся, развиваются навыки
самоорганизации, формирующие потребность к дальнейшему
самообразованию
и
использованию
разнообразных
источников
информации.
Педагогическая целесообразность
Программа призвана повысить компетентность обучающихся в
фундаментальных вопросах общей биологии через практическую и
теоретическуюдеятельность, направленных на осознание направлений
биологии как единой всеобъемлющей науки.
Цель Программы – развитие у обучающихся системных представлений о
клетке как основной структурной и функциональной единице всего живого в
процессе
интеграции
цитологических,
биохимических,
генетических,
гистологических знаний и умений.
Задачи Программы
Обучающие:

расширить познавательный интерес к изучаемым разделам
Программы;

познакомить обучающихся с ключевыми понятиями и
закономерностями, современными достижениями науки в области
цитологии,
основными направлениями цитологических исследований;

сформировать у обучающихся общебиологические понятия о
клеточном
строении живых организмов, взаимосвязи строения и функции;

развить навыки решения практических биологических задач.
Развивающие:

поиск обобщенных способов решения задач, в том
числе
осуществление развернутого информационного поиска;

выход за рамки учебных предметов и осуществление
целенаправленного поиска возможностей для широкого использования
средств и способов действия.
Воспитательные:

создать условия для профессиональной ориентации обучающихся;

воспитывать научное мировоззрение обучающихся;

способствовать формированию ответственного отношения
обучающихся к окружающему миру и своему здоровью.

Отличительная особенность Программы
Обучение по Программе поможет обучающимся повысить свой
образовательный уровень, который может быть продемонстрирован при
приеме в предпрофессиональные и профильные классы, а также на
испытаниях
различного уровня (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, итоговой
аттестации).
Категория обучающихся
Программа разработана для обучающихся 16-17 лет, желающих получить
знания по основам цитологии с элементами биохимии, генетики,
гистологии.
Набор в группы свободный. Количество обучающихся в группе 10 чел.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в
год составляет 34 часа.
Формы и режим занятий по Программе
Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность учебных
занятий установлена с учетом возрастных особенностей
обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами
и правилами, утвержденными СанПин 2.4.4.3172-14.
Форма занятий: индивидуально-групповая с применением дистанционных
технологий.
Планируемые результаты освоения Программы
По итогу реализации образовательной программы «Биология клетки»
у обучающегося будут сформированы:
Личностные:

уважительное и ответственное отношение к своему осознанному
выбору;

формирование у обучающихся потребности к самовыражению и
самореализации;

ответственное отношение к процессу и результату своей
деятельности;

познавательная активность и самостоятельность как ресурс в выборе
будущей профессиональной деятельности;

чуткое и бережное отношение к окружающему миру.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
– сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и
использовать ее для решения разнообразных учебных и поисковотворческих
задач;
– находить необходимую для выполнения работы информацию в
различных
источниках;
– анализировать предлагаемую информацию (фотографии,рисунки, схемы,
модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможности ее

использования в собственной деятельности;
учащиеся получат возможность:
– научиться реализовывать собственные замыслы, разрабатывая проекты и
защищая их;
– удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности,
расширяющей и углубляющей знания об экологии.
Регулятивные УУД:
учащиеся научатся:
– планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои
действия
с поставленной целью, прогнозировать действия, необходимые для
получения
планируемых результатов;
– осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий,
корректировку хода самостоятельной работы;
– самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы;
учащиеся получат возможность:
–осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения
результата
в процессе совместной деятельности;
– действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет
умения осуществлять поиск с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:
– организовывать совместную работу в паре или группе: распределять
роли,
осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
– формулировать собственное мнение и транслировать варианты решения,
аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей,
учитывать их при организации собственной деятельности и совместной
работы;
– проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей
и
результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в
доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания;
учащиеся получат возможность:
– совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
приобретенный опыт в ходе занятий.
Предметные:

ознакомление с методологией научного познания в сфере

естественнонаучного знания;

освоение законов, норм и технологий организации деятельности
в процессе познания в рамках естественнонаучной области, в том числе
моделирования, проектирования, систематизации, классификации, анализа и др.;

