Структурное подразделение Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Манчажская средняя общеобразовательная школа» «Детский сад села Манчаж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Море» Возраст обучающихся:5-7 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель: Смолина Т.А., педагог дополнительного образования Манчаж 2024 Пояснительная записка. Программа художественной направленности Программа предназначена для детей дошкольного возраста, направлена на развитие интереса к искусству, приобщение детей к художественному творчеству. Содержание программы расширяет знания воспитанников о видах и жанрах изобразительного искусства формирует у ребенка качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте, о культурной полноценности в восприятии мира. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. Дополнительная развивающая программа Изостудия «Море» (далее - Программа) является Программой художественной направленности, предполагает повышенный уровень освоения знаний и практических навыков художественно-эстетической направленности. Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной, познавательной и творческой работе. Адресат общеразвивающей программы. Дети дошкольного возраста 5 до 7 лет. В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественноэстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса. Возраст 5-6 лет. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводит узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Возраст 6-7 лет. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией 10 (фризовой, линейной, центральной) с Учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателяим все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождаются оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Количество детей в группе: 10-17 человек. Срок реализации: 1 год Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу. Объём общеразвивающей программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 68 часов. Срок освоения: программа рассчитана на один год обучения. Уровневость: стартовый уровень. Предполагаются использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Программа знакомит обучающихся с первоначальными знаниями в области художественного творчества, формирует начальные навыки владения различными видами художественного творчества. Формы обучения: занятия проводятся по группам. Группы формируются из обучающихся одного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный. Форма обучения очная. Виды занятий: Практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие. Формы подведения результатов: Беседа, опрос, наблюдение, анализ работ, выставки, конкурсы. Особенности образовательного процесса: Состав групп не постоянный. Набор детей свободный, осуществляется на основе Устава учреждения, локального акта «О порядке приёма, отчисления и учёта воспитанников в МАОУ «Манчажская СОШ» Цель и задачи программы. Цель: формирование и развитие творческих способностей, обучающихся через различные способы рисования. Задачи: Обучающие: знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения сиспользованием различных материалов; знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой); формировать умение оценивать созданные изображения; вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении; развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций; обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов; развивать творческие способности детей. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Планируемые результаты Метапредметные результаты: уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческойзадачи; развить стремление к творческой самореализации средствами художественнойдеятельности. Личностные результаты: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальнойи коллективной деятельности. Предметные результаты: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством. Содержание общеразвивающей программы Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Формы п/п аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Знакомство 1 с художественны и материалами 0 1 Беседа, наблюдение 2 Знакомство с цветовой палитрой Основы предметного рисования. Знакомство с ДПИ (декоративно прикладное искусство) 17 2 15 Анализ работ, опрос 16 2 14 Анализ работ, опрос 16 2 14 Анализ работ, опрос 5 Знакомство с жанрами изобразительного искусства: портрет, пейзаж и натюрморт. 18 2 16 Анализ работ, опрос 6 Контрольные и итоговые занятия 3 4 Итого: Выполнение самостоятельной творческой работырисование. 68 8 60 Содержание учебного (тематического) плана № Блок учебного п/п плана Старшая группа 1 Многообразие художественных материалов. теория практика Знакомство с художественными материалами. Расширение знаний детей о художниках и произведениях искусства. Расширение знаний детей о понятии цвет, оттенки, цветовые градации. Выполнение самостоятельной творческой работы рисование. 2 Цветоведение. 3 Предметное рисование. Уточнение знаний детей о способах изображения предметов Выполнение самостоятельной творческой работырисование. 4 ДПИ и народные Знакомство с народным искусством и правилами выполнения декоративных работ. промыслы. Выполнение самостоятельной творческой работырисование. 5 Натюрморт. Знакомство с жанром изобразительного искусства натюрморт Выполнение самостоятельной творческой работырисование. 6 Пейзаж. Знакомство с жанром изобразительного искусства пейзаж. Выполнение самостоятельной творческой работырисование. 7 Портрет. Знакомство с жанром изобразительного искусства портрет Выполнение самостоятельной творческой работырисование. 8 Знакомство с жанрами Знакомство изобразительного искусства искусства. Многообразие изобразительного искусства (направления изо. искусства). 10 Контрольные итоговые занятия с жанрами изобразительного Знакомство с направлениями изобразительного искусства 9 и Закрепление знаний детей об изобразительном искусстве Подготовительная группа 1 Графика – как вид изо. Знакомство с понятие графика, графическими материалами. искусства. Техники и материалы графики. 2 Живопись - как вид изо. искусства. Техники и материалы живописи. Выполнение самостоятельной творческой работы - рисование. Выполнение самостоятельной творческой работырисование. