ПРОГРАММА Молодцы-умельцы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
творческая студия «Молодцы-умельцы»
художественной направленности
Возраст обучающихся: 8-15лет
Срок реализации программы: 2 года

Составитель:
Педагог доп. образования
Смолина Т.А.

Содержание
1. Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности
эстетической культуры подростков ....................................................................... 2
2. Содержание программы.......................................................................... 6
2.1. Пояснительная записка ...................................................................... 6
2.2. Информационная карта программы ............................................... 8
2.3. Общее Положение ........................................................................... 14
2.4. Календарно - тематический план................................................... 17
2.5. Разделы программы.......................................................................... 27
3.

Методические рекомендации по использованию программы ....... 34

Список рекомендуемой литературы для реализации программы .......... 40
Список литературы ..................................................................................... 42

1

1.

Диагностический

инструментарий

по

выявлению

уровня

сформированности эстетической культуры подростков
При приеме на обучение по программе «Декоративно - прикладное творчество»
образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих
определить наличие способностей к художественно - исполнительской деятельности.
Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную
творческую работу.
Педагогические
сформированности
художественного

критерии

помогают

эстетической
вкуса.

Он

выявить

культуры,

проявляется

в

а

и

оценить

также

качестве

степень

уровень
развития

выбираемых

детьми

произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в
оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности,
особенно художественно - эстетического творчества. Педагогические критерии дают
возможность обнаружить у ребят уровень художественно - образного мышления и
творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный
образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической
воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство,
единѐнное с импровизацией, созиданием нового образа [2].
Чтобы управлять процессом воспитания эстетической культуры, надо иметь
возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения
соответствующих

диагностических

методик.

В

зависимости

от

степени

сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет строиться наша
дальнейшая работа.
В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня
эстетического восприятия:
11.

высокий

уровень, характеризующийся

умением

адекватно

.воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы;
восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и
2

эмоциональное;
2.,3. второй и третий уровни - средние. Для второго уровня характерна
адекватность

восприятия

эстетическому

объекту,

однако

анализ

эстетического объекта носит словесно - логический характер с низким
уровнем эмоциональности. Для третьего уровня характерны яркость и
эмоциональность восприятия с недостаточным уровнем аналитического
подхода;
44. четвертый уровень - низкий. Он характеризуется недостаточным
.развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение
выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления
действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в
изложении и оценке эстетического объекта [3].
Диагностика уровня сформированности эстетической культуры и степени
развития художественного вкуса учащихся:
«5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на
отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать
можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и
никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции
ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,
имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной
или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление,
наблюдательность, память.

3

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика
говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и
создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на
жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа [4].
В качестве методов диагностики личностных изменений воспитанника педагог
использует наблюдение, анкетирование, диагностическую беседу.
Важное значение имеют и ориентационные качества. Это – самооценка,
интерес к занятиям.
Важно сформировать у ребенка объективную самооценку, так как заниженная –
приводит к неверию в свои силы, к отсутствию стремления к развитию, а завышенная
самооценка приводит либо к отказу от развития, так как ребенок вполне доволен
собой, либо к стремлению любой ценой стать лидером, что влечет за собой ряд
негативных качеств.
Действенным стимулом саморазвития является адекватная самооценка. Ребенок
знает свои достоинства и недостатки. Знает, как и стремится их исправить, т.е. желает
самосовершенствования, саморазвития.
Разумно организованная система контроля и оценки результатов детей дает
возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, а также
проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную
помощь и поддержку.
Способы определения результативности полученных знаний и умений:
- для определения уровня знаний учащихся по программе предусмотрены
контрольные вопросы для каждого года обучения;
- в конце учебного года учащиеся выполняют творческий проект, где
самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень
полученных знаний, умений и навыков в течение учебного года;
- участие учащихся в конкурсах, выставках по декоративно - прикладному
искусству.
4

На основе результатов исследования создается программа студии по
декоративно-прикладному искусству для подростков. Нами была разработана
программа с учетом возрастных особенностей подростков и их потребностей [1].

5

2. Содержание программы
2.1. Пояснительная записка
…Человек по натуре своей - художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
вносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают творческое
воображение людей и уважение к их труду.
М. Горький
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие
ориентиры,

преодолевать

разноречивость

многих

представлений

и

знаний,

образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек
обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только
с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает
ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он
нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное
мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и
материалов по декоративно – прикладному искусству. Декоративно – прикладное
искусство

воспитывает

формированию

чуткое

гармонично

отношение

развитой

к

личности.

прекрасному,
Основанное

способствует
на

глубоких

художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет
на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно –
прикладного искусства проникают в быт людей.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности. Видеть красоту предметов декоративно -

6

прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно,
это ли не интересно для ребенка?
В.А Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в
живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве,
в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На наш взгляд этим
требованиям

отвечает

курс

декоративно

-

прикладного

искусства

[5].