применение полученных знаний и компетенций на практике в
процессе

решения образовательных задач согласно требований ФГОС нового
поколения.
По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать:
 основные этапы развития цитологии, основные положения клеточной
теории, роль цитологии в системе биологических наук и ее прикладное
значение;
 основную терминологию и методы исследований в области
цитологии,
устройство светового микроскопа;
 химический состав клетки, особенности строения, функционирования
и
деления прокариотических и эукариотических клеток;
 основные понятия цитологии, молекулярной биологии, генетики,
гистологии и эмбриологии;
 алгоритмы решения практических задач.
По итогам реализации Программы обучающиеся будут уметь:
 самостоятельно работать с литературой и анализировать прочитанное;
 давать краткие, четкие и логичные ответы на поставленные вопросы;
 решать типовые задания по цитологии, выполнять лабораторные
работы и
практические задания;
 отличать по описанию, морфологическим признакам на рисунках,
микрофотографиях различные типы клеток, тканей, клеточные органоиды,
клеточные включения, определять стадию жизненного цикла клетки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№

Название разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

1

Цитология как наука

2

Практика

Теория

Всего

п/п

Строение и химический состав
клетки. Обеспечение клеток энергией

-

1

1

1 Текущий контроль. Выполнение практических
заданий

2

2

1 Текущий контроль. Выполнение практических
заданий. Работа над проектом

8

2

1 Текущий контроль. Выполнение практических
заданий

2

2 Текущий контроль. Выполнение практических

3

Методы цитологического и
гистологического анализа. Микроскопия.

4

5
Изготовление
и анализмикропрепаратов

3
4

заданий

5
6
Генетическая
информация вклетке.
6
7

Входящее тестирование

1
2

3

Формы аттестации/контроля

6

3

Закономерности наследственности
Клеточный цикл. Митоз

6

3

3 Текущий контроль. Выполнение практических
заданий. Работа над проектом
3

Текущий контроль. Выполнение практических
заданий

Мейоз

6

3

3 Текущий контроль. Выполнение практических
заданий. Работа над проектом

2

1

1 Текущий контроль. Выполнение практических
заданий. Работа над проектом

1

-

1 Итоговое тестирование.

8
9
Патологии
деления клеток иих
9

последствия. Онтогенез
Обобщение. Защита проектнойработы

Защита проекта

10
ИТОГО

34

18

16

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Введение в программу «Биология клетки». Формы и методы
деятельности. План работы на учебный год. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Первичная диагностика. Тестирование.
Раздел 2. Цитология как наука
Теория. Предмет и задачи, история развития, связь с другими науками,
прикладное значение цитологии. Клеточная теория. Уровни организации
живой материи.
Практика. Выполнение заданий на определение и сопоставление уровней
организации живой материи.
Раздел 3. Строение и химический состав клетки. Обеспечение клеток
энергией
Теория. Типы клеточной организации. Химический состав и
ультраструктурная организация клетки. Биологические мембраны. Транспорт
веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный
транспорт, экзоцитоз, эндоцитоз). Функции плазмалеммы. Особенности
строения оболочек прокариотических и эукариотических клеток. Цитоплазма
и ее структурные элементы. Вакуолярная система. Митохондрии и пластиды,
история их открытия. Ядро интерфазной клетки. Аппарат Гольджи. Строение
и функции лизосом. Эндоплазматическая сеть (ЭПС). Рибосомы.
Полирибосомы. Клеточныйцентр. Органоиды движения. Клеточные
включения.
Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен.
Фотосинтез, его механизм. Световая и темновая фазы фотосинтеза.
Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Космическая роль
зеленых растений. Хемосинтез. Гликолиз, его механизм и значение.
Практика. Морфологическое разнообразие эукариотических клеток.
Лабораторная работа № 1 «Обнаружение белков, углеводов и липидов в
биологических объектах». Лабораторная работа № 2 «Рассматривание пластид
растительных клеток под микроскопом». Лабораторная работа № 3

