Авиаракетомоделирование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
направленность техническая
«Авиаракетомоделирование».
Возраст обучающихся: 8-18 лет
Срок реализации: 3 год

Автор- составитель программы:
Козлов Сергей Владимирович,
педагог дополнительного
образования

с. Манчаж 2024

Пояснительная записка
За пять с небольших десятилетий космической эры, которую открыл
первый искусственный спутник Земли, запущенный в СССР 4 октября 1957
года в космическое пространство с нашей планеты, были отправлены тысячи
спутников, сотни кораблей и орбитальных станций. Появилась новая область
человеческой деятельности - космонавтика - совокупность самых
современных отраслей науки и техники. Стремительное развитие
космонавтики пробудило большой интерес школьников, молодёжи к
авиастроению и ракетно-космическому моделизму - новому виду
технического творчества.
Уникальность авиа и ракетомоделирования состоит в том, что
заниматься им могут дети младшего, среднего и старшего школьного
возраста. В системе дополнительного образования модельные виды спорта
играют очень важную роль. Они способствуют раскрытию конструкторских
способностей, профориентации учащихся на дальнейшее техническое
образование.
Актуальность. Авиа и ракетомоделирование является одним из самых
популярных технических видов спорта, который приобрёл большую
популярность, как в нашей стране, так и за рубежом. Им увлекаются
школьники и студенты, рабочие и инженеры, люди самых разных возрастов
и профессий. Многие начинают свое увлечение спортом с занятий в
учреждениях дополнительного образования, центрах детского творчества,
спортивно-технических клубах. Он является одним из эффективных средств
приобщения детей и молодёжи к изучению межпланетных полётов и
вопросов космонавтики, знакомству с устройством ракетной техникой.
Нередко детское увлечение определяет весь дальнейший жизненный путь
ракетомоделиста, влияет на выбор профессии. Стремление познать,
проанализировать и добиться более высоких результатов заставляет
моделиста изучать специальную литературу, сопоставлять и размышлять,
приучаясь к систематической работе над собой, над своим образованием. В
процессе изготовления модели моделист получает пользовательские навыки
при работе различными инструментами, применяет на практике
технологические приемы, привлекает нужные сведения из самых различных
областей техники. Патриотизм, чувство любви и преданности – движущая
сила ракетомоделизма. Все это подчеркивает актуальность дополнительной
общеразвивающей программы «Авиаракетомоделирование».
Программа разработана на основании следующих нормативных актов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции от 24 марта 2021 г. № 51-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон»);

2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
8.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
Данная программа - модифицированная, имеет техническую направленность,
разработана на основе типовой программы И.В. Кротова
«Ракетное моделирование», а также при составлении программы использован
опыт работы педагогов в ракетомодельном объединении, опыт работы аналогичных
объединений Свердловской области и других регионов России.
Цель программы – совершенствование практических умений проектирования и

конструирования, формирование конструкторского мышления, и интереса к
современной авиаи ракетной технике, ракетомодельному спорту.
Задачи:
образовательные:
-познакомить учащихся с историей создания ракетно-космической техники и
авиастроения;
-способствовать формированию устойчивых представлений о приёмах
конструирования моделей простейших планеров и ракет различных классов;
-способствовать углублённому, осознанному освоению теоретического материала,
изучаемого в школьных дисциплинах (математике, физике, химии, черчении,
технологии) и его практическое применение при реализации программы;
развивающие:
-способствовать
развитию
творческих
способностей
учащихся,
совершенствованию практических умений проектирования и конструирования
авиа и ракетной техники;
-создать условия для самостоятельной творческой работы, стремлению к поиску,
способностей применять теоретические навыки в жизни; воспитательные:
-предоставить ребёнку возможность самоутвердиться в творческой деятельности и
профессиональном самоопределении,
-сформировать военно-патриотическое качества личности учащихся и чувства
гордости за Российскую космонавтику и ракетостроение;
-создать условия для формирования коммуникативных качеств;
-подготовить спортсменов-юношей, общественных инструкторов и юных судей
по спорту.
Новизна
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Авиаракетомоделирование»
заключается
в
интеграции
содержания
деятельности по конструированию и моделированию не только ракет, но и
простейших авиамоделей, где обучающимся предоставляется возможность
выбора типа и вида изготавливаемой модели.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
занятия по данной программе можно вести как разноуровневые, то есть с
детьми различного уровня развития как интеллектуальных способностей, так и
навыков работы с инструментом. Например, более подготовленные дети могут
выбрать для построения сложные модели (копии ракет), а менее
подготовленные - модели более простые (ротошут и др.). Это позволяет всем
детям заниматься в детском объединении, независимо от уровня их
предварительной подготовки.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеразвивающей программы «Авиаракетомоделирование» заключается в том,
что процесс разработки и изготовления моделей, а также участие обучающихся
в соревнованиях происходит в условиях группового общения, что способствует
формированию коммуникативных качеств, выстраиваются отношения в
коллективе, умение работать в команде, соподчинять свои интересы и

потребности с интересами и потребностями коллектива и общества.
Основной формой организации занятий являются практические занятия.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей,
умения оценить уровень своих возможностей и выбрать соответствующий им проект
создания модели ракеты или авиамодели. В основе практической работы лежит
выполнение творческих заданий по четырем основным действиям: анализ
(информации, чертежей, текста, изобразительных средств), выбор модели, отбор
инструментов, материалов, проектирование и корректировка результатов. При отборе
форм организации образовательного процесса реализуются как групповые, которые
обогащают социальный опыт детей коллективным творчеством, развивают
коммуникативные умения и навыки, толерантность, так и индивидуальные формы
организации учебно-познавательной деятельности. Кроме того, используются такие
формы
как
учебное
занятие,
способствующее
освоению
теории
авиаракетомоделирования; консультации, в ходе которых используется прием
объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения
вопросов, возникающих по ходу работы, что помогает ребенку расширить
представление о средствах, способах, возможностях той деятельности, которой он
занимается и тем самым способствует развитию технического мышления,
воображения и логики. Использование на занятиях методического приема оценки и
самооценки культивирует чувство творческой неудовлетворенности, основанное на
противоречии между идеальным образом результата деятельности и ее конкретным
воплощением.
Практика ведения занятий показывает, что обучение авиамоделированию и
ракетомоделированию целесообразно начинать с раннего возраста (8 – 11 лет).
Предлагаемая программа позволяет
организовать занятия с учащимися в возрасте 8-18 лет, которые проявят интерес к
авиаракетомоделированию.
Группы могут быть сформированы как одновозрастные (8-10 лет, 11-14
лет, 15-18 лет) так и разновозрастные.
Дети в возрасте 8-10 лет. получают знания и навыки, необходимые для работы
по изготовлению и запуску несложных летающих моделей ракет и планеров,
усвоение этики общения в результате работы в объединении и участие в
соревнованиях.
Занятия с детьми 11-14 лет направлены на расширение знаний по авиационной
и ракетной технике, по основам аэродинамики и методике несложных технических
расчетов. В практической деятельности посильность занятий координируются с
личностными возможностями обучающихся (мощный подъем жизнедеятельности и
глубокой перестройкой организма, физическое созревание человека, и интенсивное
формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил,
стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической
новинке, желание быть «на равной ноге» со взрослыми, стремление к активной
деятельности).
Подростков в возрасте 15-18 лет отличает резкая смена настроений и

психических состояний, повышенная возбудимость, импульсивность, эмоциональная
неустойчивость, утомляемость, раздражительность – наиболее яркие особенности
проявления изменений в нервной системе и эмоциях. К индивидуальным различиям в
умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному
приобретению знаний, навыков самостоятельной работы. Они связаны со всей
познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение
различных учебных практических заданий, выделение в изучаемом материале
существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. В этом
возрасте изменяется мышление, оно приобретает новые черты и качества. Учащиеся
самостоятельно рассчитывают модели, отрабатывают технологию их изготовления,
строят модели и принимают участие в соревнованиях по авиа и ракетомодельному
спорту, готовятся и сдают нормы по спортивным разрядам. Участию в соревнованиях
предшествует большая психологическая подготовка: должна быть уверенность в
своих силах, в поддержке товарищей по команде, умение сконцентрировать волю в
критический момент. Кроме того, соревнования - возможность самооценки и обмена
информацией. Моделисту в процессе работы приходится самостоятельно выбирать
технологический процесс изготовления модели, подбирать наиболее подходящие
материалы, позволяющие получать надёжную и красивую конструкцию. Важно
хорошо разбираться в чертежах, разнообразных приёмах работы с разными
материалами. Часто моделист сам создаёт проект модели, который затем
осуществляет, поэтому моделирование несёт в себе элемент творчества.
Нормы наполняемости групп. Число детей, одновременно
находящихся в группе составляет 12 человек.
Срок реализации. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия
организуются по 2 академических часа 2 раза в неделю, 144 часа в год.
Режим занятий.
1 год обучения –144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа)
2 год обучения –144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа)
3год обучения –144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа)
Программа первого года обучения (ознакомительный уровень) предполагает
знакомство детей с основными теоретическими понятиями по теории авиаракетного
движения, историей ракетной техники. Ознакомительный уровень обучения
охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по
изготовлению и запуску несложных летающих моделей ракет и планеров, усвоение
этики общения в результате работы в объединении и участие в соревнованиях.
Основной особенностью учащихся при освоении теоретических занятий - объяснить
в основных чертах, конструкцию, принцип действия летающего аппарата, не вникая
на второстепенные детали, познакомить с историей развития авиации и
ракетостроения в игровой форме (с использованием загадок, кроссвордов и др.). На
занятиях обучающиеся изготавливают модели ракет, парашютов, изучают правила
работы с двигателем и стартовым оборудованием.
Обучающиеся второго года обучения (базовый уровень) решают
конструкторские и технологические задачи, выполняют несложные

технические расчеты и принимают посильное участие в экспериментальных
исследованиях. При решении технических задач обучающиеся учатся
формулировать и определять их физическую и техническую суть, проводить
анализ, намечать возможные варианты решения и принимать их, проверять
конечный результат на компьютерах. Работа в объединении второго года
обучения осуществляется по следующим направлениям: спортивные и
экспериментальные модели ракет на время и высоту полета категорий S-3, S6, S-9, спортивные и экспериментальные модели ракетопланов категории S-4
и S-8, работа над копиями ракетопланов; модели – копии на высоту полета
категории S-5 и S-7.
Работа над моделью – копией ракеты – носителя космического корабля может
включать и разработку систем раскрытия головного обтекателя, автономного спуска
модели нескольких спутников с одного корабля, раскрытия антенн, солнечных
батарей и т.д.
На третьем году обучения (продвинутый уровень) работа строится по
следующим
направлениям:
спортивно
–
технический
моделизм;
экспериментальные исследования закономерностей полета моделей ракет и
ракетопланов; работа микроракетного двигателя твердого топлива в различных
условиях; разработка и изготовление приборов и оборудования для проведения
экспериментальных исследований; более глубокое изучение и закрепление
знаний по авиационной и ракетной технике, по основам аэродинамики.
Ожидаемым результатом реализации программы является:
- повышение интереса учащихся к техническому творчеству;
овладение учащимися знаниями по истории развития авиа и ракетной
техники, историю развития ракетного моделизма, понятие о метеорологии,
метеорологические явления в природе и метеорологические параметры, основы
аэродинамики и физику полета моделей ракет, основные элементы ракеты и
технические требования к ним, характеристики и устройство моделей ракет классов
S1, S3, S4, S6, S7, S9, технологию изготовления моделей ракет, классификацию
ракетных двигателей на моделях ракет, ракетопланов, виды парашютов, современные
парашюты, особенности бортовой и наземной пиротехники;
умение читать и создавать простейшие чертежи, просчитывать скорость
и время снижения модели, работать с измерительными инструментами,
осуществлять основные приемы работы с чертежными инструментами, работать со
столярными и слесарными инструментами, работать с различными материалами,
осуществлять покраску и отделку модели, раскраивать и изготовлять парашют,
изготавливать наземное оборудование для запуска моделей ракет, осуществлять
технологические приемы и изготовления отдельных частей модели, устанавливать
двигательна модель ракеты, осуществлять запуск моделей ракет.
Освоив ознакомительный уровень программы (первый год обучения)
обучающийся: будет знать:
- об основных элементах конструирования;
- элементарные понятия о чертеже, рисунке;

