Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2022-2023 учебный год 6-9 класс Составитель: Кардашин Сергей Иванович Учитель ОБЖ первая квалификационная категория 2022г. 1 Содержание учебного предмета Раздел І. Безопасность человека в природных условиях Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака. Разведение костра. Определение необходимого снаряжения для похода. Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных групп. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода. Преодоление водных препятствий. Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов Меры безопасности в лыжном походе. Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах. Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам транспорта (автомобильным, железнодорожным). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта. Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании . Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия. Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей. 2 Первая медицинская помощь при укусах насекомых. Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. 3 Планируемые результаты освоения курса. Личностные результаты обучения: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Предметные результаты обучения: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; 4 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приѐмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; 5 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: 1. Тестовые задания (7- 15 мин). 2. Устный опрос (7-15 мин) 4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая) Средства контроля и оценки результатов обучения: Все тестовые задания оцениваются: - правильный ответ – 1 балл; - отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов 6 Учебно-тематическое планирование 7класс № Наименование темы занятий Кол-во часов Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. 3 1. Дорожная безопасность.Правила дорожного движения (в части 1 касающейся пешеходов и велосипедистов) 2 Опасные ситуации на транспорте. 1 3 Группы дорожных знаков.Жесты регулировщика. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. 4 Землетресение.Причины возникновения и возможные последствия.Защита населения от возможных последствий. 5 Правила безопасного поведения населения при землетресении. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Наводнения .Виды наводнения и их характеристики.Защипа населения . 7 .Сели и их характеристика. Защита населения от селевых потоков. 8 Цунами,снежные лавины их характеристика.Защита населения. Чрезвычайные ситуации метерологичяеского происхождения.. 9 Ураганы и бури,причины их происхождения,возможные последствия. 10 Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. 11 Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 12 Инфекционная заболеваемость людей и защита населения .Эпизоотии и эпифитотии. Первая помощь при неотложных состояниях. 13 Первая медицинская помощь при ушибах и кровотечениях.. 14 Первая медицинская помощь при отравлениях,ожогах и обморожения.. Здоровье человека и факторы, на него влияющие. 15 Здоровый образ жизни и утомляемость. 16 Компьютер и его влияние на здоровье. 17 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.Практическое занятие: способы ориентирования. Итого 6 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3.5 1 1 1.5 17.5 7 7 класс Содержание учебного курса Раздел 1. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них Опасные природные явления. Последствия воздействия опасных природных явлений на человека и среду его обитания. Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на человека. Правила безопасного поведения при угрозе стихийных бедствий. Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи. Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристики. Снежные лавины. Тема 5. Правила безопасного поведения на природе Вынужденная автономность человека в природе. Факторы, влияющие на выживание человека в условиях автономного существования в природе. Стрессоры выживания. Борьба со стрессорами (жара, холод, голод, жажда, боль, одиночество, страх). Раздел 2. Основы здорового образа жизни и культура здоровья Тема 1. Основы экологической культуры Анализ экологических особенностей Уральского региона. Факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Промышленные и бытовые отходы. Экологически чистые продукты питания и товары повседневного спроса. Источники получения информации об экологической безопасности товаров повседневного потребления. Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния окружающей природы. Духовно-нравственные аспекты проблем сохранения жизни и культуры, окружающей природы Уральского региона. Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа жизни 8 Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. Профилактика переутомления. Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Способы прогнозирования и предотвращения стрессовых ситуаций. Информационная безопасность человека. Роль искусства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности. Здоровье человека как основа здоровья нации, государства. Тема 3. Роль социальной среды в развитии подростка Взаимоотношения в социуме. Социальные группы, их особенности. Особенности взаимоотношений подростков и взрослых. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимодействие в школьном коллективе. Права, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности. Подходы к анализу взаимодействия в подростковой среде. Противодействие алкоголизму и наркозависимости как условие сохранения здоровья личности, общества, нации, государства. Раздел З. Основы медицинских знаний а правила оказания первой медицинской помощи Тема 1. Виды травм Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Способы транспортировки пострадавших. Практические занятия Занятие 1. Респираторы (виды, устройство, назначение, защитные свойства). Правила пользования. Занятие 2. Узлы, их применение. Туристические системы. 