«Многообразиерастительных клеток на примере клеток эпидермиса Setcreasea
purpurea». Лабораторная работа № 4 «Общий план строения животной клетки
на уровне световой микроскопии». Выполнение заданий на сравнение
строения различных клеток. Решение задач.
Раздел 4. Методы цитологического и гистологического анализа.
Микроскопия.
Теория. Характеристика методов цитологического и гистологического
анализов. Методика изготовления и исследования микропрепаратов. Группы
клеток. Ткани живых организмов. Гистология. Характеристика тканей
растительного и животного организма. Ткани организма человека.
Микроскопия. Устройство светового микроскопа.
Практика. Выполнение заданий на определение увеличения микроскопа,
сравнение методов цитологического и гистологического анализа. Практикум
по цитологии и гистологии. Решение задач с использованием атласа по
цитологии, гистологии и эмбриологии.
Раздел 5. Изготовление и анализ микропрепаратов
Теория. Микроскопическая техника. Принципы и этапы изготовления
микропрепаратов. Измерение микроскопических объектов. Микрофотосъемка.
Цитохимия. Цитохимические методы. Специфические методы окрашивания.
Практика. Изготовление и анализ препаратов, окрашенных разными
цитохимическими методами. Выполнение заданий на измерение объектов на
микрофотографиях. Изготовление микропрепаратов и работа с ними с
использованием светового микроскопа. Решение задач с использованием
атласа поцитологии, гистологии и эмбриологии.
Раздел 6. Генетическая информация в клетке. Закономерности
наследственности.
Теория. Ядро клетки. Уровни организации хромосом. Кариотип. Методы
хромосомного анализа. Генетическая информация. Репликация ДНК.
Транскрипция. Генетический код. Биосинтез белков. Современные
представленияо гене. Моногибридное скрещивание. Дигибридное
скрещивание. Сцепленное наследование. Сцепленное с полом наследование.
Неаллельное взаимодействие генов.

Практика. Выполнение заданий на составление идиограммы и кариограммы.
Решение задач на различные виды скрещивания, кодоминирование, эпистаз,
комплементарное взаимодействие, полимерию.
Раздел 7. Клеточный цикл. Митоз
Теория. Периоды клеточного цикла. Митотическое деление клетки. Амитоз и
его значение. Митоз – цитологическая основа бесполого
размножения. Структурные изменения и физиологические особенности
органоидов клетки во время митотического деления. Биологическое значение
митоза.
Практика. Выполнение заданий на определение фаз митоза и митотической
активности клеток на микрофотографиях. Решение задач.
Раздел 8. Мейоз
Теория. Мейотическое деление клетки. Первое деление мейоза, его фазы и
характеристика. Уменьшение числа хромосом как результат первого деления.
Второе деление мейоза, фазы, их характеристика. Гаметогенез у человека.
Спорогенез и гаметогенез у растений.
Мейоз – цитологическая основа полового размножения. Биологическое
значение мейоза.
Практика. Выполнение заданий на определение фаз мейоза на
микрофотографиях, сравнительный анализ митоза и мейоза. Решение задач с
использованием атласа по цитологии, гистологии и эмбриологии.
Раздел 9. Патологии деления клеток и их последствия. Онтогенез
Теория. Патологии митоза и мейоза. Полиплоидия и анеуплоидия.
Индивидуальное развитие организмов. Оплодотворение и развитие зародыша
у животных. Этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие
частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон и его современная
интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды на
развитие зародышей животных и человека. Общая характеристика и
особенности размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных,
папоротникообразных, грибов и лишайников. Смена фаз в жизненном цикле.