7

2.2. Информационная карта программы
.
.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Манчажская
1
Образовательная
средняя
общеобразовательная школа»
организация
2
Полное название программы Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству для
детей подросткового возраста творческой студии «Молодцы-умельцы»
3
Направленность программы Художественная

.
4

Смолина Татьяна Алексеевна

Сведения о разработчиках

.
ФИО, должность
Сведения о программе:
5
Срок реализации

Смолина Татьяна Алексеевна педагог дополнительного образования
2 года

.1.
5

Возраст обучающихся

5

Характеристика программы:

12-15 лет

.2.
.3.
- тип программы

Дополнительное образование

- вид программы
-принцип
программы

Декоративно-прикладное искусство (смешанные техники)
проектирования Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и
углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной
ступени к другой.
Содержания изучаемого курса по данной программе строится на основе следующих
важнейших принципов:
1.
2.
3.
4.
5.

учѐт возрастных психолого - физиологических особенностей детей;
доступности;
межпредметных связей;
наглядности;
системности и преемственности, обеспечивающей взаимосвязь и

последовательность всех компонентов программы, определяющей соблюдение
установок «от простого – к сложному», «от частного – к общему»;
6. дифференциации и индивидуализации, предусматривающих создание условий
для максимального развития способностей и задатков каждого ребѐнка,
предполагающих реализацию индивидуальности воспитанников.
- содержания учебного процесса

5

Цель программы

5

задачи программы

.4

.5

Содержание учебного процесса может предусматривать мастер - классы,
ролевые игры, тематические занятия, творческие отчеты, дистанционное обучение и
другие виды учебных занятий
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как
составной части материальной и духовной культуры, развитие художественнотворческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного
искусства.
Воспитывающие:
• осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
• воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
• добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
• воспитывать творческое отношение к труду, уважение к народным традициям,
эстетический вкус;
• расширять кругозор в изучаемой области;
Развивающие:
• пробуждать любознательность в области народного, декоративно - прикладного
искусства, технической эстетики, архитектуры;
• развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;
• формировать творческие способности, духовную культуру;
• развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Обучающие:
• закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
• знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
• раскрыть истоки народного творчества;

9

.6.

• формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
• приобретать навыки учебно-исследовательской работы.
5
Формы
и
методы Групповые, индивидуальные, межгрупповые.
образовательной деятельности
Словесный метод – используется на каждом занятии в виде лекции, беседы, рассказа,
изложения нового материала, закрепление пройденного материала.
Самостоятельная творческая работа – самостоятельность развивает воображение.
Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с
поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует
взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации
способов работы, выполнения отдельных еѐ элементов при объяснении нового
материала.

.7.

Формы
5
результативности

Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - поисковая
деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда.
мониторинга - творческие зачѐты;
- конкурсы

.8.
.9.

- выставки.
Результативность
5
реализации Промежуточная, итоговая аттестация
программы
Дата
5
утверждения
и последней Август, 2021 год
корректировки программы

10

Программой предусмотрено частичное дистанционное обучение, по
дополнительному согласию с родителями .
На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии
материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание
уделяется технике безопасности при работе с техническими и ручными
приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии.
В связи с тем, что учебное занятие длится 2-2,5 часа, предлагается комплекс
упражнений для снятия у учащихся утомления, гимнастики глаз, коррекции
осанки и т. д. Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные
(теория

и

практические),

прогулка,

экскурсия,

конкурсы,

выставка,

презентация, беседа, лекция и т. д.
Образовательная программа внеурочной деятельности детей актуальна
тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ
вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной
художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно
осуществляется

развитие

творческого

опыта

учащихся

в

процессе

собственной художественно - творческой активности.
В ходе занятий творческой студии декоративно - прикладного
искусства «Золотые ручки», учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками:
Знать:
• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
• о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной
гигиены при обработке различных материалов;
• о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни
человека;
• о видах декоративно - прикладного искусства (лепка, роспись,
аппликация и.т.п.);
стили в аранжировке цветов, композицию, ритм в аранжировке цветов;
• в области композиции, формообразовании, цветоведения;

• стили художественной росписи и орнамента, основные приѐмы и
материалы применяемые для художественной росписи;
• о истории народной культуры, народных промыслах;
• о главных отличительных признаках художественного образа
следующих произведений народного искусства: Жестовская, Хохломская,
Гжельская роспись;
• о способах аппликации в искусстве (квиллинг, яичная скорлупа,
декупаж) ;
• о способах витражной росписи, ниткографии;
• о проектной деятельности.
Уметь:
• работать нужными инструментами и приспособлениями;
•

планировать,

организовывать

рабочее

место,

выполнять

последовательно операции, контролировать результат своей деятельности;
• изготовлять плоскостные и объѐмные изделия, декоративные
композиции из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам;
• уметь обрабатывать бумагу, картон, природные, пластичные
материалы;
• декоративно оформлять и отделывать изделия, создавать изделия и
декоративные композиции по своему замыслу;
• работать, постепенно переходя от лѐгких к более сложным задачам;
• доводить начатую работу до конца;
•

уметь

работать

со

словарями,

справочной

литературой,

художественной и научной литературой;
• уметь находить необходимые сведения в Интернете.
В программе предусмотрено изучение национального орнамента:
русского, татарского, марийского.
В программу включены следующие разделы:


Работа с природным материалом (с яичной скорлупой)
12



Художественная

роспись,

народный

орнамент

(Хохлома,

Жестовская, Гжель, русский, татарский, марийский орнамент)


Работа с бросовым материалом (изготовление поделок из

макаронных изделий и дисков, вязание крючком)


Работа с папье-маше



Работа с бумагой (квилинг).



