Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Манчажская средняя общеобразовательная школа» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Биологическая лаборатория» Возраст: 13-14 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Трифонова Ольга Владимировна, учитель биологии высшая квалификационная категория 2022 Год 2023 Пояснительная записка Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы. Цель: является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Задачи: - формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах,процессах, явлениях, закономерностях; - приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; - развитие умений и навыков проектно –исследовательской деятельности; - подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; - формирование основ экологической грамотности. Формы проведения занятий: - практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ. Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция спрезентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах. Требования к уровню знаний, умений и навыковпо окончанию реализации программы: - иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; - знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; - уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делатьвыводы; - уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; - владеть планированием и постановкой биологического эксперимента. Планируемые результаты освоения программы Ожидаемые результаты Личностные результаты: - знания основных принципов и правил отношения к живой природе; - развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; - развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы идругое); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: - умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации,анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию изодной формы в другую; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: В познавательной (интеллектуальной) сфере: - выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; - классификация — определение принадлежности биологическихобъектов к определенной систематической группе; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; - сравнение биологических объектов и процессов, умение делатьвыводы и умозаключения на основе сравнения; - умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно-ориентационной сфере: - знание основных правил поведения в природе; - анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. В сфере трудовой деятельности: - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. В эстетической сфере: - овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Содержание программы Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторныхработ. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов) Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: «Устройство микроскопа», «Приготовление и рассматривание микропрепаратов», «Зарисовка биологическихобъектов», Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа вгруппах с последующей презентацией). Раздел 2. Биологическая ботаника (8 часов) Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Свердловской области. Практические и лабораторные работы: «Морфологическое описание растений», «Определение растений по гербарным образцам и вбезлиственном состоянии. Монтировка гербария». Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». Раздел 3. Биологическая зоология (8 часов) Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительныепризнаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: «Работа по определению животных. Составление пищевых цепочек», «Определение экологической группы животных по внешнему виду», Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных». Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке». Раздел 4. Биопрактикум (12 часов) Учебно -исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: «Работа с информацией (посещение библиотеки). Оформление доклада и презентации по определенной теме». Проектно-исследовательская деятельность:Модуль «Физиология растений» «Движение растений», «Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растенийПрорастание семян», «Влияние прищипки на рост корня». Модуль «Микробиология» «Выращивание культуры бактерий и простейших», «Влияние фитонцидов растений нажизнедеятельность бактерий». Модуль «Микология» «Влияние дрожжей на укоренение черенков». Модуль «Экологический практикум» «Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. Определение запыленности воздуха в помещениях». Тематическое планирование № п/п Тема занятий Форма проведения 1 Вводный инструктаж по ТБ при Беседа проведении Лабораторных работ. Лаборатория Левенгука (5 часов) 2 Приборы для научных исследований. Практическая работа Лабораторное оборудование «Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования» 3 Знакомство с устройством микроскопа. Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов» 4-5 Техника биологического рисунка Лабораторный практикум Приготовления микропрепаратов «Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов». 6 Мини-исследование «Микромир» Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа» Биологическая ботаника (8 часов) 7 Фенологические наблюдения «Осень в Экскурсия жизни растений» 8 Техника сбора, высушивания и Практическая работа «Техника сбора, монтировки гербария высушивания и монтировки гербария» 9 10 11 Определяем и классифицируем Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам». Морфологическое описание растений Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками). Определение растений в безлиственном Практическая работа «Определение состоянии растений в безлиственном состоянии». 12-13 Создание каталога «Видовое Проектная деятельность разнообразие растений пришкольной территории» 14 Редкие растения Свердловской области. Проектная деятельность Биологическая зоология (8 часов) 15 Система животного мира Творческая мастерская 16 Определяем и классифицируем Практическая работа по определению животных 17 Определяем животных по следам и Практическая работа «Определение контуру животных по следам и контуру» 18 Определение экологической животных Лабораторный практикум по внешнему виду группы «Определение экологической группы животных по внешнему виду». Практическая орнитология. МиниРабота в группах: исследование исследование «Птицы на кормушке» «Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек 20-21 Проект «Красная книга родного края » Проектная деятельность 22 23 24 25 26 27 28 29 Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Экскурсия «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных». Биопрактикум (12 часов) Как выбрать тему для исследования. Теоретическое занятие Постановка целей и задач. Источники информации Практическая работа Как оформить результаты исследования Теоретическое занятие Физиология растений Исследовательская деятельность: Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. Физиология растений Исследовательская деятельность: Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня. Микробиология Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий. Микология Исследовательская Влияние дрожжей на укоренение черенков. 30 Экологический практикум. 31 Экологический практикум. Исследовательская деятельность: Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. Исследовательская деятельность: Определение запыленности воздуха в помещениях. 32-33 Подготовка к отчетной конференции 34 Отчетная конференция Создание презентаций, докладов Презентация работ Итого: 34 часа Учебно-методическое обеспечение программы Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры. Материально-техническое обеспечение программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание образовательной программы «Биологическая лаборатория» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»: цифровая лаборатория по биологии; помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой); микроскоп цифровой; комплект посуды и оборудования для ученических опытов; комплект гербариев демонстрационный; комплект коллекции демонстрационный (по разным темам); мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет). Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ. Интернет-ресурсы http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.