Рабочая программа ОБЖ 6 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АРТИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МАОУ "Манчажская СОШ"

Рабочая программа
«Основы безопасности жизнедеятельности»
на 2023-2024 учебный год
6 класс

Составитель: Кардашин Сергей Иванович
Учитель ОБЖ
первая квалификационная категория

2023г..
1

Содержание учебного предмета
Раздел І. Безопасность человека в природных условиях
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность
человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на
природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение
своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места
для бивака. Разведение костра.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных
групп. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода.
Преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор
и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов Меры безопасности в
лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные
ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов.
Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном
туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату.
Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам
транспорта (автомобильным, железнодорожным).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или
воздушным видами транспорта.
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная
автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании . Сооружение временного укрытия из подручных средств.
Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных
условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая
медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и
отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей.
2

Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на
здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние
социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

3














Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты обучения:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:










формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
4









понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.

Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:









умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.


Коммуникативные УУД:


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
5

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

6

Учебно-тематическое планирование
7класс
№

Наименование темы занятий

Кол-во
часов
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
3
1.
Дорожная безопасность.Правила
дорожного движения (в части
1
касающейся пешеходов и велосипедистов)
2
Опасные ситуации на транспорте.
1
3
Группы дорожных знаков.Жесты регулировщика.
Основы комплексной безопасности.
4
Подготовка к активному отдыху на природе.
5
Ориентирование на местности.
Активный отдых на природе и безопасность.

1
2
1
1
3

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
Подготовка и проведение пеших походов .
8
Подготовка и проведение лыжных,водных и велосипедных походов.
Дальный и выездной туризм и меры безопасности.
9
Основные факторы,оказывающие влияние на безопасность человека.
10
Акклимитизация человека в различных климатических условиях.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
природной среде.
11
Вынужденная автономия человека в природной среде.
12
Опасные ситуации в природных условиях.
Первая помощь при неотложных состояниях.
13
Первая медицинская помощь при ушибах и кровотечениях..
14
Первая медицинская помощь при отравлениях,ожогах и обморожения..
Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
15
Здоровый образ жизни и утомляемость.
16
Компьютер и его влияние на здоровье.
17
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека.Практическое занятие: способы ориентирования.
Итого

1
1
1
2
1
1
2

6
7

1
1
2
1
1
3.
1
1
1.5
17.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».