Работа в технике «Ниткография»



Работа в технике «Декупаж»



Работа в технике «Витраж»



Итоговое занятие (мониторинг)

Предполагаются

различные

упражнения,

задания,

обогащающие

словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему,
интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во
время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача
определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети
приучаются работать по плану:
• эскиз
• воплощение в материале
• выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках
композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрена итоговая работа по теме декоративноприкладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на
выставках.

13

2.3. Общее Положение
Внедрение в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те,
которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что - то получается хуже, чем у
других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что - то" нужно
искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может
считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для
всех

детей

на

каждом

занятии,

прежде

всего

для

недостаточно

подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5.

Нет

детей

неспособных:

если

каждому

отводить

время,

соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение
необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Форма

подведения

итогов

реализации

программы

внеурочной

деятельности детей – выставки.
Ожидаемые результаты
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально
необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от
необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою
работу при использовании ИКТ, планировать работу при выполнении
творческой работы, находить неординарные пути решения. С данным
материалом они могут участвовать в конкурсах декоративно - прикладного
творчества, использовать его в дизайне интерьера, выбор жизненного пути;
организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.
Программа предполагает обучение детей подросткового возраста.
Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с
теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает
возможность подростку смотреть на себя по - новому. Для детей
подросткового возраста, по мнению автора программы, наиболее
оптимальной формой объединения является кружковая деятельность. Именно
14

в творческой студии декоративно - прикладного искусства «Молодцыумельцы» особой школой социальных отношений становится общение со
сверстниками, педагогом и родителями.
В содержании обучения уделяется внимание и профориентации
учащихся. Ребята знакомятся с профессиями «художник – декоратор»,
«архитектор», «дизайнер».
В процессе освоения и реализации программы предусмотрены
экскурсии, знакомство с мастерами села с целью изучения истории родного
края.
Неотъемлемая часть программы – это индивидуальная работа с
одарѐнными детьми. Их участие в творческих конкурсах и положительные
результаты стимулируют процесс обучения. Предложенная программа имеет
свои особенности. В отличие от других программ, предполагаемых изучение
той или иной прикладной технологии, настоящая программа изучает
разнообразные технологии прикладной деятельности. Использование
различных видов деятельности в значительной мере повышает интерес
учащихся к творчеству, посещению занятий студии, освоению новых
технологий, расширению своих возможностей.
Преподавание поставлено так, что разделы не повторяют и не
дублируют один другой, а являются обособленной частью процесса.
Программа по декоративно - прикладному искусству рассчитана на 2
года обучения и предполагает обучение детей от 9 до 15 лет.
Количество детей в группе: 3-10 человек.
Продолжительность занятий:
1 год обучения – 2 часов в неделю (1 занятие по 2 часа).
2 год обучения – 2,5 часов в неделю (1 занятия по 2,5 часа).
Год обучения

Кол-во

№

часов

Группы

неделю

Количество часов в год
в

Кол-во

Возраст

учащихся в учащихся
группе
всего

Теория практика

1

1-й

2

68

16

52

3-10 9-13

2

2-й

2,5

85

13

72

3-10 13-15

153

29

124

Итого:

Основным видом занятий является практическое. Время на нем
распределяется примерно так:
15

1) вводный инструктаж - 5%
2) сообщение познавательных сведений - 20%
3) практическая работа и текущий инструктаж - 70%
4) подведение итогов, уборка рабочего места - 5%.
Теоретическая часть занятия при работе максимально компактна и
включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Практическая часть занимает большую часть времени и является
центральной частью занятия. На основе объяснений, а также восприятия
фотографий или репродукций произведения народного творчества дети
выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой
деятельности (он может быть объектом любования, обсуждения и критики).
Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и
продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия
проводятся просмотры. В процессе просмотра происходит обсуждение
оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных
художественных решений. В конце года готовится большая выставка
творческих работ.

16

2.4. Календарно - тематический план
№

Название раздела

п/п

(тематического

Методы и формы работы

блока)

Количество часов
теоре-

прак

Неделя

Формирование у учащихся

тичес

тиче Всего:

эстетических чувств

-ких

ских

(ожидаемый результат)

1

1

1-й год обучения:

1.

Подготовительный
1.

Беседа. Знакомство.

1этап (презентация

Диагностика.

студии «Молодцы-

Рисование «Кленового листа» в

умельцы», набор и

стиле «Дудлинг».

2

1

Мотивация к участию в работе
студии

комплектация групп
обучающихся)
2.