о геометрических фигурах;
о способах и приемах обработки различных материалов;
о свойствах бумаги; - теорию ракетного движения; будет уметь:
распределять труд по операциям, отбирать нужные инструменты для
работы по каждой операции, выбирать способ соединения деталей;
пользоваться
измерительными,
монтажными
и
слесарными
инструментами;
выполнять
сборочно-монтажные операции, уметь
разбираться в простейших конструкциях; вносить изменения в конструкцию
изделия с целью его усовершенствования;
- изготовлять простейшие модели ракет, парашютов из бумаги;
- работать в коллективе, проявлять стремление и желание помочь
товарищам; - самостоятельно мыслить, составлять внутренний план
действий при изготовлении моделей ракет;
- решать различные задачи при моделировании.
Освоив базовый уровень программы (второй год обучения),
обучающийся: будет знать:
- правила безопасности на старте ракет;
- порядок работы на старте; - контроль полета моделей ракет; будет уметь:
- работать в коллективе, проявлять стремление и желание помочь
товарищам;
- выполнять несложные технические расчеты;
- осмысленно и правильно выполнять технологические операции;
- проводить анализ, намечать возможные варианты решения технических
задач; - анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные
ошибки. - оценить свои способности, уметь доказать свои идеи в
реализации технологий при изготовлении моделей ракет.
Освоив продвинутый уровень программы (третий год обучения),
обучающийся: будет знать:
- спортивно – технический моделизм;
- закономерности полета моделей ракет и ракетопланов;
- работу микрореактивного двигателя твердого топлива в различных
условиях; будет уметь:
- изготавливать модели ракет и ракетопланов;
- отрабатывать механизмы;
- запускать субракеты;
- определять надежность разработанных механизмов;
- разрабатывать и изготовлять приборы и оборудование для проведения
экспериментальных исследовании и моделей;
- планировать свои действия при изготовлении ракет, искать и находить
средства для реализации;
- самостоятельно и креативно решать поставленные задачи, анализировать
-

различные ситуации, и лично выбирать наиболее достойные для
достижения результата.
Формой подведения итогов реализации программы являются
рейтинговая оценка достижений обучающихся, простроенная на основе
контроля. Предусматриваются следующие виды контроля освоения
программы: открытые занятия, участие в выставках, соревнованиях
различного уровня, тестовые задания.
Оценочные материалы. Результативность освоения программы
оценивается по следующим критериям: по степени владения теоретическим
материалом, терминологией; по качеству выполнения всех этапов
технологического процесса; по качеству выполнения моделей ракет по
чертежам, количественные показатели участия в фестивалях технического
творчества и соревнованиях различного уровня. Соревнования проводятся на
уровне учреждения, муниципалитета, области и России. В областных и
Российских соревнованиях принимают участие ребята, достигшие высоких
результатов своей деятельности на муниципальном и региональном уровне.
Рейтинговая оценка достижений обучающихся производится в начале,
середине и конце учебного года по следующим направлениям:
- Моделирование ракет. В основу начисления баллов положена степень
сложности их изготовления по классам моделей S1, S3, S4, S5, S6, S7, S8
S9. Начисляемые баллы от 1 до 10 заносятся в таблицу:
- 1-3 балла –низкий уровень моделирования ракеты; - 4-6 балла –средний
уровень моделирования ракеты; - 7-10 баллов –высокий уровень
моделирования ракеты.
- Участие в соревнованиях (в основу начисления баллов за участие взят ранг
соревнований): Чемпионат России – 3 балла;
Кубок России – 2,5 балла;
Региональные
соревнования
–
2
балла;
Муниципальные соревнования – 1 балл.
- Достижение в соревнованиях. В основу начисления баллов принимаются
достижения в соревнованиях в зависимости от занятого места, ранга
соревнований и положения. Начисление баллов осуществляется за
выступление в каждом классе моделей по формуле (Б дос. = Б м. х К р.) и
заносится в таблицу, где Б дос. – баллы за достижения в соревнованиях, Б
м. – баллы за занятое место, К р. – коэффициент учитывающий ранг
соревнований (0,5 баллов – это наименьший показатель, наивысший
показатель определяется количеством участников и может составлять 3040 баллов);
- Достижения в квалификации разрядных норм (начисление баллов
осуществляется по присвоенному разряду:
-2 юношеский – 1 балл;
-1 юношеский – 3
балла; -3 разряд – 5

