Рабочая программа ОБЖ 6-9 класс

Рабочая программа
«Основы безопасности жизнедеятельности»
на 2022-2023 учебный год
6-9 класс

Составитель: Кардашин Сергей Иванович
Учитель ОБЖ
первая квалификационная категория

2022г.
1

Содержание учебного предмета
Раздел І. Безопасность человека в природных условиях
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность
человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на
природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение
своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места
для бивака. Разведение костра.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных
групп. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода.
Преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор
и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов Меры безопасности в
лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные
ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов.
Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном
туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату.
Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам
транспорта (автомобильным, железнодорожным).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или
воздушным видами транспорта.
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная
автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании . Сооружение временного укрытия из подручных средств.
Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных
условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая
медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и
отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей.
2

Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на
здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние
социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

3














Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты обучения:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:










формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
4









понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.

Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:









умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 освоение приѐмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.


Коммуникативные УУД:


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
5

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

6

Учебно-тематическое планирование
7класс
№

Наименование темы занятий

Кол-во
часов
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
3
1.
Дорожная безопасность.Правила
дорожного движения (в части
1
касающейся пешеходов и велосипедистов)
2
Опасные ситуации на транспорте.
1
3
Группы дорожных знаков.Жесты регулировщика.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
4
Землетресение.Причины возникновения и возможные
последствия.Защита населения от возможных последствий.
5
Правила безопасного поведения населения при землетресении.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Наводнения .Виды наводнения и их характеристики.Защипа населения
.
7
.Сели и их характеристика. Защита населения от селевых потоков.
8
Цунами,снежные лавины их характеристика.Защита населения.
Чрезвычайные ситуации метерологичяеского происхождения..
9
Ураганы и бури,причины их происхождения,возможные последствия.
10
Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального
происхождения.
11
Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
12
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения .Эпизоотии и
эпифитотии.
Первая помощь при неотложных состояниях.
13
Первая медицинская помощь при ушибах и кровотечениях..
14
Первая медицинская помощь при отравлениях,ожогах и обморожения..
Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
15
Здоровый образ жизни и утомляемость.
16
Компьютер и его влияние на здоровье.
17
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека.Практическое занятие: способы ориентирования.
Итого
6

1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3.5
1
1
1.5
17.5

7

7 класс
Содержание учебного курса

Раздел 1. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Опасные природные явления. Последствия воздействия опасных природных явлений на
человека и среду его обитания. Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на
человека.
Правила безопасного поведения при угрозе стихийных бедствий.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного
поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения
вулканов
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе
и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристики.
Снежные лавины.
Тема 5. Правила безопасного поведения на природе
Вынужденная автономность человека в природе. Факторы, влияющие на выживание человека
в условиях автономного существования в природе. Стрессоры выживания. Борьба со стрессорами
(жара, холод, голод, жажда, боль, одиночество, страх).
Раздел 2. Основы здорового образа жизни и культура здоровья
Тема 1. Основы экологической культуры
Анализ экологических особенностей Уральского региона. Факторы, влияющие на
жизнедеятельность человека. Промышленные и бытовые отходы. Экологически чистые продукты
питания и товары повседневного спроса.
Источники получения информации об экологической безопасности товаров повседневного
потребления.
Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния окружающей
природы. Духовно-нравственные аспекты проблем сохранения жизни и культуры, окружающей
природы Уральского региона.
Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа жизни
8

Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и укрепления
здоровья. Профилактика переутомления. Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода
из стрессовой ситуации. Способы прогнозирования и предотвращения стрессовых ситуаций.
Информационная безопасность человека.
Роль искусства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.
Здоровье человека как основа здоровья нации, государства.
Тема 3. Роль социальной среды в развитии подростка
Взаимоотношения в социуме. Социальные группы, их особенности. Особенности
взаимоотношений подростков и взрослых. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимодействие в
школьном коллективе. Права, обязанности и ответственность субъектов образовательной
деятельности. Подходы к анализу взаимодействия в подростковой среде. Противодействие
алкоголизму и наркозависимости как условие сохранения здоровья личности, общества, нации,
государства.
Раздел З. Основы медицинских знаний а правила оказания первой медицинской помощи
Тема 1. Виды травм
Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения,
профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.
Способы транспортировки пострадавших.

Практические занятия
Занятие 1. Респираторы (виды, устройство, назначение, защитные свойства). Правила
пользования.
Занятие 2. Узлы, их применение. Туристические системы.

9

Планируемые результаты освоения

Предметно-информационная составляющая образованности:
знать специфику экологической ситуации в регионе, основные методы осуществления
природоохранной деятельности;
• иметь обоснованное представление о возможностях собственного здоровья, способах его
сохранения;
• знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
• знать причины возникновения и масштабы различных видов опасности;
• знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, с учетом специфики Свердловской области;

знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и
эмоционального здоровья, способы противодействия различным видам зависимостей;
• иметь представление о нормах поведения в социальных ситуациях, создающих угрозу жизни;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
• уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие
минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных
ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при электротравмах;
• участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона, города;
• адекватно вести себя в криминогенных ситуациях;
• владеть основными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Использовать полученные знания умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• анализа ситуаций, связанных с угрозой жизнедеятельности;
• обеспечения жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного,
социального характера, создающих угрозу жизнедеятельности;
проявления бдительности, безопасного поведения при социальном конфликте.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
• уверенность в возможности развития и саморазвития;

10

• принятие норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного
сознания и поведения;
• ценность собственного психофизического и социального здоровья;
• умелое самоопределение во
ответственности за свои действия.

взаимоотношениях

с

другими

людьми,

осознание

11

Учебно-тематическое планирование
7 класс
№

Наименование раздела темы занятий

Кол-во
часов

Дорожная безопасность

4

1.

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

2

Пешеход. Безопасность пешехода

1

3.

Безопасность велосипедиста

1

4.

Пожарная безопасность

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного
характера

2

5.

Различные природные явления. Общая характеристика природных
явлений

1

6.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

4

7.

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.
Защита населения от возможных последствий

1

8.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов

1

9.

Последствия извержения вулканов. Защита населения

1

10.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения

1

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

2

11.

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

1

12.

Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи

1

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

7

13.

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

14.

Защита населения от последствий наводнений. Рекомендации населению
по действиям при угрозе и во время наводнения

1

15.

Сели и их характеристика

1

16.

Защита населения от последствий селевых потоков

1

12

17.

Цунами и их характеристика

1

18.

Защита населения от цунами

1

19.

Снежные лавины

1

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального
происхождения

4

20.

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

21.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

22.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

1

23.

Эпизоотии и эпифитотии

1

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

2

24.

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и
экстремистскую деятельность

1

25.

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании
антитеррористического поведения

1

Основа здорового образа жизни

4

26.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития
человека

1

27.

Психологическая уравновешенность

1

28.

Стресс и его влияние на человека

1

29.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

5

30.

Первая помощь при неотложных состояниях

1

31.

Общие правила оказания первой помощи

1

32.

Оказание первой помощи при наружном кровотечении

1

33.

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

1

34.

Общие правила транспортировки пострадавшего

1

35.

Вязание узлов – практическое занятие.

1

Итого:

35

13

8 класс
Содержание учебного курса

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные
привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в
общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила
поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами
бытовой химии, персональными компьютерами.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки,
ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на
местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение
временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными
экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (пдк) вредных веществ
в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения.
Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в
толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение
при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах,
кровотечениях.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их
возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их
возникновения.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой
информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.

14

Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального,
природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности,
подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного
укрытия;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные
средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах,
кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором,
ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной
защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!",
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания
в случае эвакуации населения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения
пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира
транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для
жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном
транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического
акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной
помощи.

15

Учебно-тематическое планирование

№

Кол-во

Урока

Наименование темы

часов

26

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни
Здоровый образ жизни.и его составляющие.

2

Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

1

3

Вредные привычки и их профилактика.

1

4

Репродуктивное здровье- состовляющая здоровье человека
и общества.

1

5

Здоровье человека как необходимое условие сохранения и
укрепления здоровье человека и общества..