Практика. Составление схемы нарушений мейоза (I и II делений). Решение
задач с использованием атласа по цитологии, гистологии и эмбриологии.
10. Обобщение. Защита проектной работы
Практика. Итоговое тестирование по основным разделам Программы.
Презентация и защита учебных проектов обучающихся, подготовленных в
ходереализации Программы.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Этапы педагогического контроля:


входящий;



промежуточный, проводится в ходе учебного занятия и закрепляющий



знания по данной теме;



итоговый,

проводится

после

завершения

всей

Программы

Формы проведения аттестации:


выполнение практических заданий (практикум,

лабораторная

работа);


тестирование;



зачётная работа;



выполнение и защита проектных работ

Форма подведения итогов реализации Программы
Рейтинг обучающихся, отражающий результативность освоенияПрограммы,
на основании баллов за выполнение заданий по каждой теме и итогового
тестирования и защиты проектных работ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы учебной деятельности:


лекции, практические задания по применению полученных знаний;



дистанционное обучение на основе компьютерных информационных

технологий (задания, тесты и т.д.);


индивидуальные консультации обучающихся;



практические работы исследовательского характера, требующие

работы с информацией.
Обучающиеся осваивают следующие типы деятельности:
исследовательский, творческий, практический, а также познавательный,
информационно-коммуникативный и рефлексивный.
В ходе обучения по Программе применяются следующие формы обучения:
индивидуально-дистанционная (когда материал доступен для
самостоятельного обучения), фронтальная (выполнение общих задач всеми
обучающимися).
В процессе реализации Программы применяются следующие методы:


по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;



по степени взаимодействия педагога и обучающихся: рассказ, беседа,

самостоятельная работа;


по дидактическим задачам: подготовка к восприятию, объяснение,

закрепление материала;


по

характеру

познавательной

деятельности:

объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Материально-технические условия реализации Программы
Программа реализуется с использованием оборудования Центра
образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка
роста", включающее в себя:


учебный кабинет, оборудованный доской;



комплект посуды и оборудования для ученических опытов;



микроскопы световые с видеокамерой;



цифровые лаборатории по биологии и физиологии ученические;



ПК;



натуральные средства обучения - живые растения и животные,



коллекции, влажные препараты, гербарии, микропрепараты;



изобразительные средства обучения — объемные модели и муляжи;



таблицы, географические карты и экологические атласы;



технические средства обучения (ТСО — аппаратура для

демонстрации экранно-звуковых средств);


лабораторное оборудование: приборы, посуда, принадлежности для

демонстрации;


вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, рабочие

тетради, методические пособия, справочники);


натуральные объекты, передающие информацию овзаимосвязях в

природе, о живых системах и связях, существующих между ними и внешней
средой (растения и животные, принадлежащие к разным экологическим
группам).
Список литературы, используемый при написании Программы
1.

Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: – Ижевск: НИЦ

«Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований,
2012. – 2000 с.
2.

Атлас

микроскопического

и

ультрамикроскопического

строения

клеток, тканей и органов. /В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский, А.Н.
Яцковский. Изд.5-е, пер. и доп. – М.: Медицина, 2004.
3.

Банин В.В. Цитология. Функциональная ультраструктура клетки. Атлас

[Электронный ресурс] / Банин В.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 264 с.
4.

Биология клетки: учебное пособие / А. Ф. Никитин, Е. Я. Адоева, Ю. Ф.

Захаркив [и др.]; под ред. А. Ф. Никитина. - 2-е изд. – Санкт-Петербург: СпецЛит,
2015. - 166 с.
5.

Борхунова Е.Н. Цитология и общая гистология. Методика изучения

гистологических препаратов / Учебно-методическое пособие для студентов высших
учебных заведений. – М.: Эдитус. – 2016. – 144 с.
6.

Васильев Ю.Г. Цитология с основами патологии клетки / Ю.Г.

Васильев, В.М. Чучков, Т.А. Трошина. – М.: Зоомедлит, 2013. – 231 с.
7.

Машкина О.С., Белоусов М.В., Попов В.Н. Цитология: учебно-

методическое пособие для вузов. – Воронежский государственный университет. –
Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2013. – 97 с.
8.
В.Н.

Практикум по генетике человека / В. Н. Калаев и др.; под общ. ред.

Калаева;

Воронежский

государственный

университет.

–

Воронеж:

Издательский дом ВГУ, 2019. – 206 с.
9.

Чуб В. В. «Ботаника. Часть 1. Строение растительного организма».

– М.: МАКС Пресс, 2005. – 116 с.
Юшканцева С.И. Быков В.Л. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий
атлас: Учебное пособие. – Спб: Издательство «П-2», 2006. –9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».