баллов;
-2 разряд – 8 баллов;
-1 разряд – 10
баллов; -КМС – 15
баллов -МС – 20
баллов.
Для определения теоретических знаний,
учащихся организуются тестовые задания по правилам
соревнований в классе моделей ракет, истории авиации,
космонавтики и астрономии. Тестовые задания
проводятся два раза в год, в начале (сентябрь) и в конце
(май) учебного года на всех образовательных уровнях
(ознакомительный, базовый, продвинутый). Результаты
определяются по сумме баллов за правильные ответы
путем выбора из предложенного. Максимальное
количество баллов по вопросам – 5 баллов:
6 - 5 правильных ответов - 5 баллов; - 4 - 3
правильных ответов - 4 балла; - 2 - 1 правильный ответ
- 3 балла.
Общий итог основных предметных достижений определяется
суммированием всех достижений спортсмена. Лидер определяется по
наибольшей сумме баллов.
Учебно-тематический план 1-й год обучения (ознакомительный)
Количество часов
Формы
№
аттестации/контроля
Название темы
Теория Практика Всего
п/п
Вводное занятие.
2

1

2

3

4

Тестовые задания,
рейтинговая оценка

Классификация
моделей ракет,
моделей планеров,
моделей вертолетов.
Одноступенчатая
модель ракеты с
одним двигателем.
Парашюты для
моделей ракеты.
Термозащита.

-

2
Моделирование ракет

4

4

8
Моделирование ракет

4

46

50

2

16

18

Ленты(стримеры) и
5 другие системы
спасения модели.
Простейшая модель
6
вертолета Муха.
Метательный планер
7
F1N.
Реактивные
двигатели.
Микроракетный
8
двигатель твердого
топлива для моделей
ракет.
Метеорология.
Необходимые
9 метеорологические
условия для полета
моделей ракет.
Теория полета
10
моделей ракет.
Наземное
оборудование для
11
запуска моделей
ракет.
Бортовая и наземная
12
пиротехника.
Запуски ракет.
13
Соревнования
по
ракетомодельному
14 спорту.

15

Итоговое занятие.
Итого часов:

2

10

12

2

10

12

4

12

16

2

4

6

2

2

4

4

4

8

4

10

14

2

14

16

2

30

32

2

14

16

2

-

2

40

104

144

Тестовые задания

Моделирование ракет
Участие в
соревнованиях,
достижения в
соревнованиях
Рейтинговая оценка

Содержание программы
1- й год обучения (ознакомительный)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Правила безопасности труда и поведения в ракетомодельной
лаборатории. Цели и задачи объединения. Ознакомление с планом,
материально технической базой. Современные ракеты, роль отечественных
ученых в развитии мировой ракетной техники. Работы Н.И. Кибальчича, К.Э.
Циолковского, Ю.В. Кондратюка, С.П. Королева, М.К. Янгеля.
Показательный запуск модели ракеты. Оценивание – тестовые задания,
рейтинговая оценка.
Тема 2. Классификация моделей ракет, моделей планеров, моделей
вертолетов.
Теория: Основные классы моделей ракет, их виды систем спасения,
ленты, парашюты, ротора, мягкое крыло. Простейшие модели метательных
планеров F1N. Простейшая модель вертолета Муха.
Практическая работа:
Показательные запуски моделей ракет. Оценивание – моделирование ракет.
Тема 3. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем.
Теория: Основные элементы ракеты и технические требования к ним.
Компоновка ракеты. Технологические приемы и варианты изготовления
отдельных частей модели. Стапельная сборка. Материалы и инструменты,
применяемые в ракетном моделизме. Покраска модели, особенности и
материалы для покраски. Понятие о технической эстетике. История ракетного
оружия. Практическая работа:
Моделирование и сборка ракеты с одним двигателем. Выбор технологического
приема и варианта изготовления отдельных частей модели. Стапельная сборка.
Покраска и отделка модели. Оценивание - моделирование ракет.
Тема 4. Парашюты для моделей ракеты. Термозащита.
Теория: Изобретатель парашюта Г.Е. Котельников. Виды парашютов.
Простейший расчет скорости и времени снижения модели на парашюте.
Применяемые материалы. Система выброса (отстрела) парашюта.
Современные парашюты. Парашюты в природе. Правила безопасности труда.
Практическая работа:
Раскрой и изготовление парашюта. Изготовление строп, фал, амортизатора.
Сборка и укладка парашюта. Изготовление системы термозащиты и отстрела
парашюта. Испытание парашюта. Сбросы. Замер высоты и времени
парашютирования. Сравнение с расчетными данными.
Тема 5. Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели.
Теория: Лента, ротор на режиме авторотации, крыло, воздушный шар и
другие системы. Их виды. Простейший расчет скорости и времени снижения
модели. Применяемые материалы. Место применения этих систем в ракетном
моделизме. Система выброса и защиты.
Практическая работа:

Изготовление ленты и ротора. Сборка и укладка. Изготовление системы
термозащиты. Система отстрела. Испытание системы. Сбросы. Замер высоты
и времени полета. Сравнение с расчетными данными. Правила безопасности.
Тема 6. Простейшая модель вертолета Муха.
Теория: История простейшей модели Муха. Ее особенности. Угол атаки.
Скорость вращения. Применяемый материал (липа), свойства материала.
Практическая работа:
Изготовление вертолета с разными углами атаки для дальности полета, для
продолжительности полета, и для запуска на точность приземления.
Тема 7. Метательный планер F1N.
Теория: Планер – летательный аппарат, не имеющий двигательной
установки. Конструкция планера, форма. Отличительные особенности крыла.
Профиль крыла. Схема хвостового оперения. Требования к модели. Угол
атаки крыла. Центр тяжести планера. Основные части планера: фюзеляж,
крыло, стабилизатор, киль. Технологические приемы изготовления модели.
Применяемые материалы: сосновая рейка, потолочная плитка из пенопласта.
Тренировочные запуски планеров. Требования к запуску и полетам.
Проведение инструктажа.
Соблюдений правил техники безопасности.
Практическая работа:
Выбор материала для изготовления планера. Изготовление летательного
аппарата, подготовка к запуску и полету. Регулировка и запуск планеров.
Тема 8. Реактивные двигатели. Микрореактивный двигатель твердого
топлива для моделей ракет.
Теория: Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в природе.
Классификация современных реактивных двигателей. Ракетные двигатели на
моделях ракет. Способы скрепления двигателя. Безопасность труда при
работе с микрореактивным двигателем твердого топлива. Работы
отечественных ученых Ф.А. Цандера, Д.И. Менделеева, М.К. Тихомирова,
Г.Э. Ленгемака и др. Практическая работа:
Установка двигателя на модель ракеты. Запуск двигателя на стенде и
стартовом устройстве.
Тема 9. Метеорология. Необходимые метеорологические условия для
полета моделей ракет.
Теория: Понятие о метеорологии, метеорологические явления в
природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах
метеорологическим условиям.
Практическая работа:
Использование ветра, термических и динамических потоков для полета
моделей ракет.

Тема 10. Теория полета моделей ракет.
Теория: Аэродинамика моделей ракет. Спектр обтекания. Лобовое
сопротивление и его составляющие. Устойчивость модели в полете. Центры
массы и давление. Баллистические участки полета модели ракеты.
Практическая работа:
Определение центра массы и давления на макете. Оценивание - тестовые
задания.
Тема 11. Наземное оборудование для запуска моделей ракет.
Теория: Наземные комплексы для ракет различного назначения.
Схемы и конструкции наземного оборудования. Правила безопасности труда
при работе с наземным оборудованием и при запуске моделей ракет.
Практическая работа:
Изготовление наземного оборудования для запуска моделей ракет.
Демонстрационные полеты.
Тема 12. Бортовая и наземная пиротехника.
Теория: Бортовые пирозаменители, вышибные навески, системы,
передающие последовательные и параллельные команды. Наземная
пиротехника запуска моделей ракет. Правила безопасности труда.
Практическая работа:
Изготовление пироэлементов, их срабатывание.
Тема 13. Запуски моделей ракет.
Теория: Правила безопасности на старте. Порядок работы и дисциплина
на старте.
Практическая работа:
Запуск моделей ракет. Контроль полета модели ракеты. Определение
результатов полета. Разбор полетов. Участие в соревнованиях. Оценивание –
моделирование ракет, участие в соревнованиях.
Тема 14. Подготовка и проведение соревнований.
Теория: Правила соревнований. Технический контроль моделей для
участников в соревновании. Проектирование и изготовление тары для
перевозки моделей ракет. Оформление технической документации для
участия в соревнованиях. Правила безопасности. Обеспечение стартов.
Распорядок дня.
Техническая конференция. Разбор полетов.
Практическая работа:
Проведение соревнований. Участие в соревнованиях. Оценивание - участие в
соревнованиях, достижения в соревнованиях.
Тема 15. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Итоговая
диагностика, выставка. Конференция с участием специалистов по ракетной
технике. Оценивание - рейтинговая оценка.

Учебно-тематический план 2-й год обучения (базовый уровень)
Количество часов
Формы
№
Название темы
аттестации/контроля
Теория Практика Всего
п/п
Вводное занятие.
2

1

2

3

4

5

6

7

Классификация
моделей ракет и
ракетопланов.
Аэродинамика
малых скоростей
тел вращения.
Методика расчета
времени полета
моделей ракет
категорий s-3 и s6.
Особенности
конструкции.
Материалы.
Расчет надежности
модели ракеты.
Компоновка.
Методика расчета
максимальной и
оптимальной
высоты полета
моделей ракет
категорий s-1 и s-5.
Особенности
конструкции.
Материалы.
Определение
оптимальных
параметров
моделей ракет.

-

2

Тестовые
задания,
рейтинговая оценка
Моделирование ракет

2

2

4

14

6

20

8

30

38

20

-

20

10

30

40

Моделирование ракет
2

4

8

Баллистика полета
моделей ракет.
Наземное
оборудование для
9
многодвигательных
нижних ступеней.
Запуск моделей
10
ракет.
Подготовка и
проведение
11 соревнований.
8

12

Итоговое занятие.
Итого часов:

6

4

10

2

18

20

4

20

24

2

28

30

-

2

2

72

72

144

Моделирование ракет

Моделирование ракет
Участие в
соревнованиях,
достижения в
соревнованиях
Рейтинговая оценка

Содержание программы
2- й год обучения (базовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Развитие ракетного моделизма и моделирования в нашей стране и
за рубежом. Понятие о методе моделирования как форме научного
познания. Моделирование в большой технике. Обсуждение плана работы
объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда.
Оценивание - тестовые задания, рейтинговая оценка.
Тема 2. Классификация моделей ракет и ракетопланов.
Теория: Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Виды
моделей ракет и их классификация.
Практическая работа:
Запуск готовых моделей ракет. Определение характерных точек траектории
полета. Разбор полетов. Оценивание - моделирование ракет.
Тема 3. Аэродинамика малых скоростей тел вращения.
Теория: Основные понятия гидроаэродинамики. Аэродинамические
подобия и спектры обтекания. Пограничный слой. Особенности
аэродинамики малых скоростей и чисел Рейнольдса. Примеры (из бионики)
полетов в природе (скорость и числа Рейнольдса).
Практическая работа:
Демонстрация спектров обтекания в дымовой аэродинамической трубе на
телах различной формы. Определение лобового сопротивления моделей