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности и
охране труда.
Знакомство с

2

2

2

Мотивация к участию в работе
студии

материалами,
инструментами
3

4

Работа с природным

Изготовление цветов из осенних

материалом

листьев

Работа с природным

Знакомство с новым материалом

материалом

для детского творчества- яичной

1

1

2

3

Повышение общей эстетической
и художественной культуры

1

5

6

4-6

Повышение общей эстетической
и художественной культуры

скорлупой. Аппликации с
использованием яичной скорлупы
5

Декупаж, декор

Знакомство с разными видами

джутом,

декорирования. Изготовление

макаронными

рамки

1

3

4

7-8

Приобщение детей к яркому,
красочному миру

изделиями
6

Художественная

Знакомство с художественной

роспись

росписью:

культурному наследию,

1.Беседа о художественной

познавательный интерес к

росписи;

народному творчеству

1

3

4

9-10

Бережное отношение к

2.Изучение элементов росписи

18

(Хохломская, Жестовская, Гжель)

7

Национальный

Знакомство с художественной

орнамент

росписью:

культурному наследию,

1.Беседа о истории национальной

познавательный интерес к

культуры ;

народному творчеству

1

3

4

11-12

Бережное отношение к

2.Изучение элементов росписи
русского, татарского и марийского
орнаментов
3. Роспись деревянного
подстаканника в стиле
национального орнамента
8

Хохломская роспись

Роспись разделочной доски
Хохломской росписью

1

3

4

13-14

Бережное отношение к
культурному наследию,
познавательный интерес к
народному творчеству

19

9

Папье-маше,

Технология выполнения вазы

декорирование

методом папье-маше.

1

7

8

15-19

Приобщение детей к яркому,
красочному миру

Изготовление напольной вазы с
декоративными ветками
«Новогодняя сказка»
10.

3 D фигуры из

Новогодние игрушки из

макаронных

подручных материалов.

1

1

2

20

развитие фантазии и
творческого воображения

изделий, ниток,
бумаги
11.

Работа из соленого

Лепка поделки из соленого

теста

теста(Сова, кошечка)

1

3

4

21-22

Повышение общей эстетической
и художественной культуры,
развитие у обучающихся
изобразительных,
художественноконструкторских способностей,
нестандартного мышления

12.

Вязание крючком

Видео-фильм «Вязание крючком»
Коврик из бросового материала

1

3

4

23-24

Развитие чувства гордости за
народное искусство земляков

«Солнышко»

20

13.

Декупаж,

Изготовление открытки для мамы

1

3

4

25-26

аппликация
14.

15.

развитие фантазии и
творческого воображения

Работа с бросовым

Изготовление органайзера из

материалом

бросового материала

Подготовка

Изготовление стенда к Дню

тематического

Победы «Спасибо деду за

материала,

Победу!»

1

3

4

27-28

развитие фантазии и
творческого воображения

1

3

4

29-30

Развитие патриотизма

2

2

31

Развитие самостоятельности и

разработка
композиции стенда с
помощью фото и
художественного
изображения
16.

Итоговое занятие

Итоговая диагностика
практических и организационных

инициативы

навыков и личностных качеств,
обучающихся методом
наблюдения. Диагностика
образовательных результатов
владения терминологией в

21

области декоративно-прикладного
творчества методом опроса и
тестирования.
17.

Экскурсия на

2

2

32

Воспитание гармонически

природу «В

развитой личности,

чудесном лесу»

воспринимать прекрасное в
окружающей действительности,
в произведениях искусства, в
природе, в отношениях к людям

18.

19.

Культурно-массовые

«Новый год», «Веселый

мероприятия

выпускной»

Изготовление

4

4

33-34

сплоченность, дружба

2

2

35

Повышение общей эстетической

поделок к

и художественной культуры,

праздникам и для

развитие самостоятельности и

конкурсов и

инициативы, развитие фантазии

выставок различного

и творческого воображения

уровня

22

Итого

16

52

68

35

2-й год обучения:
20

Повторение материала

1,5

1,5

1

1-го года обучения.

Мотивация к участию в работе
студии

Знакомство с
программой 2-го года
обучения.
21

Вводное занятие.

Знакомство с материалами,

Инструктаж по

инструментами

1

1

1

Мотивация к участию в работе
студии

технике безопасности
и охране труда.
22

Квилинг

Компьютерная презентация
«Квилинг», изучение видов

1

9

10

2-6

Развитие вкуса к прекрасному и
способности самому создавать это

роллов, настенное панно «Из
простой бумаги мастерим как
маги». Узоры из бумажных лент

23

23

24

Работа с бросовым

Изготовление конфетницы из

материалом

газетных трубочек

Ниткография, шитье

Методическая разработка по

1

4

5

7-8

1,5

11

12,5

9-13

Развитие у обучающихся

технике «Ниткография»

изобразительных, художественных

Техника выполнения

способностей, нестандартного

наклеивание нитей в разных

мышления, творческой

направлениях;

индивидуальности

Заполнение геометрических
фигур ниточной графикой,
изготовление Панно «Южный
цветок»
Изготовление подушки из

1

4

5

14-15

ненужных вещей

Повышение общей эстетической и
художественной культуры,
нестандартного мышления

25

Декупаж

Компьютерная презентация

1,5

1

2,5

16

Повышение общей эстетической и

«Декупаж»

художественной культуры, Развитие

Оформление:

самостоятельности и инициативы,

Декупаж на стеклянной вазе.

развитие фантазии и творческого
воображения

24

26

Роспись на ткани

Роспись на футболке

1

4

5

17-18

Повышение общей эстетической и
художественной культуры, Развитие
самостоятельности и инициативы,
развитие фантазии и творческого
воображения

27

Витраж

Стеклянная мозаика

1,5

11

12,5

19-23

Роспись зеркала
28

Выработка умения ценить и
понимать произведения искусства

Занятия по итоговой

Изготовление панно «Жар-

работе

птица» по самостоятельно

учащихся в процессе собственной

выбранной технике.