1

6

Здоровый образ жизни и прфилактика основных
неинфекционных заболеваний.

1

7

История и славные традиции защитников России-еѐ
Вооружѐнных
сил
Профессиональная
карьера
военнослужащего.
Боевые традиции и ритуалы Вооружѐнных сил Российской
Федерации.

1

9

Техника безопасности по стрельбе Разборка сборка АКМ.

1

10

Дорожная безопасность. --------------------------------------------Правила дорожного движения.Обязонности пешехода и
велосипедиста.

1

11

Группы дорожных знаков.

1

12

Правила проезда перекрѐстков.Жесты регулировщика для
пещеходов.

1

13

Пожарная безопасность .Факторы пожара. Причины пожара
В жилых и общественных зданиях.

1

14

Профилактика пожаров в повседневной жизни Действие
при пожаре в квартире.Средства пожаро тущения.
Безопасное
действие
человека
в
быту.Газ,вода,электричество.
Безопасное поведение человека в природных условиях:
ориентирование на местности, подача сигналов бедствия.
Безопасное поведение человека в природных условиях:
добывание огня, воды и пищи,

1

8

15
16
17

1

1

1
1
1
16

1

19

Безопасное поведение человека в природных условиях:
сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на
территории
с
неблагоприятными
экологическими
факторами.

20

Предельно допустимые концентрации
веществ в атмосфере, воде, почве.

вредных

1

21

Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания.
Ситуации криминогенного характера, меры
предосторожности и правила поведения.

1

23

Экстремизм,терроризм

1

24

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах
большого скопления людей (в толпе, местах проведения
массовых мероприятий, на стадионах).
Меры
предосторожности
при
угрозе
совершения
террористического акта.

1

Поведение при похищении или захвате в
заложника.
Оказание первой медицинской помощи

1

18

22

25
26

(пдк)

качестве

1

1

1

3

27

Первая медицинская помощь при отравлениях.

1

28

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях.

1

29

Первая медицинская помощь при ушибах, кровотечениях.

1

Основы безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение
в случае их возникновения.

5

30

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
поведение в случае их возникновения.
Аварии на радиционных опасных обьектах Действия
32
населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей
речевой информации.
Аварии на химических опасных обьектах Средства
33
коллективной защиты и правила пользования ими.
Пожары и взрывы на взрывоопасных обьектах Средства
34
индивидуальной защиты и правила пользования ими.
Аварии на гидротехнических сооружений.Эвакуация
35
населения.
Всего часов
31

1
1
1

1
1
1
35

17

9 класс
Содержание учебного курса.

Рааздел 1. Современный транспорт и безопасность. Тема 1.Безопасность на дорогах.
Транспорт в современном мире.Причины дорожно-транспортных проишествий и ихвозможные
последствия.Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.Правила безопасного
поведения на дороге велосепидистов.Опасные ситуации в метро,самолёте,поездах.

Раздел 2. Основы здорового образа жизни и культура здоровья
Тема 1. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в укреплении репродуктивного здоровья. Факторы,
формирующие стабильность брачных отношений. Функции семьи и здоровый образ жизни
человека. Качества, которыми должны обладать супруги, для создания прочной семьи. Основы
семейного права в Российской Федерации. История семейного права. Условия и порядок
заключения брака в Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность супругов.
Равенство супругов в семье. Имущественные отношения супругов. Права, обязанности и
ответственность родителей. Права несовершеннолетних родителей. Назначение опекуна для
совместного воспитания ребенка у несовершеннолетних родителей. Права несовершеннолетних
детей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Лишение родительских прав
Тема 2. Факторы, разрушающие и укрепляющие репродуктивное здоровье
Инстинкт и разум. Эмоции. Управление эмоциями. Нравственные отношения полов.
Проблемы ранней беременности.
Венерические болезни. Лечение и меры профилактики.
Понятие о ВИЧ — инфекции и СПИде. Меры профилактики ВИЧ
инфекции. Эпидемиологическая обстановка, связанная с венерическими заболеваниями, ВИЧ —
инфекцией в России, Свердловской области.Вред курения и алкоголя.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Тема 1. Правила оказания первой медицинской помощи при терминальных состояниях
Терминальные состояния, причины и признаки их возникновения. Экстренная реанимационная
помощь (ЭРП). Цель и задачи ЭРП. Правила оказания ЭРП.