ракет в аэродинамической трубе. Запуски и замер параметров полета моделей
ракет различной формы.
Тема 4. Методика расчета времени полета моделей ракет категорий S-3 и
S6. Особенности конструкции. Материалы.
Теория: Круглый парашют в плане, лента (стример), проектирование
парашюта. Парашюты различных схем: полусферические с принудительным
раскрытием, аэродинамическим качеством. Расчет времени снижения
моделей н парашютах и лентах (без аэродинамического качества). Материалы
для парашютов и лент. Окраска. Конструкция и материалы моделей ракет на
время полета. Цвет модели и удобство слежения за ней. Выброс (отстрел)
парашюта и ленты.
Практическая работа:
Сборка и укладка парашюта. Изготовление моделей ракет на время
парашютирования. Сбросы парашютов с грузом, испытания. Изготовление
системы выброса парашюта. Запуски моделей ракет. Разбор полетов.
Тема 5. Расчет надежности модели ракеты. Компоновка.
Теория: Определение надежности всех систем модели. Определение
суммарной надежности для последовательно срабатывающих систем.
Надежность модели в зависимости от компоновки. Повторное использование
деталей и систем.
Практическая работа:
Сборка модели, компоновка. Тренировочные запуски.
Тема 6. Методика расчета максимальной и оптимальной высоты полета
моделей ракет категорий s-1 и s-5. Особенности конструкции.
Материалы.
Теория: Метод массового анализа оптимальных
соотношений числа Циолковского. Методика определения соотношений для
получения максимальной высоты 11 полета. Конструктивные решения для
многодвигательных нижних ступеней. Материалы, применяемые для
высотных моделей ракет. Практическая работа:
Изготовление высотных моделей ракет различных схем. Изготовление
системы расстыковки ступеней, систем спасения и их выброс (отстрел).
Запуски моделей ракет, замеры высоты полета, получение данных для
проверки расчетных параметров. Математическая обработка результатов.
Тема 7. Определение оптимальных параметров моделей ракет.
Теория: Методика расчета вариантов компоновки и геометрических
соотношений моделей ракет, унификация и агрегатирование ступеней и
субракет.
Практическая работа:
Изготовление моделей и получение результатов при контроле полета по
траектории. Оценивание - моделирование ракет.

Тема 8. Баллистика полета моделей ракет.
Теория: Баллистические ракеты. Полет, участок траектории. Методы
расчета
баллистической
кривой
(весовой,
графоаналитической,
приближенной).
Внешняя баллистика.
Практическая работа:
Запуск готовых моделей ракет. Замер характерных точек траектории полета.
Оценивание - моделирование ракет.
Тема 9. Наземное оборудование для многодвигательных нижних
ступеней.
Теория: Стартовое оборудование. Понятие о конструкциях наземных
комплексов в большой технике. Наземная пиротехника. Правила
безопасности.
Практическая работа:
Изготовление наземного оборудования для многодвигательных нижних
ступеней. Испытание. Запуски моделей ракет с многодвигательными
системами. Разбор полетов.
Тема 10. Запуски моделей ракет.
Теория: Правила безопасности на старте. Порядок работы и
дисциплина на старте.
Практическая работа:
Работа на старте. Запуски моделей ракет. Контроль полета модели ракеты.
Определение результатов полета. Разбор полетов. Оценивание моделирование ракет.
Тема 11. Подготовка и проведение соревнований.
Теория: Правила проведения соревнований. Отбор моделей для
участия в соревнованиях, подготовка запасных моделей. Оформление
технической документации для участия в соревнованиях. Правила
безопасности. Обеспечение стартов. Распорядок дня. Инструментальная
сумка.
Практическая работа:
Проведение соревнований. Техническая конференция. Оценивание - участие
в соревнованиях, достижения в соревнованиях.
Тема 12. Итоговое занятие.
Практическая работа:
Подведение итогов работы за год. Итоговая диагностика, демонстрация
достижений за год. Оценивание - рейтинговая оценка.
Учебно-тематический план 3-й год обучения (продвинутый уровень)
Название темы
Количество часов

№
п/п

Теория
Вводное занятие.
2

1

2

3

4

5

6

7

8

Подведение итогов за
предыдущий учебный год
и задачи в предстоящем
году.
Правила вида спорта
«Авиамодельный спорт».
Общие положения. Раздел
правил по моделям ракет.
Классификация моделей
ракет.
Подготовка моделей к
показательным полётам
изготовленных в
предыдущие годы и
показательные запуски
моделей.
Применяемые материалы
и клеи при изготовлении
моделей ракет.
Технологии их
применения.
Ремонт моделей,
изготовленных в
предыдущие годы.
Технологии ремонта
моделей ракет.
Изготовление спортивной
модели ракеты S3А из
бумаги.
Изготовление парашюта
для спортивных моделей
ракет S3А диаметром до
1200мм.

4

8

Формы
аттестаПрактика Всего
ции/контроля
Тестовые
задания,
2
рейтинговая
оценка
-

4

8

-

Моделирование
ракет
-

4

4

2

2

4

2

6

8

4

24

28

2

6

8

Моделирование
ракет

9

10

11

12

13

14

Технологические приёмы
укладки парашюта
диаметром до 1200мм в
ракету.
Влияние
метеорологических
условий на полёт модели
ракеты S3А.
Тренировочные запуски
моделей ракет.
Подготовка необходимого
количества моделей S3A и
парашютов к
соревнованиям.
Подготовка необходимого
количества моделей S6A,
S3A, S4A, S9A, S7, S10А.
Показательные запуски
ракет и проведение
соревнований.
Подведение итогов за год.

