Биологическая лаборатория 5-6 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«Биологическая лаборатория»
Возраст: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Трифонова Ольга Владимировна,
учитель биологии
высшая квалификационная категория

2022 Год
2023

Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Программа способствует
ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в
действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический
материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности,
знакомства со структурой работы.
Цель: является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной
биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а
впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле,
неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения
организмов нашей планеты.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о
биологических объектах,процессах, явлениях, закономерностях;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных
биологических экспериментов;
- развитие умений и навыков проектно –исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
- формирование основ экологической грамотности.
Формы проведения занятий:
- практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты,
наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная
работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность,
в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция
спрезентациями, доклад, выступление, презентация, участие в
конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыковпо окончанию реализации
программы:
- иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делатьвыводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы идругое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности:
- умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации,анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию изодной формы в другую;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологическихобъектов
к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делатьвыводы
и умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание программы
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторныхработ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника
приготовления временного микропрепарата.
Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы: «Устройство микроскопа»,
«Приготовление и рассматривание микропрепаратов»,
«Зарисовка биологическихобъектов», Проектно-исследовательская
деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа вгруппах с последующей
презентацией).
Раздел 2. Биологическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий:
оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа
с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений
по плану. Редкие и исчезающие растения Свердловской области.
Практические и лабораторные работы:
«Морфологическое описание растений», «Определение растений по
гербарным образцам и вбезлиственном состоянии. Монтировка гербария».
Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие
растений пришкольной территории».

Раздел 3. Биологическая зоология (8 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.
Отличительныепризнаки животных разных царств и систематических групп.
Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам
жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану.
О чем рассказывают скелеты
животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой.
Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы:
«Работа по определению животных. Составление пищевых цепочек»,
«Определение экологической группы животных по внешнему виду»,
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».
Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование
«Птицы на кормушке».
Раздел 4. Биопрактикум (12 часов)
Учебно -исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему,
определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы
исследований. Правила оформления результатов. Источники информации
(библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и
презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур.
Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции. Отработка практической
части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и
навыков. Практические и лабораторные работы: «Работа с информацией
(посещение библиотеки). Оформление доклада и презентации по
определенной теме».
Проектно-исследовательская деятельность:Модуль «Физиология растений»
«Движение растений», «Влияние стимуляторов роста на рост и
развитие растенийПрорастание семян», «Влияние прищипки на рост корня».
Модуль «Микробиология»
«Выращивание культуры бактерий и простейших», «Влияние фитонцидов
растений
нажизнедеятельность бактерий».
Модуль «Микология»
«Влияние дрожжей на укоренение черенков».
Модуль «Экологический практикум»
«Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.
Определение запыленности воздуха в помещениях».

Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятий
Форма проведения
1
Вводный инструктаж по ТБ при
Беседа
проведении Лабораторных работ.
Лаборатория Левенгука (5 часов)
2
Приборы для научных исследований.
Практическая работа
Лабораторное оборудование
«Изучение приборов для научных
исследований лабораторного
оборудования»
3
Знакомство с устройством микроскопа. Практическая работа «Изучение
устройства увеличительных
приборов»
4-5
Техника биологического рисунка
Лабораторный практикум
Приготовления микропрепаратов
«Приготовление и рассматривание
микропрепаратов. Зарисовка
биологических объектов».
6
Мини-исследование «Микромир»
Рассматривание клеток организмов на
готовых
микропрепаратах
с
использованием цифрового
микроскопа»
Биологическая ботаника (8 часов)
7
Фенологические наблюдения «Осень в Экскурсия
жизни растений»
8
Техника сбора, высушивания и
Практическая работа «Техника сбора,
монтировки гербария
высушивания и монтировки гербария»
9
10

11

Определяем и классифицируем

Практическая работа «Определение
растений по гербарным образцам».
Морфологическое описание растений
Практическая работа
«Морфологическое описание
растений (работа с информационными
карточками).
Определение растений в безлиственном Практическая работа «Определение
состоянии
растений в безлиственном состоянии».

12-13 Создание каталога «Видовое
Проектная деятельность
разнообразие растений пришкольной
территории»
14
Редкие растения Свердловской области. Проектная деятельность

Биологическая зоология (8 часов)
15
Система животного мира
Творческая мастерская
16
Определяем и классифицируем
Практическая работа по определению
животных
17
Определяем животных по следам и
Практическая работа «Определение
контуру
животных по следам и контуру»
18
Определение экологической животных Лабораторный практикум
по внешнему виду группы
«Определение экологической группы
животных по внешнему виду».
Практическая орнитология. МиниРабота в группах: исследование
исследование «Птицы на кормушке»
«Птицы на кормушке». Составление
пищевых цепочек
20-21 Проект «Красная книга родного края » Проектная деятельность
22

23
24
25
26

27

28

29

Фенологические наблюдения «Зима в
жизни растений и животных»

Экскурсия «Фенологические
наблюдения «Зима в жизни растений и
животных».
Биопрактикум (12 часов)
Как выбрать тему для исследования.
Теоретическое занятие
Постановка целей и задач.
Источники информации
Практическая работа
Как оформить результаты исследования Теоретическое занятие
Физиология растений
Исследовательская деятельность:
Движение растений. Влияние
стимуляторов роста на рост и развитие
растений.
Физиология растений
Исследовательская деятельность:
Прорастание семян. Влияние
прищипки на рост корня.
Микробиология
Исследовательская
деятельность:
Выращивание культуры бактерий и
простейших. Влияние фитонцидов
растений на жизнедеятельность
бактерий.
Микология
Исследовательская Влияние дрожжей
на укоренение черенков.

30

Экологический практикум.

31

Экологический практикум.

Исследовательская
деятельность:
Определение степени загрязнения
воздуха методом биоиндикации.
Исследовательская
деятельность:
Определение запыленности воздуха в

помещениях.
32-33 Подготовка к отчетной конференции
34

Отчетная конференция

Создание презентаций, докладов
Презентация работ

Итого: 34 часа
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного
изложения теоретического материала с наглядным показом
иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач.
Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного
выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и
навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по
презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы,
интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание
образовательной программы «Биологическая лаборатория» предполагают
наличие оборудования центра «Точка роста»:
цифровая лаборатория по биологии;
помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и
мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с
холодной водопроводной водой);
микроскоп цифровой;
комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
комплект гербариев демонстрационный;
комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты,
экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в
интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых
заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для

выполнения практических работ.
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные
ресурсы образования»
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».