Раздел 4. Чрезвычайные ситуации природного техногенного характера.
Тема 1. Чрезвычайные ситуации и их классификащия.
18

Причины и факторы пожара.Как вести себя при пожаре дома в школе
Действия при конфликтах и массовых беспорядках.
Тема 2. Комплекс проблем безопасности жизнедеятельности
Состав и структура комплекса проблем безопасности жизнедеятельности. Исторический опыт,
традиции, пути решении проблем безопасности жизнедеятельности в Свердловской области.
Решение проблем безопасности жизни и деятельности человека как условие биологического и
социального благополучия. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения
возможных заболеваний.

Раздел 5. Военно-патриотическое воспитание
Тема 1. Защита Отечества. Национальная безопасность
Конституционная воинская обязанность.
История и славные традиции защитников России — ее Вооруженных Сил. Профессиональная
карьера военнослужащего.

Практические занятия
Занятие Отработка элементов по программе «Школа безопасности» (горизонтальная
переправа, «маятник», «болото»).
.

19

Планируемые результаты освоения курса

Предметно-информационная составляющая образованности:
знать специфику экологической ситуации в регионе, основные методы осуществления
природоохранной деятельности;
• иметь обоснованное представление о возможностях собственного здоровья, способах его
сохранения;
• знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
• знать причины возникновения и масштабы различных видов опасности;
• знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и
эмоционального здоровья, способы противодействия различным видам зависимостей;
• иметь представление о нормах поведения в социальных ситуациях, создающих угрозу жизни;
• знать методы отбора достоверной информации;
• знать историю вооруженных сил РФ.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
• уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие
минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных
ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм;
•оказывать первую медицинскую помощь при ЭРП;
• адекватно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей,
противостоять любым видам зависимостей и людям, которые пытаются к ним приобщить;
• владеть основными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Использовать полученные знания умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• анализа ситуаций, связанных с угрозой жизнедеятельности;
• проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе социального конфликта.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
• уверенность в возможности развития и саморазвития;
• принятие норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного
сознания и поведения;
• ценность собственного психофизического и социального здоровья;

20

• умелое самоопределение во
ответственности за свои действия.

взаимоотношениях

с

другими

людьми,

осознание

21

Учебно-тематическое планирование

№

Кол-во

Наименование раздела темы занятий

часов
Современный транспорт и безопасность.

2

1.

Правила дорожного движения (в части ,касающейся пешеходов и
велосипедистов).

1

2

Дорожные знаки.Опасные ситуации на транспорте..

1

Опасности подстерегающие нас в повседневной жизни.

2

3

Как вести себя при пожаре.Причины, факторы пожара.

1

4

Чрезвычайные ситуации в быту.Газ,электричество,вода.

1

Здоровый образ жизни.

2

5

Зависит ли здоровье от образа жизни.

1

6

Правильное питание.

1

Факторы, разрушающие и укрепляющие репродуктивное
здоровье

2

7

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

8

Профилактика вредных привычек.

1

Правила оказания первой медицинской помощи при терминальных
состояниях

2

9

Первая помощь при ушибах,растежении,вывихах,переломах и
термических ожогах.

1

10

Первая помощь при кровотечении и сердечно лѐгочной реанимации.

1

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

2

11

Природные чрезвычайные ситуации.

1

12

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

Национальная безопасность Российской Федерации.

2

Экстремизм терроризм.

1

13
14

15

Законодателство России о противодействии экстремизму и
терроризму.
Военно-патриотическое воспитание
История

и

славные

традиции

защитников

России

—

1
2
ее

1
22

Вооруженных Сил. Профессиональная карьера военнослужащего.
16

Боевые традиции и ритуалы Вооружѐнных сил Российской
Федерации.
Практические занятия

17

Отработка элементов по программе «Школа безопасности»
(горизонтальная переправа, «маятник», «болото»).Узлы их
применение.Стрельба из пневматической винтоки.

Итого

1
1.5
1.5

17.5

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».