художественно-творческой

Итоговая диагностика

активности

15

15

24-29

Развитие творческого опыта

практических и
организационных навыков и
личностных качеств
обучающихся методом
наблюдения. Диагностика
образовательных результатов
владения терминологией в
области декоративноприкладного творчества

25

методом опроса и тестирования.

29

Открытое занятие

Знакомство с витражной

1

1,5

2,5

30

росписью

Повышение общей эстетической и
художественной культуры, развитие
фантазии и творческого
воображения

30

Роспись по ткани

Мастер-класс (Роспись

1

4

5

31-32

джинсовой одежды)
31

Повышение общей эстетической и
художественной культуры

Изготовление поделок

7,5

7,5

33-35

Развитие самостоятельности и

к праздникам и для

инициативы, развитие фантазии и

выставок различного

творческого воображения

уровня
Итого

13

72

85

35

26

2.5. Разделы программы
Раздел № 1. Подготовительный этап
Теоретическая часть. Презентация творческой студии «Молодцыумельцы», беседа с родителями и учителями обучающихся. Набор и
комплектование

групп.

Индивидуальное

консультирование

родителей

обучающихся по интересующим их вопросам обучения их детей в студии
«Молодцы-умельцы». Диагностирование уровня творческого развития.
Используемые

методы:

словесный,

демонстрационный,

познавательный, практический
Раздел № 2. Вводное занятие
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с программой по
декоративно-прикладному

искусству

творческой

студии

«Молодцы-

умельцы»: разделами, расписанием занятий, требованиям к занятиям.
Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для
занятий,

с

литературой

по

изучаемым

направлениям.

Презентация

достижений обучающихся творческой студии «Молодцы-умельцы» прошлых
лет. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам
поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения.
Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный,
познавательный.
Раздел № 3. Работа с природным материалом (осенние листья)
Теоретическая часть. Подготовка природного материала к работе.
Практическая част: Изготовление цветов из осенних листьев
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел № 4. Работа с природным материалом (яичная скорлупа)
Теоретическая часть. Знакомство с терминологией: композиция,
композиционный центр и др. Знакомство с технологией подготовки
природного материала к работе. Знакомство с новым материалом для
детского творчества- яичной скорлупой.
27

Практическая часть: Аппликации с использованием яичной скорлупы
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел №5

Декупаж, декор джутом, макаронными изделиями

Теоретическая часть: Знакомство с разными видами декорирования.
Практическая часть: Изготовление рамки по выбору ребенка;
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел №6 Художественная роспись
Теоретическая часть: Знакомство с художественной росписью: беседа о
художественной росписи;
Упражнение: Изучение элементов росписи: Хохломская, Жестовская,
Гжель (орнамент, листья, цветы, ягоды)
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный
Раздел №7 Национальный орнамент
Теоретическая часть: Изучение национальной культуры края
Упражнение: Изучение элементов орнамента.
Творческая работа: Роспись подстаканника в стиле национального
орнамента.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный
Раздел №8 Хохломская роспись
Теоретическая часть: Знакомство с Хохломской росписью
Упражнение: Изучение элементов Хохломской росписи (орнамент,
листья, цветы).
Творческая работа: Роспись по дереву Хохломской росписью.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный
Раздел №9 Папье-маше, декорирование
28

Теоретическая часть: Технология выполнения вазы методом папьемаше.
Творческая часть: Изготовление напольной вазы с декоративными
ветками «Новогодняя сказка»
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный
Раздел № 10 3 D фигуры из макаронных изделий, ниток, бумаги
Теоретическая часть: Компьютерная презентация,
Практическая часть: Новогодние игрушки из подручных материалов.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел № 11 Работа соленым тестом
Теоретическая часть: Знакомство с технологией изготовления соленого
теста.
Практическая часть. изготовление поделок из соленого теста.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел № 12 Вязание крючком
Теоретическая часть: Знакомство с технологией вязания крючком
(Видео-фильм)
Практическая часть. изготовление коврика.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел № 13. Декупаж, аппликация
Теоретическая часть: разработка композиции открытки
Практическая часть: Изготовление открытки для мамы
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный, познавательный.
Раздел №14 Работа с бросовым материалом
29

Теоретическая часть: Изучение техники изготовления органайзера из
бросового материала
Практическая часть: изготовление органайзера
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный, познавательный.
Раздел №15 Изготовление стенда
Подготовка тематического материала, разработка композиции стенда с
помощью фото и художественного изображения

Практическая

часть:

Изготовление стенда к Дню Победы «Спасибо Деду за Победу!»
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный, познавательный.
Раздел №16. Итоговое занятие (мониторинг)
Итоговая диагностика практических и организационных навыков и
личностных качеств, обучающихся методом наблюдения. Диагностика
образовательных

