Юные исследователи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественной направленности
«Юный исследователь»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Трифонова Ольга Владимировна,
педагог дополнительного
образования,

с. Манчаж 2024

Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность программы. В современном обществе в воспитании обучающихся
акцент делается на формирование личности, способной самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, четко планировать действия, сотрудничать. Приобретению
обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа
освоения действительности способствует учебно-исследовательская деятельность.
Ученическое исследование по биологии способствует приобретению навыков научного
анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных
технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей,
формированию навыков саморазвития и самообразования.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и
реализацию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного
образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
Значимость. К одной из основных целей естественнонаучных программ относится
формирование у детей научной картины мира, а также освоение ими современных
технологий и методов познания окружающей среды. Ключевое значение имеет обучение
ребят навыкам экспериментальной работы; исследования; использование новейших
технологий, а также программного обеспечения с использованием оборудования центра
«Точка роста», позволяющего обрабатывать результаты практической работы. Одним из
показателей результативности освоения естественнонаучной программы является участие
обучающихся в олимпиадах, конкурсах, где они могут продемонстрировать не только
знания теории, но и навыки практической деятельности, компетенции по предметам
(Всероссийская олимпиада школьников по предметам естественнонаучного цикла).
Новизна программы заключается в ее направленности на приоритетность
достижения личностных результатов освоения программы, на приобретение школьником

социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Адресат программы: обучающиеся 7-10 лет, проявляющих интерес к
исследовательской деятельности.
Состав группы до 15 обучающихся, группы формируются из обучающихся одной
возрастной категории.
Режим занятий: занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа, продолжительность
одного академического часа– 45 минут, перемена между занятиями 10 минут.
Общее количество часов в неделю для одной группы– 2 часа
Объем и срок освоения программы:
Объем программы: Программа рассчитана на 1 год обучения – 68 часов
Уровень программы - стартовый.
Формы обучения: очная, аудиторная, внеаудиторная в условиях живой природы,
групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: теоретические и практические занятия, лабораторное занятие, экскурсии и
др.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:
беседа, семинар, мастер-класс, творческий отчёт, защита проекта.
Цель и задачи программы
Цели общеразвивающей программы:
формирование и расширение у обучающихся представления об окружающей
действительности через организацию учебно-исследовательской деятельности.
Задачами программы являются следующие:
Личностные (воспитательные):
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности обучающихся;
- формирование позитивных, здоровых, экологически безопасных бытовых привычек;
- осуществление трудового воспитания посредством работы с оборудованием,
микроскопом в процессе работы над постановкой опытов и обработкой их результатов;
- создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки
и статуса обучающихся в глазах сверстников, педагогов и родителей.
- Формировать учебно-познавательные мотивы деятельности, внутреннюю позиция
школьника, формировать социально-ценностные знания о науке, образовании,
человечестве, природе.
Предметные (обучающие):
- привить интерес к изучению учебного предмета - биология;
- подготовка обучающихся к практической деятельности;
- совершенствование работы с компьютером, подготовка презентаций, защита своих
работ;
- совершенствование навыков исследовательской и проектной деятельности;
- овладение методами поиска необходимой информации.
- На базовом и углубленном уровнях формировать основы научных знаний
Метапредметные (развивающие):
- развитие познавательных интересов и творческих способностей;
- развитие положительного отношения к обучению путем создания ситуации удивления,
занимательности, парадоксальности;
- формирование научного мировоззрения.
- Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.

Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРОГРАММЫ
Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает:
определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие
личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам
обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и метапредметным.
Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями.
Личностные результаты представляют собой освоенные личностные УУД.
Освоение программы обучающимися позволит получить
следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия
для формирования:
- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений);
- готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа
способствует:
- формированию действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению
опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических
принципов общения и сотрудничества;
- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать
с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения.
Приоритетное внимание уделяется познавательным универсальным учебным
действиям:
- практическому освоению обучающимися основ проектно - исследовательской
деятельности;
- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях
знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного
аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных
умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и
операций.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность
ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.
В сфере развития планируемых воспитательных результатов курса:
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и
представлений о биологических технологиях, о значение биологии в современном мире,
различных техниках, использующих достижения биологии, понимания их социальной
значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения
школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе
комплексного освоения программы, осмысленного понимания роли и значения культуры в
жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения

данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной ему социальной среде.
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного
социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе
исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной
среде.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит
через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских
конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских
проектов.
Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и
выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции.
При этом возможно выполнение творческого отчѐта как индивидуально, так и в группе из
3-4 человек.
Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их
сформированность определяет его эффективность.