9 Планируемые результаты освоения Предметно-информационная составляющая образованности: знать специфику экологической ситуации в регионе, основные методы осуществления природоохранной деятельности; • иметь обоснованное представление о возможностях собственного здоровья, способах его сохранения; • знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; • знать причины возникновения и масштабы различных видов опасности; • знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, с учетом специфики Свердловской области; знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и эмоционального здоровья, способы противодействия различным видам зависимостей; • иметь представление о нормах поведения в социальных ситуациях, создающих угрозу жизни; Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности: • уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм; • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; • оказывать первую медицинскую помощь при электротравмах; • участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона, города; • адекватно вести себя в криминогенных ситуациях; • владеть основными способами разрешения конфликтных ситуаций. Использовать полученные знания умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • анализа ситуаций, связанных с угрозой жизнедеятельности; • обеспечения жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального характера, создающих угрозу жизнедеятельности; проявления бдительности, безопасного поведения при социальном конфликте. Ценностно-ориентационная составляющая образованности: • уверенность в возможности развития и саморазвития; 10 • принятие норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения; • ценность собственного психофизического и социального здоровья; • умелое самоопределение во ответственности за свои действия. взаимоотношениях с другими людьми, осознание 11 Учебно-тематическое планирование 7 класс № Наименование раздела темы занятий Кол-во часов Дорожная безопасность 4 1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 1 2 Пешеход. Безопасность пешехода 1 3. Безопасность велосипедиста 1 4. Пожарная безопасность 1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 2 5. Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений 1 6. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера 1 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения 4 7. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Защита населения от возможных последствий 1 8. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов 1 9. Последствия извержения вулканов. Защита населения 1 10. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения 1 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения 2 11. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия 1 12. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи 1 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 7 13. Наводнения. Виды наводнений и их причины 1 14. Защита населения от последствий наводнений. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения 1 15. Сели и их характеристика 1 16. Защита населения от последствий селевых потоков 1 12 17. Цунами и их характеристика 1 18. Защита населения от цунами 1 19. Снежные лавины 1 Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения 4 20. Лесные и торфяные пожары и их характеристика 1 21. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения 1 22. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения 1 23. Эпизоотии и эпифитотии 1 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму 2 24. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность 1 25. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения 1 Основа здорового образа жизни 4 26. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 1 27. Психологическая уравновешенность 1 28. Стресс и его влияние на человека 1 29. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте 1 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 5 30. Первая помощь при неотложных состояниях 1 31. Общие правила оказания первой помощи 1 32. Оказание первой помощи при наружном кровотечении 1 33. Оказание первой помощи при ушибах и переломах 1 34. Общие правила транспортировки пострадавшего 1 35. Вязание узлов – практическое занятие. 1 Итого: 35 13 8 класс Содержание учебного курса Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами. Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза. Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (пдк) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах). Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. Оказание первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации. Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения. 14 Планируемые результаты освоения курса В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен: знать/понимать: - основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; - способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; - правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов); уметь: - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; - оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях; - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; - вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; - действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; - соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов); - адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; - прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей); использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; - соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте; - пользования бытовыми приборами и инструментами; - проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта; - обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. 15 Учебно-тематическое планирование № Кол-во Урока Наименование темы часов 26 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Здоровый образ жизни.и его составляющие. 2 Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. 1 3 Вредные привычки и их профилактика. 1 4 Репродуктивное здровье- состовляющая здоровье человека и общества. 1 5 Здоровье человека как необходимое условие сохранения и укрепления здоровье человека и общества.. 1 6 Здоровый образ жизни и прфилактика основных неинфекционных заболеваний. 1 7 История и славные традиции защитников России-еѐ Вооружѐнных сил Профессиональная карьера военнослужащего. Боевые традиции и ритуалы Вооружѐнных сил Российской Федерации. 1 9 Техника безопасности по стрельбе Разборка сборка АКМ. 1 10 Дорожная безопасность. --------------------------------------------Правила дорожного движения.Обязонности пешехода и велосипедиста. 1 11 Группы дорожных знаков. 1 12 Правила проезда перекрѐстков.Жесты регулировщика для пещеходов. 1 13 Пожарная безопасность .Факторы пожара. Причины пожара В жилых и общественных зданиях. 1 14 Профилактика пожаров в повседневной жизни Действие при пожаре в квартире.Средства пожаро тущения. Безопасное действие человека в быту.Газ,вода,электричество. Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия. Безопасное поведение человека в природных условиях: добывание огня, воды и пищи, 1 8 15 16 17 1 1 1 1 1 16 1 19 Безопасное поведение человека в природных условиях: сооружение временного укрытия. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. 20 Предельно допустимые концентрации веществ в атмосфере, воде, почве. вредных 1 21 Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. 1 23 Экстремизм,терроризм 1 24 Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах). Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. 1 Поведение при похищении или захвате в заложника. Оказание первой медицинской помощи 1 18 22 25 26 (пдк) качестве 1 1 1 3 27 Первая медицинская помощь при отравлениях. 