результатов

владения

терминологией

в

области

декоративно-прикладного творчества методом опроса и тестирования.
Выявление способностей, определение творческого роста и развития.
Раздел №17 Экскурсия на природу «В чудесном лесу»
Теоретическая часть: Знакомство с формой листьев, сбор материала для
деятельности.
Используемые методы: словесный, практический, познавательный.
Раздел №18 Культурно - массовые мероприятия.
Творческая работа: подготовка и проведение выставок к праздничным
датам.
Раздел №19 Изготовление поделок к праздникам, для конкурсов и
выставок различного уровня
Творческая работа: подготовка и проведение выставок
Раздел №20 Повторение материала 1-го года обучения. Знакомство с
программой 2-го года обучения.
30

Используемые

методы:

словесный,

демонстрационный,

познавательный, практический
Раздел №21 Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с программой по
декоративно-прикладному второго года обучения: разделами, расписанием
занятий, требованиям к занятиям.
Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для
занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Инструкция по технике
безопасности и охране труда.
Используемые

методы:

словесный,

иллюстративно

-

демонстрационный, познавательный. Инструктаж по технике безопасности и
охране труда.

Знакомство с материалами, инструментами

Раздел №22 Квилинг
Теоретическая часть: Знакомство с работами, выполненными в технике
квилинг. Компьютерная презентация «Квилинг», изучение видов роллов
Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью
подручных средств. Симметрия в композиции.
Творческая работа: Настенное панно «Из простой бумаги мастерим как
маги». Узоры из бумажных лент. Изготовление конфетницы из газетных
трубочек.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный, познавательный.
Раздел №23 Работа с бросовым материалом
Теоретическая часть: Учимся сворачивать трубочки и ролы из газет
Упражнение: скручивание трубочек из газет с помощью спицы.
Творческая работа: Изготовление конфетницы из газетных трубочек.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный, познавательный.

31

Раздел №24 Ниткография.
Теоретическая часть: Из истории ткачества. Инструменты, пряжа, нити
и приспособления. Знакомство со схематичным изображением рисунка на
бумаге. Условные обозначения. Методическая разработка по технике
«Ниткография».

Техника

выполнения

наклеивание

нитей

в

разных

направлениях. Выполнение выкройки и пошив подушки из ненужных вещей
Упражнение: Заполнение геометрических фигур ниточной графикой,
изготовление
Творческая

работа:

Изготовление

Панно

«Южный

цветок».

Изготовление подушки из ненужных вещей
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный, познавательный.
Раздел №25 Декупаж.
Теоретическая часть: Компьютерная презентация «Декупаж»
Упражнение: Технология работы в технике Декупаж.
Творческая работа: оформление: декупаж на баночке, декупаж на
стеклянной вазе.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел №26 Роспись по ткани.
Теоретическая часть: Знакомство с росписью по ткани
Упражнение: Технология работы в технике «Роспись по ткани».
Творческая работа: Расписать футболку.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел №27 Витраж
Теоретическая часть: Знакомство с витражной росписью. Из истории
росписи по стеклу. Инструменты и приспособления, техника росписи
Упражнение: роспись по стеклу
32

Творческая работа: Оформление бутылки, стеклянная мозаика, роспись
зеркала.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный, познавательный.
Раздел №28 Занятия по итоговой работе
Изготовление панно «Жар - птица» по самостоятельно выбранной
технике.
Итоговая диагностика практических и организационных навыков и
личностных качеств, обучающихся методом наблюдения. Диагностика
образовательных

результатов

владения

терминологией

в

области

декоративно - прикладного творчества методом опроса и тестирования.
Выявление способностей, определение творческого роста и развития.
Используемые

методы:

диагностический,

практический,

иллюстративно-демонстрационный, наблюдение, сравнение, оценивание
Раздел №29 Открытое занятие

Знакомство с витражной росписью

Теоретическая часть: На основании презентации познакомиться с
витражной росписью и научиться ей пользоваться
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный, познавательный
Раздел № 30 Мастер-класс
Теоретическая часть: Знакомство с техникой росписи по ткани
Практическая часть. Мастер - класс для детей и родителей.
Демонстрация практических навыков обучающихся по выполнению росписи
на джинсовых изделиях.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно –
демонстрационный, познавательный
Раздел № 31 Изготовление поделок к праздникам и для выставок
различного уровня.

33

Практическая

часть.

Участие

обучающихся

творческой

студии

«Молодцы-умельцы» в различных мероприятиях. Изготовление поделок на
конкурсы и выставки декоративно - прикладного творчества
Используемые методы: практический, познавательный, иллюстративно
– демонстрационный
3. Методические рекомендации по использованию программы
Для успешной работы и достижения намеченных результатов
необходимо учитывать множество важных компонентов, которые включают
в

себя

специфическое

оборудование

и

необходимые

материалы,

технологические и методические разработки.
Помещение, где проводятся занятия, должно отвечать условиям,
необходимым для организации творческой деятельности по установленным
требованиям Сан Пин. Учащиеся должны в нѐм себя чувствовать комфортно.
А для того, чтобы работать с вдохновением, нужна соответствующая
атмосфера. Этому способствует оформление и техническое оснащение
отдельного хорошо освещенного кабинета по декоративно - прикладному
искусству. Он должен быть оборудован столами, за которыми работают
обучающиеся,
В рабочем помещении, где проводятся занятия, необходимо разместить
постоянную выставку с различными видами декоративно-прикладного
искусства, а также разместить полку – стеллаж с образцами и аналогами
народной росписи и других технологий декоративно - прикладного
искусства, книгами и эскизами по различной тематике.
Для проведения занятий требуется оборудование: шкафы и ящики для
хранения методических пособий и работ, а также полочки для хранения
красок, кистей и т.д. В кабинете должна быть раковина с подачей воды.
В комплект приспособлений для работы входят:
фен – для сушки ещѐ влажной краски и получения спецэффектов;
34