Итого часов:

2

8

10

2

2

4

-

8

8

-

16

14

82

14

98

4

12

16

48

106

144

Тестовые
задания

Моделирование
ракет

Моделирование
ракет
Участие в
соревнованиях,
достижения в
соревнованиях,
рейтинговая
оценка

Содержание программы
3- й год обучения (продвинутый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с инструкциями по безопасности труда и их
содержанием. Закрепление знаний о правилах безопасности труда.
Оформление журнала по технике безопасности. Анализ различных ситуаций.
Оценивание - тестовые задания, рейтинговая оценка.
Тема 2. Подведение итогов за предыдущий год и задачи в предстоящем
году.
Теория: Анализ результатов работы прошлого года. Результаты
выступлений на региональных российских соревнованиях. Обсуждение
планов на текущий год и определение задач по построению моделей ракет.
Планирование своих действий при изготовлении ракет, основные средства
для реализации плана. Ознакомление с методикой рейтинговой оценки

деятельности учащихся обучающихся в ракетомодельном объединении.
Представление на соискание премий Губернатора Свердловской области и
Президента РФ.
Тема 3. Правила вида спорта «Авиамодельный спорт». Общие
положения.
Раздел правил по моделям ракет. Классификация моделей ракет.
Теория: Изменения в правилах по ракетомодельному спорту. Влияние
изменений на конструкцию моделей ракет. Изучение правил по каждому
классу ракет. Классификация моделей ракет. Изменения в проекте положений
соревнований различно уровня.
Тема 4. Подготовка моделей к показательным полётам изготовленных
в первом году обучения и показательные запуски моделей.
Практическая работа:
Подготовка моделей ракет к запуску. Ремонт моделей и подготовка
двигателей. Подготовка стартового оборудования. Запуск моделей ракет.
Выбор конструкции моделей ракет в связи с особенностями их полётом.
Оценивание – моделирование ракет.
Тема 5. Применяемые материалы и клеи при изготовлении моделей
ракет.
Технологии их применения.
Теория: Обзор применяемых материалов при изготовлении ракет.
Новинки по применяемым материалам. Применение клеев в моделировании.
Изучение новых технологий.
Практическая работа:
Пробные работы с новыми материалами и клеями.
Тема 6. Ремонт моделей, изготовленных в предыдущие годы. Технологии
ремонта моделей ракет.
Теория: Изучение технологий ремонта. Особенности материала для
ремонта.
Практическая работа:
Ремонт моделей ракет. Окраска ракет при необходимости.
Тема 7. Изготовление спортивной модели ракеты S3А из бумаги.
Теория: Основные технические требования к моделям ракет класса
S3A. Правила проведения соревнований в этом классе моделей.
Ознакомление с чертежами и компоновкой модели ракеты. Сведения о центре
тяжести и центре давления, влияние их на баллистику полета. Применяемые
материалы и технологическая оснастка для изготовления деталей ракеты и
технология «стапельной сборки». Сведения об устройстве и назначении
стабилизаторов. Сведения о лакокрасочных покрытиях, технологии покраски
и безопасности труда.

Практическая работа:
Разметка деталей модели ракеты на бумаге с помощью линейки и
специальных шаблонов. Склейка деталей на оправках. Сборка корпуса
ракеты на специальной оправке. Шлифование пластин шпона из липы или
бальсы на соответствующий размер. Разметка стабилизаторов с помощью
шаблона, вырезание, обработка по контору и профилирование. Приклейка
стабилизаторов на специальном стапеле. Изготовление головного обтекателя.
Покраска модели ракеты и маркирование опознавательных знаков.
Приклеивание фала к ракете для присоединения систем спасения.
Осуществление технического контроля в процессе изготовления ракеты.
Оценивание – моделирование ракет.
Тема 8. Изготовление парашюта для спортивных моделей ракет S3А
диаметром до 1200 мм. Теория:
История создания парашюта. Изобретатель парашютов Г.Е. Котельников.
Виды парашютов. Простейший расчет скорости и времени снижения модели
на парашюте. Конструкция парашюта для моделей ракет. Применяемые
материала для изготовления купола парашюта. Особенности изготовления
парашютов большого диаметра.
Практическая работа:
Разметка купола парашюта по шаблону. Вырезание купола парашюта по
контору. Изготовление строп и приклеивание их к куполу парашюта.
Окрашивание купола. Сборка и укладка парашюта. Изготовление системы
термозащиты и отстрела парашюта.
Тема 9. Технологические приёмы укладки парашюта диаметром до
1200мм в ракету.
Теория: Изучение технологических приёмов укладки парашютов. (5
вариантов).
Практическая работа:
Укладка парашюта по пяти вариантам.
Тема 10. Влияние метеорологических условий на полёт модели ракеты
S3А.
Теория: Особенности полёта модели ракеты S3А с парашютом в разных
атмосферных условиях. Влияние различных метеорологических параметров
на парение парашюта. Применение приборов для нахождения термических
потоков.
Практическая работа:
Использование ветра, термических и динамических потоков для полёта
моделей ракет. Применение приборов для нахождения термических потоков.
Оценивание – тестовые задания.