№

1

Содержание программы
Содержание программы предполагает теоретические и практические занятия.
Учебный (тематический) план
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации
или контроля
Всего
Теория Практика
Введение
2
1
1
Викторина

2

Разнообразие растений

11

5

6

Обсуждение
результатов работы.
Творческие отчѐты.

3

От микроскопа до
микробиологии

17

7

10

Опрос.
Тестирование.
Сообщения.

4
5
6
7

Бактерии
Плесневые грибы
Водоросли
Лаборатория
«Биоиндикация»

7
4
5
5

4
1
3
3

3
3
2
2

8

Рассказы по биологии

17

10

7

ИТОГО

68

34

34

Защита
творческих отчетов
о
проведенной
исследовательской
работе.
«Круглый стол».
Обсуждение
результатов
работы.

Содержание учебного плана
Тема 1. Ведение (2 часа)
Введение. Биология как часть естествознания. Предмет биологии. Биология — часть
естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет биологии.
Живая и неживая природа. Объекты живой и неживой природы. Методы изучения живой
природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Ботаника – наука о растениях.
Правила безопасности и меры первой помощи. Оборудование лаборатории в кабинете
биологии. Лабораторная посуда. Особенности работы в лаборатории.
Расположение
электрических
выключателей,
водопроводных
кранов,
средств пожаротушения, медицинской аптечки первой помощи в кабинете.
Демонстрация
Учебное оборудование, используемое на уроках биологии.
Практическая работа № 1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила
техники безопасности.
Экскурсии 1. «Экскурс в школьную лабораторию».
Тема 2. Разнообразие растений (11 часов)
Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у
тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для
существования растений.
Практическая работа № 2-5. Фантастические растения. Работа с гербарными
материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете. Условия
прорастания овса.
Экскурсии 2-3. «Осенний лес».«Фенологические наблюдения».
Тема 3. От микроскопа до микробиологии (17 часов)
Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление препаратов
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение
микроорганизмов.
Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох
(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления
современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование
микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском
хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от
загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство
микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и
минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.
Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое
значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности
организмов.
Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.
Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Деление клетки.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.
Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Исследования природы с помощью микроскопа.
Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции
тканей.

Демонстрация
Коллекция готовых микропрепаратов.
Практическая работа № 6-16. Устройство микроскопа. Приготовление и изучение
микропрепаратов. Правила работы с цифровым микроскопом.
Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов
томата, шиповника и др.
Работа с готовыми препаратами тканей. Творческая мастерская «Создание модели
клетки».
Тема 4. Бактерии (7 ч)
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и
внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и
значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация
органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии
азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.
Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности:
молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания,
патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы
борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.
Практическая работа № 17-19. Посев и наблюдение за ростом бактерий. Бактерии
зубного налѐта. Бактерии картофельной палочки.
Тема 5. Плесневые грибы (4 ч)
Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация
грибов. Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и
роль дрожжей в жизни человека.
Практическая работа № 17-19. Выращивание и исследование плесени. Мукор.
Пеницилл. Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов.
Тема 6. Водоросли (5 ч)
Микроскопические водоросли – группа низших растений. Одноклеточные,
многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности.
Значение водорослей в природе и жизни человека.
Практическая работа № 20-21. Изучение одноклеточных водорослей по готовым
микропрепаратам препаратам. Водоросли – обитатели аквариума.
Тема 7. Лаборатория «Биоиндикация» (5 ч)
Биоиндикация окружающей среды. Лихеноиндикация. Итоговое занятие.
Практическая работа № 22-23.Исследование токсичности отходов с помощью овса
посевного.
Тема 8. Рассказы по биологии (17 часов)
Бионика, ее виды. Нейробионика. Архитектурно-строительная бионика. Биотек.
Биомиметика. Биомимикрия. Итоговое занятие.
Ученическая конференция. «Выдающиеся биологи». «История биологии».
Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое животное». «17 современных технологий,
которые люди позаимствовали у природы».
Подготовка и защита творческих отчетов о проведенной исследовательской работе.
Данные занятия проводятся в форме конференции или круглого стола (в течение года).
Учащиеся выступают с краткими творческими отчетами по изученным проблемам,
рассказывают о результатах своих исследований.

Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
п/п
1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

Количество часов в неделю

2

Количество часов

68

5

Недель в полугодии

15

6

Недель во 2 полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

З
4

16 сентября
25 октября —
31 октября
31 декабря —
9 января
31 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
лабораторное оборудование (посуда, реактивы, тест-комплекты, тест-системы, реактивы и
др.) Цифровые лаборатории.
Для реализации программы используется кабинет химии, физики, биологии с
использованием оборудования центра «Точка роста».
Санитарное и техническое состояние кабинета соответствует санитарным
нормам и правилам техники безопасности.
В оборудование кабинета входят следующие технические средства обучения:
- Экран
- Мультимедийный проектор.
- Акустические колонки.
Кадровое обеспечение
Дополнительную общеразвивающую программу стартового уровня реализует учитель
биологии и педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное
образование, высшую квалификационную категорию Трифонова Ольга Владимировна.
Методические пособие учителя
- Ресурсы сети Интернет
- Дидактический, раздаточный материал
- Научно-популярная литература
- Мультимедийные обучающие программы.
Формы аттестации/контроля
Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков в виде
бесед, практических работ, тестов.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной
работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ,
участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы проверки усвоения знаний:

- Портфолио, презентации, отчеты исследовательской деятельности;
- Возможно участие в конкурсах исследовательских работ;
- Презентация итогов работы.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам
курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в
организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности,
пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,
умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить
исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности,
участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение
анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять
причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую
деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять
полученную информацию на практике.

Список литературы
1. Зорина Т.П. Зачем и как учить младших школьников задавать вопросы. //Начальная
школа плюс До и После. – 2006, - №9. – 37с.
2. Баракина Т.В. Формирование научных понятий у младших школьников. //Начальная
школа плюс До и После. – 2006, - №10. – с.30-35.
3. Богданец Т.П. Характеристика природоведческих понятий.//Начальная школа плюс До
и После. – 2007, - №9. – 39с
4. Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих
способностей младших школьников.//Начальная школа.. – 2008, - №4. – 63с.
5. Савкуева В.Ю. Развитие творческих задач как условие развития креативности
мышления. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №7.
– с. 33-35
6. Саненко Н.И. Информационные технологии и формирование умения учиться у
младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №6. – с.42-48.
7. Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения
младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – 52с.
8. Васютинская О.В. «Знайкины посиделки». //Начальная школа плюс До и
После. – 2008, - №8. – 50с
9. Кулешова Е.И. Воспитание самостоятельности младшего школьника. //Начальная
школа плюс До и После. – 2007, - №11. – 42с.
10. Маланов С.В.Гипотезы в мышлении и учебной деятельности. //Начальная школа плюс
До и После. – 2001, - №1. – с.39-42
Экскурсии, эксперименты, опыты, наблюдения
1. Бакулин В.М.. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности.
//Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №5. – с.12-17 2. 2. ИволинаН.В.Как мы
воспринимаем окружающий мир. //Начальная школа. – 2009, - №9. – с.16-20.
3. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. //Начальная школа. –
2007, - № 11. – с.48-53.
4. Лебедева Н.А. Использование средств музея при изучении курса «Мы и окружающий
мир». //Начальная школа. – 2003, - №2. – 113с.
5. Миронов А.В.Ещё раз о наблюдениях в природе. //Начальная школа. – 2009, - №9. –
с.56-61.
6. Шатилина Г.З. Детское экспериментирование возраста «почемучек». //Начальная школа
плюс До и После. – 2003, - №8. – с. 65-67
7. Курносенко В.И. Обучение работе со словарями. //Управление начальной школой.2010, - №3. – с.68-70.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».