подрамники – лучше разборные или фиксированные рамы различных
размеров;
рамы – для оформления готовых работ;
а также: листы формата А3, А4, ножницы, клей ПВА, картон, лак
универсальный, строительный скотч, клейкая лента (скотч), кнопки, булавки,
нитки, мягкие карандаши, пластилин, калька или незапечатанная газетная
бумага для выполнения эскизов.
Для выполнения разнообразных по технике работ по росписи
необходимы следующие материалы:
•

разделочная доска (деревянная) – для художественной росписи

по дереву;
•

краски – гуашь, витражные и акриловые, по ткани;

•

контур – для нанесения декоративных элементов в витражной

росписи;
•

декоративные салфетки – для декупажа;

•

кисти – широкие или круглые беличьи кисти № 5, № 6 (для

больших участков росписи и фона), кисти из волоса колонка № 1, № 2, № 3
(можно применять синтетический волос), веерные кисти и кисти из щетины
№ 3, № 4;
•

палитра и стаканчики – специальные палитры или фарфоровые

тарелочки;
•

бусины,

стразы –

и

другие

мелочи,

которые

послужат

дополнительным украшением работ.
Программа предусматривает вариативность использования некоторых
педагогических технологий:
• традиционных (технологии личностно - ориентированного и
развивающего обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).

35

На занятиях по декоративно - прикладному искусству необходимо
строго соблюдать правила техники безопасности труда с электроприборами и
режущими инструментами.
Методические материалы
Инструкция по технике безопасности
1. Хранить ножницы в определенном месте в закрытом виде.
2. Резать сидя, не размахивая ножницами, не роняя их, следить за
пальцами.
3. Нож хранить в футляре. Без разрешения не брать инструменты.
4. При работе следить за пальцами, чтобы они попадали под лезвие
ножа.
5. Передавать режущие инструменты надо острым концом к себе.
6. При работе с холодными резервирующими составами помещение
должно хорошо проветриваться.
7. иголки и кнопки хранить в отдельных плотно закрывающихся
коробочках.
8.

После

окончания

работы

выключить

все

электрические

инструменты.
Правила личной гигиены
1. Работать на клеенке, по мере загрязнения – мыть.
2. Следить за чистотой рук.
3. Вытирать влажной тряпочкой руки.
4. Протирать детали чистой сухой тряпочкой.
5. После работы тщательно убрать рабочее место, вымыть кисти, руки.

36

Методы и приемы технологии для получения результатов применения
программы ДПИ
Технология, метод, приѐм
Технология

Применение деятельности

личностно- Участие

Результат

в

районных Способность выразить свои

ориентированного обучения. конкурсах

и

выставках, мысли и идеи в изделии,

культурно

-

массовых способность

мероприятиях

начатое

доводить

дело

способность

до

конца,

реализовать

себя в творчестве
Здоровьесберегающие

Проведение

Способность

технологии.

физкультминуток

и своим

релаксирующих пауз.
Мозговой штурм.

управлять

самочувствием

и

заботиться о своѐм здоровье.

Разработка образа будущего Способность
изделия.

творить,

создавать
принципиально

нечто
новое,

не

копируя кого - либо.
Технология

коллективного Обучение

творчества.

и

общение

в Способность

группе.

работать

в

группе, научиться видеть и
уважать свой труд и труд
своих сверстников, давать
адекватную

оценку

самооценку

и
своей

деятельности

и

деятельности других.
Проектная технология.

Разработка эскизов изделий.

Способность разрабатывать
эскизы

Технология
обучения.

развивающего Развитие

фантазии, Способность

воображения
выполнении

воплощать

при свои фантазии и идеи в
заданий

по изделии.

выбору.

37

Осуществление мониторинга через метод наблюдения
Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения.
Оцениваемые показатели Степень выраженности оцениваемого показателя
Степень

понимания

и «-» (обучающийся овладел минимальным набором понятий и

осознанности

определений, не испытывает затруднений в понимании и

применения в своей речи применении специальной терминологии) «+» (обучающийся
терминов,

понятий

и осознанно

определений

употребляет

построении

речевых

специальную

терминологию

формулировок

с

в

последующим

обоснованием применѐнного определения)
«-» (обучающийся усвоил минимальный набор приѐмов,
Степень владения
на практике различными
техниками и приѐмами
Степень

методов

работы

(обучающийся

с

свободно

различными
владеет

материалами)
широким

«+»

диапазоном

различных приѐмов и методов)
«-» (обучающийся затрудняется в выборе техник и приѐмов в

целесообразности

работе с различными материалами или использует одни и те же

применения приѐмов и приѐмы) «+» (обучающийся не испытывает затруднений при
техник

в

работе

с выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между

различными

собой под свойства конкретного материала)

