ДОП Изостудия Море

Структурное подразделение Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Манчажская средняя общеобразовательная школа» «Детский сад села Манчаж»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изостудия «Море»
Возраст обучающихся:5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель:
Смолина Т.А.,
педагог дополнительного образования

Манчаж
2024

Пояснительная записка.
Программа художественной направленности
Программа предназначена для детей дошкольного возраста, направлена на развитие
интереса к искусству, приобщение детей к художественному творчеству. Содержание
программы расширяет знания воспитанников о видах и жанрах изобразительного искусства
формирует у ребенка качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о
доброте, о культурной полноценности в восприятии мира.
Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от
агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание детей средствами
изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности
ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством
формирования его духовного мира.
Дополнительная развивающая программа Изостудия «Море» (далее - Программа)
является Программой художественной направленности, предполагает повышенный
уровень освоения знаний и практических навыков художественно-эстетической
направленности.
Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она
возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. В настоящее время
возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных
решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В процессе
рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и
художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции
руки и глазомер.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что
программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного
материала по изобразительному искусству. Каждое занятие направлено на овладение основами
изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной, познавательной и
творческой работе.
Адресат общеразвивающей программы. Дети дошкольного возраста 5 до 7 лет.
В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественноэстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека,
так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными
изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как
самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как
счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет
решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на
последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей
развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного
процесса.
Возраст 5-6 лет. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное
(замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование
техники художественного творчества. Могут проводит узкие и широкие линии (концом кисти и
плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на
палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для
получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и
развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из
прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько
треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из
нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Возраст 6-7 лет. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и
могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от
своего замысла, который теперь становится опережающим.
Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся
похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только
изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные
признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать
цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и
«сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство
передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного.
Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы
вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них
проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации
природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных
произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является
овладение композицией 10 (фризовой, линейной, центральной) с Учетом пространственных
отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать
многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес
к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателяим все еще
нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все
можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия
воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного
воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и
интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого
человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий;
самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от
ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер
действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу
дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер.
Зарождаются оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода
на следующую ступень образования.
Количество детей в группе: 10-17 человек.
Срок реализации: 1 год
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу.
Объём общеразвивающей программы: Общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы - 68 часов.
Срок освоения: программа рассчитана на один год обучения.
Уровневость: стартовый уровень. Предполагаются использование и реализация общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы. Программа знакомит обучающихся с
первоначальными знаниями в области художественного творчества, формирует начальные навыки
владения различными видами художественного творчества.
Формы обучения: занятия проводятся по группам. Группы формируются из обучающихся
одного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный. Форма обучения очная.

Виды занятий: Практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие.
Формы подведения результатов: Беседа, опрос, наблюдение, анализ работ, выставки,
конкурсы. Особенности образовательного процесса: Состав групп не постоянный. Набор
детей свободный, осуществляется на основе Устава учреждения, локального акта «О
порядке приёма, отчисления и учёта воспитанников в МАОУ «Манчажская СОШ»
Цель и задачи программы.
Цель: формирование и развитие творческих способностей, обучающихся через различные
способы рисования.
Задачи:
Обучающие:
 знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам
изображения сиспользованием различных материалов;
 знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью,
графикой); формировать умение оценивать созданные изображения; вызвать
интерес детей к изобразительной деятельности. 
Развивающие:
 развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать
потребность в самоутверждении;
 развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций; обращать внимание детей на выразительные средства, учить
замечать сочетание цветов; развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
 воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
 воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
 уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения
творческойзадачи;
 развить стремление к творческой самореализации средствами
художественнойдеятельности.
Личностные результаты:
 формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
 развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
 формирование
чувства
радости
от
результатов
индивидуальнойи
коллективной деятельности.
Предметные результаты:
 освоение детьми основных правил изображения;
 овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие
стремления к общению с искусством.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№ Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п/п
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика

1

Знакомство
1
с художественны и материалами

0

1

Беседа, наблюдение

2

Знакомство с цветовой
палитрой
Основы
предметного
рисования.
Знакомство с
ДПИ (декоративно прикладное
искусство)

17

2

15

Анализ работ, опрос

16

2

14

Анализ работ, опрос

16

2

14

Анализ работ, опрос

5

Знакомство с жанрами
изобразительного искусства:
портрет, пейзаж и натюрморт.

18

2

16

Анализ работ, опрос

6

Контрольные и итоговые
занятия

3
4

Итого:

Выполнение
самостоятельной
творческой работырисование.
68

8

60

Содержание учебного (тематического) плана
№ Блок учебного
п/п плана
Старшая группа
1 Многообразие
художественных
материалов.