1 28 Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях. 1 29 Первая медицинская помощь при ушибах, кровотечениях. 1 Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. 5 30 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. Аварии на радиционных опасных обьектах Действия 32 населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации. Аварии на химических опасных обьектах Средства 33 коллективной защиты и правила пользования ими. Пожары и взрывы на взрывоопасных обьектах Средства 34 индивидуальной защиты и правила пользования ими. Аварии на гидротехнических сооружений.Эвакуация 35 населения. Всего часов 31 1 1 1 1 1 1 35 17 9 класс Содержание учебного курса. Рааздел 1. Современный транспорт и безопасность. Тема 1.Безопасность на дорогах. Транспорт в современном мире.Причины дорожно-транспортных проишествий и ихвозможные последствия.Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.Правила безопасного поведения на дороге велосепидистов.Опасные ситуации в метро,самолёте,поездах. Раздел 2. Основы здорового образа жизни и культура здоровья Тема 1. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья Брак и семья. Роль семьи в укреплении репродуктивного здоровья. Факторы, формирующие стабильность брачных отношений. Функции семьи и здоровый образ жизни человека. Качества, которыми должны обладать супруги, для создания прочной семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. История семейного права. Условия и порядок заключения брака в Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность супругов. Равенство супругов в семье. Имущественные отношения супругов. Права, обязанности и ответственность родителей. Права несовершеннолетних родителей. Назначение опекуна для совместного воспитания ребенка у несовершеннолетних родителей. Права несовершеннолетних детей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Лишение родительских прав Тема 2. Факторы, разрушающие и укрепляющие репродуктивное здоровье Инстинкт и разум. Эмоции. Управление эмоциями. Нравственные отношения полов. Проблемы ранней беременности. Венерические болезни. Лечение и меры профилактики. Понятие о ВИЧ — инфекции и СПИде. Меры профилактики ВИЧ инфекции. Эпидемиологическая обстановка, связанная с венерическими заболеваниями, ВИЧ — инфекцией в России, Свердловской области.Вред курения и алкоголя. Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи Тема 1. Правила оказания первой медицинской помощи при терминальных состояниях Терминальные состояния, причины и признаки их возникновения. Экстренная реанимационная помощь (ЭРП). Цель и задачи ЭРП. Правила оказания ЭРП. Раздел 4. Чрезвычайные ситуации природного техногенного характера. Тема 1. Чрезвычайные ситуации и их классификащия. 18 Причины и факторы пожара.Как вести себя при пожаре дома в школе Действия при конфликтах и массовых беспорядках. Тема 2. Комплекс проблем безопасности жизнедеятельности Состав и структура комплекса проблем безопасности жизнедеятельности. Исторический опыт, традиции, пути решении проблем безопасности жизнедеятельности в Свердловской области. Решение проблем безопасности жизни и деятельности человека как условие биологического и социального благополучия. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Раздел 5. Военно-патриотическое воспитание Тема 1. Защита Отечества. Национальная безопасность Конституционная воинская обязанность. История и славные традиции защитников России — ее Вооруженных Сил. Профессиональная карьера военнослужащего. Практические занятия Занятие Отработка элементов по программе «Школа безопасности» (горизонтальная переправа, «маятник», «болото»). . 19 Планируемые результаты освоения курса Предметно-информационная составляющая образованности: знать специфику экологической ситуации в регионе, основные методы осуществления природоохранной деятельности; • иметь обоснованное представление о возможностях собственного здоровья, способах его сохранения; • знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; • знать причины возникновения и масштабы различных видов опасности; • знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и эмоционального здоровья, способы противодействия различным видам зависимостей; • иметь представление о нормах поведения в социальных ситуациях, создающих угрозу жизни; • знать методы отбора достоверной информации; • знать историю вооруженных сил РФ. Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности: • уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм; •оказывать первую медицинскую помощь при ЭРП; • адекватно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей, противостоять любым видам зависимостей и людям, которые пытаются к ним приобщить; • владеть основными способами разрешения конфликтных ситуаций. Использовать полученные знания умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • анализа ситуаций, связанных с угрозой жизнедеятельности; • проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе социального конфликта. Ценностно-ориентационная составляющая образованности: • уверенность в возможности развития и саморазвития; • принятие норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения; • ценность собственного психофизического и социального здоровья; 20 • умелое самоопределение во ответственности за свои действия. взаимоотношениях с другими людьми, осознание 21 Учебно-тематическое планирование № Кол-во Наименование раздела темы занятий часов Современный транспорт и безопасность. 2 1. Правила дорожного движения (в части ,касающейся пешеходов и велосипедистов). 1 2 Дорожные знаки.Опасные ситуации на транспорте.. 1 Опасности подстерегающие нас в повседневной жизни. 2 3 Как вести себя при пожаре.Причины, факторы пожара. 1 4 Чрезвычайные ситуации в быту.Газ,электричество,вода. 1 Здоровый образ жизни. 2 5 Зависит ли здоровье от образа жизни. 1 6 Правильное питание. 1 Факторы, разрушающие и укрепляющие репродуктивное здоровье 2 7 Вредные привычки и их влияние на здоровье. 1 8 Профилактика вредных привычек. 1 Правила оказания первой медицинской помощи при терминальных состояниях 2 9 Первая помощь при ушибах,растежении,вывихах,переломах и термических ожогах. 1 10 Первая помощь при кровотечении и сердечно лѐгочной реанимации. 1 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. 2 11 Природные чрезвычайные ситуации. 1 12 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 1 Национальная безопасность Российской Федерации. 2 Экстремизм терроризм. 1 13 14 15 Законодателство России о противодействии экстремизму и терроризму. Военно-патриотическое воспитание История и славные традиции защитников России — 1 2 ее 1 22 Вооруженных Сил. Профессиональная карьера военнослужащего. 16 Боевые традиции и ритуалы Вооружѐнных сил Российской Федерации. Практические занятия 17 Отработка элементов по программе «Школа безопасности» (горизонтальная переправа, «маятник», «болото»).Узлы их применение.Стрельба из пневматической винтоки. Итого 1 1.5 1.5 17.5 23