материалами
Степень развития «-» (обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога
фантазии,

образного при составлении композиции, находит одно рациональное

мышления

и мышление)

воображения

«+»

(обучающийся

проявляет

креативность,

вариативность и самостоятельность в выполнении задания)

Степень участия в «-» (обучающийся нуждается в побуждении со стороны
выставках и конкурсах

педагога для создания поделок на выставку, конкурс или не
проявляет желания изначально участвовать в конкурсных
мероприятиях) «+» (обучающийся проявляют творческую и
публичную активность в плане участия в выставках)

Степень
аккуратности

«-» (обучающийся умеет организовать своѐ рабочее место, но
при менее усидчив и менее организован) «+» (обучающийся

изготовлении поделок
Степень

проявляет активность, терпение)

увлечѐнности «-» (маршрут действий диктуется педагогом, обучающийся

работой и заинтересован. мало

проявляет

инициативу)

«+»

(обучающийся

ведѐт

38

в результате

творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат)

Степень

«-» (коммуникативная культура не развита, обучающийся не

взаимодействия,
сотрудничества

испытывает потребности в тесном творческом общении с
с другими

обучающимися,

не

участвует

в

массовых

другими обучающимися мероприятиях и в объединении) «+» (обучающийся обладает
в объединении

хорошими коммуникативными способностями, легко идѐт на
контакт,

активно

участвует

в

массовых

мероприятиях

объединения, готов помогать и работать совместно с другими
обучающимися)

Для выявления сформированности практических умений и навыков
можно использовать следующие критерии:
Критерии и показатели качественной оценки работ.
(сформированность практических умений и навыков)
1. Самостоятельность в работе:
- самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до
исполнения;
- выполнение работы с небольшой помощью педагога;
- выполнение работы под контролем педагога.
2. Трудоемкость:
- сложно;
- достаточно сложно;
- достаточно просто.
3. Цветовое решение:
- удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно;
- неудачное решение, цвета теряются и сливаются.
4. Креативность:
- самостоятельное составление эскиза предстоящей работы;
- оптимальный выбор конструктивной формы изделия;
- использование различных способов работы;
- изделие выполнено на основе образца
39

Список рекомендуемой литературы для реализации программы
1. Богатова И. В. Квиллинг. 70 моделей и композиций из
гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура.- М.: Мартин,
2011. – 108 с.: ил.
2. Бурункова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АРТ-Пресс Книга. – 88с.:
ил. –
3. Величко Н.К. «Русская роспись: Энциклопедия» - М.: АСТ- Пресс
Книга, 2016 год.
4. Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. – М.:
Издательский Дом МСП, 2007 – 96с.: ил.
5. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги.- М.: Издательский Дом
МСП, 2007. – 128с.: ил
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998

6.

7. Жегалова С.К. Русская народная живопись; Книга для учащихся
старших классов. – М.: Просвещение, 2008. – 160с., ил.
8. Зайцева А.А. Энциклопедия декупажа / Анна Зайцева.- М.: Эксмо,
2009. 192с.
9.

Концепция развития дополнительного образования детей от 4

сентября 2014 г. № 1726-р.
10.

Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. –

М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
11. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП
Буйлова Л.Н. – Москва, ГАОУ ВО «Московский институт открытого
образования», 2015.
12. Л.В. Мешакина «Картины из скорлупы» 2014г., Архангельская И.Ю.
Основы композиции: Учебник по направлению» Декоративно прикладное искусство и народные промыслы» - СПБ: ВШНИ, 2013
год-70 с.,
40

Приказ

13.

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»
Примерные

14.

образовательных
Министерства
молодежной

требования

программ

образования
политики,

к

содержанию

дополнительного
(Приложение

воспитания

и

и

оформлению

образования

к

письму

социальной

детей

Департамента

поддержки

детей

Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
Письмо

15.

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»
Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент

16.

государственной политики в сфере воспитания

детей и молодежи)

«О

направлении информации» от 18.11.2015 № 09-3242.
17. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, яичной скорлупы,
горшочков и природных материалов. / АрминТойбнер, Нелли Болгарт, Ральф
Крумбахер. –Ярославль: Академия развития, 2008. – 48с.: ил. – (Сказочное
рукоделие).
18. Уолтер Хелен Популярный квиллинг: цветы, птицы, животные из
бумажных лент/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104
с.: ил.
19.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от

29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
и другие журналы, статьи, публикации с описанием техники
изготовлений изделий, чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
20.

Федеральный

Государственный

Образовательный

Стандарт

Основного Общего Образования
41

Список литературы
1. Кунаева Л. Ю. «Я мастер» https://edu.tatar.ru/upload/.
2. Мохова

О.Н.

«Критерии

и

диагностика

уровня

сформированности эстетического развития» 11 мар. 2016 г
https://studfiles.net/preview/5825562/page:4/
3. Петрова Г.А. «Воспитание эстетической культуры» 2011 г.
Old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_1_2.htm
4. Русакова

Т.Г.

«Методика

преподавания

ИЗО»

www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська
школа ...Pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-2.shtml
6. Федеральный

Государственный

Образовательный

Стандарт

Основного Общего Образования
7. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации"
№273 ФЗ от 29.12.2012г.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».