теория

практика

Знакомство с
художественными материалами.
Расширение знаний детей
о художниках и
произведениях искусства.
Расширение знаний детей о понятии цвет,
оттенки, цветовые градации.

Выполнение самостоятельной
творческой работы
рисование.

2

Цветоведение.

3

Предметное рисование. Уточнение знаний детей о способах
изображения предметов

Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.

4

ДПИ и народные Знакомство с народным искусством и
правилами выполнения декоративных работ.
промыслы.

Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.

5

Натюрморт.

Знакомство с жанром изобразительного
искусства натюрморт

Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.

6

Пейзаж.

Знакомство с жанром изобразительного
искусства пейзаж.

Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.

7

Портрет.

Знакомство с жанром изобразительного
искусства портрет

Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.

8

Знакомство с жанрами Знакомство
изобразительного
искусства
искусства.

Многообразие
изобразительного
искусства
(направления изо.
искусства).
10 Контрольные
итоговые занятия

с

жанрами изобразительного

Знакомство
с
направлениями изобразительного искусства

9

и Закрепление знаний детей об
изобразительном искусстве

Подготовительная группа
1 Графика – как вид изо. Знакомство с понятие графика, графическими
материалами.
искусства.
Техники и материалы
графики.
2

Живопись - как вид
изо. искусства.
Техники и материалы
живописи.

Выполнение
самостоятельной творческой
работы - рисование.

Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.
Выполнение самостоятельной
творческой работы- рисован
ие.

Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.
Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.

Знакомство с понятием живопись, живописными Выполнение самостоятельной
материалами.
творческой работырисование.

3

Цветоведение.
Расширение знаний детей о понятии цвет,
Основные
оттенки, цветовые градации.
характеристики цвета.

Выполнение самостоятельной
творческой работырисование.

4

ДПИ и народные Знакомство с народным искусством и правилами Выполнение самостоятельной
промыслы.
выполнения декоративных работ.
творческой работырисование.

5

Натюрморт.

Знакомство с жанром изобразительного
искусства натюрморт

Выполнение самостоятельной
творческой
работырисование

6

Пейзаж.

Знакомство с жанром изобразительного
искусства пейзаж.

7

Портрет.

Знакомство с жанром изобразительного
искусства портрет

Выполнение самостоятельной
творческой работы рисован
ие.
Выполнение самостоятельной
творческой работы рисован
ие.
Выполнение самостоятельной
творческой работы рисован
ие.

Знакомство с жанрами
изо. искусства:
анималистика и
сюжетно-бытовая
картина.
с
9 Знакомство
архитектурой,
скульптурой и
дизайном как видами
искусства.
10 Основные стили
направления и
изо.искусства.

Знакомство
искусства

с

жанрами изобразительного

Знакомство
искусства.

с

видами изобразительного

Выполнение самостоятельной
творческой работы рисован
ие.

Знакомство
с
направлениями и стилями изобразительного
искусства.

Выполнение самостоятельной
творческой работы
рисование.

11 Контрольные и
итоговые занятия

Закрепление знаний детей об
изобразительном искусстве

Выполнение самостоятельной
творческой работы
рисование.

8

Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
п/п
1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

Количество часов в неделю

2

Количество часов

68

5

Недель в полугодии

15

6

Недель во 2 полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

З
4

16 сентября
25 октября —
31 октября
31 декабря —
9 января
31 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:

Помещение для занятий - просторное, хорошо освященное и проветриваемое
помещение,отвечающее санитарным нормам.
Оснащенность кабинета: столы, шкаф для хранения учебных материалов, стулья,
компьютер,проектор
Материалы, необходимые для реализации программы:
 Акварельная бумага формата А3 (один лист на каждое занятие для каждого
ребенка, 108листов в год);
 Акварельная бумага формата А4 (один лист на каждое занятие для каждого
ребенка, 108листов в год);
 Белый картон А 4 (пачка в 24 листа на 1 ребенка в год);
 Цветной картон А4 (2 пачки в 24 листа на 1 ребенка в год);
 Восковые мелки или масляная пастель (2 набора 24 цвета на 1 ребенка в год);
 Гофрированная (креповая) бумага (пачка в 24 листа на 1 ребенка в год);
 Кисти круглые пони №№ 1, 2, 3, 5 или 6 (3 шт на 1 ребенка в год);
 Плоские щетинные кисти № 10,12,14,16 (3 шт на 1 ребенка в год);
 Краски: гуашь (5 наборов 12 и более цветов на 1 ребенка в год);
 Акварель (5 наборов 12 и более цветов на 1 ребенка в год);
 Ластик (5 шт на 1 ребенка в год);
 Маркеры (2 набора 5 цветов на 1 ребенка в год);, Фломастеры (2 набора 24
цвета на 1ребенка в год);
 Гелевые ручки (2 набора 12 цветов на 1 ребенка в год);
 Мелованная бумага (пачка в 24 листа на 1 ребенка в год);
 Бархатная бумага (пачка в 24 листа на 1 ребенка в год);
 Палитра плоская (1 шт на 1 ребенка в год);
 Палитра с углублением (1 шт на 1 ребенка в год);
 Пластмассовая доска для лепки (1 шт на 1 ребенка в год);
 Природный материал (листья кустарников и деревьев, сухоцветы);
 Простые карандаши: Т, ТМ, М. (Н, НВ, В) (5 шт на 1 ребенка в год);
 Цветные акварельные карандаши (2 набора 12 и более цветов на 1 ребенка в год);
 Уголь (5 шт на 1 ребенка в год);
 Тушь черная, красная (5 шт на 1 ребенка в год);
 Фартук (2 шт на 1 ребенка в год);
 Хозяйственная губка для посуды (10 шт на 1 ребенка в год).
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования Смолина Татьяна Алексеевна, педагог
дополнительного образования 1КК
Методические обеспечение:
 Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить
творческиеспособности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
 Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011
Программа «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного» авторы: С.Г.
Маслова и Н.Д. Соколова.
 «Креативные техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного
возраста» учебно-методическое пособие преподавателя Деминой Ирины
Викторовны
 А.В Никитина «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные
техники,планирования, конспекты, занятия»
Инструкции «Правила работы с различными инструментами и материалами»,
дидактические материалы: наглядные пособия, образцы изделий, рисунки, эскизы,

шаблоны, фотографии, схемы, раздаточный материал. Основные методы работы.
1.

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж.

2.

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца.

3.

Составление плана работы по изготовлению изделия.

4.

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством
педагога,самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Форма
обучения.
Специально
организованная
экспериментирования,игровые упражнения.

деятельность,

беседы,

Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы
Техника
работы
с
материалами

Предметное и
сюжетное
изображение

Уровни
развития
Средний
Дети
знакомы
с
необходимыми
навыками
нетрадиционной техники
рисования и умеют
использовать нетрадиционные
материалы и инструменты, но
им нужна
незначительная помощь.
Передают общие, типичные,
характерные
признаки
объектов и явлений.
Пользуются средствами
выразительности.
Обладает наглядно-образным
мышлением.
При
использовании
навыков
нетрадиционной техники
рисования результат
получается недостаточно
качественным.

Декоративная
деятельность

Различают
виды
декоративного
искусства.
Умеют украшать предметы
простейшими орнаментами и
узорами с использованием
нетрадиционной
техники
рисования.

Высокий
Самостоятельно
использу
ют нетрадиционные
материалы
и
инструменты.
Владеют
навыками
нетрадиционной техники рисования и
применяют их. Оперируют предметными
терминами.
Умеет передавать несложный сюжет,
объединяя
в
рисунке
несколько
предметов, располагая их на листе в
соответствии с содержанием сюжета.
Умело передает расположение частей при
рисовании
сложных
предметов
и
соотносит их по величине. Применяет все
знания в самостоятельной творческой
деятельности. Развито художественное
восприятие
и
воображение.
При
использовании навыков нетрадиционной
техники рисования результат получается
качественным.
Проявляют
самостоятельность,
инициативу
и
творчество.
Умело применяют полученные знания о
декоративном
искусстве.
Украшают
силуэты игрушек элементами дымковской
и филимоновской росписи с помощью
нетрадиционных
материалов
с
применением нетрадиционной техники
рисования. Умеют украшать объемные
предметы различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрьоктябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся
в разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И.ребенка

Техника работы с
материалами

Предме тное
и сюже тное
изображение

Декоративная
деятельность

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

В

В

В

В

С

В

В

В

С

В

С

С

В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных делаются выводы,
строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Список литературы

1.

Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изо деятельности. – Наб. Челны. 2007.

2.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: метод. Пособие для
воспитателей.- М.: Просвещение, 2006

3.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,
аппликации. Конспекты занятий.- М.: «Издательство Скрипторий 2013», 2013

4.

Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2007

5.

Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.:

лепке,

«Издательство Скрипторий 2003», 2008

6.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.
Просвещение, 2006

7.

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М. «ТЦ Сфера» 2002. Колль, Мери Энн
Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. Королева Т.В. Занятия по рисованию в
детском саду. – М. «Владос» 2007.

8.

Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских
учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

9.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. –М: «Карапуз – Дидактика»,
2006.

дошкольных

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная
группа.- М.:ИД «Цветной мир», 2014

11. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. – М.
«ТЦ Сфера» 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».