Тема 11. Тренировочные запуски моделей ракет моделей ракет.
Практическая работа:
Установка стартового оборудования. Подготовка модели ракеты к пуску.
Определение момента старта в зависимости от метеоусловий. Тренировочные
запуски моделей в поле. Доставка ракеты на место старта.
Тема 12. Подготовка необходимого количества моделей S3A и
парашютов к соревнованиям.
Практическая работа:
Изготовление моделей ракет S3A и парашютов для участия в соревнованиях.
Оценивание – моделирование ракет.
Тема 13. Подготовка необходимого количества моделей S6A, S3A, S4A,
S9A, S7, S10A
Теория: Основные требования к конструкции для моделей ракет класса
S6A, S3A, S4A, S9A, S7, S10A. Особенности построения и изготовления
моделей, различия. Применения, Соревнования по моделям ракет.
Практическая работа:
Изготовление моделей ракет S6A, S3A, S4A, S9A, S7, S10A для участия в
соревнованиях. Оценивание – моделирование ракет.
Тема 14. Показательные запуски ракет и проведение соревнований.
Подведение итогов за год.
Теория: Изучение правил соревнований по ракетомодельному спорту.
Порядок проведения технического комитета перед соревнованиями.
Стартовые журналы и полетные листы. Подведение итогов за год.
Практическая работа:
Прохождение предстартовой проверки у начальника старта. Участие в
ракетомодельных соревнованиях на личное и командное первенство.
Подведение итогов, награждение победителей и призёров. Оценивание участие в соревнованиях, достижения в соревнованиях, рейтинговая оценка.

Организационно педагогические условия
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
п/п
1 Количество учебных недель
2
З
4
5
6
7

Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

36
136
4
144
15
19
16 сентября
25 октября
— 31
октября
31 декабря
— 9 января
31 мая

Методическое обеспечение программы
Основной формой организации занятий являются практические
занятия. Практические занятия способствуют развитию у детей творческих
способностей, умения оценить уровень своих возможностей и выбрать
соответствующий им проект создания модели ракеты или авиамодели. В
основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по
четырем основным действиям:
1.
Анализ (информации, чертежей, текста, изобразительных средств);
2.
Выбор модели;
3.
Отбор инструментов, материалов;
4.
Проектирование и корректировка результатов.
При отборе форм организации образовательного процесса реализуются
как групповые формы, которые обогащают социальный опыт детей
коллективным творчеством, развивают коммуникативные умения и навыки,
толерантность, так и индивидуальные формы организации учебнопознавательной деятельности. Кроме того, используются такие формы как
учебное
занятие,
способствующее
освоению
теории
авиаракетомоделирования; консультации, в ходе которых используется
прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием
совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, что
помогает ребенку расширить представление о средствах, способах,
возможностях той деятельности, которой он занимается и тем самым
способствует развитию технического мышления, воображения и логики.
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и
стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы и стеллажи для
хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
- микалентная или папиросная бумага;
- бумага чертежная;
- полуватман /ватман;
- клей: ПВА, канцелярский /силикатный;
- нитки №10, 20;
- двигатели /МРД / для ракет разные; - плотный картон толщиной 2-3 мм.; резина авиационная.
Инструменты и приспособления:
- ножницы;
- линейки;
- кисти разные;
- карандаши;

- станок «Умелые руки";
- токарный станок;
- фрезерный станок;
- сверлильные станки;
- ленточная пила.

Список литературы
1.
Горнова Г.Н., Новоселов С.А. Педагогическая система развития
технического творчества в учреждениях дополнительного образования.
Метод. Пособие. - Екатеринбург, 1999.
2.
Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического
образования. – М.: Педагогика, 2000.
3.
Карачев А.А., Шмелев В.Е., Спортивно-техническое моделирование,
учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 2008.
5.Полтавец Г.А., Крылова В.А., Никулин С.К. Основы аэродинамики моделей
ракет. - Москва: изд-во МАИ, 2005
6.Полтавец Г.А., Крылова В.А. Аэродинамика моделей ракет. - Москва: издво МАИ, 2004
7. Рожков В.С. Спортивные модели ракет М.: ДОСААФ СССР,
1984.
Периодическая печать
1. Подборка журналов «Юный техник».
2. Подборка журналов «Моделист-конструктор».
3. Журналы «Моделист-конструктор».
4. Минаков В.И. Спортивные модели-копии ракет.
5. Журналы онлайн. Авиация и космонавтика. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:http://www.top-journals.com/2014/03/aviaciya-kosmonavtika314.html

Аннотация
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Авиаракетомоделирование» является модифицированной, технической
направленности и предназначена для детей 8-18 лет. Программа рассчитана
на 3 года обучения имеет ознакомительный, базовый и продвинутый уровни.
Цель программы –совершенствование практических умений
проектирования и конструирования, формирование конструкторского
мышления, и интереса к современной авиа и ракетной технике,
ракетомодельному спорту. Задачи:
образовательные:-познакомить учащихся с историей создания ракетнокосмической техники иавиастроения;
-способствовать формированию устойчивых представлений о приёмах
конструирования моделей простейших планеров и ракет различных классов;
-способствовать углублённому, осознанному освоению теоретического
материала, изучаемого в школьных дисциплинах (математике, физике,
химии, черчении, технологии) и его практическое применение при
реализации программы; развивающие:
-способствовать
развитию
творческих
способностей
учащихся,
совершенствованию
практических
умений
проектирования
и
конструирования авиа и ракетной техники;
-создать условия для самостоятельной творческой работы, стремлению к
поиску, способностей применять теоретические навыки в жизни;
воспитательные:
-предоставить ребёнку возможность самоутвердиться в творческой
деятельности и профессиональном самоопределении,
-сформировать военно-патриотическое качества личности учащихся и
чувства гордости за Российскую космонавтику и ракетостроение; -создать
условия для формирования коммуникативных качеств;
-подготовить спортсменов-юношей, общественных инструкторов и юных
судей по спорту.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».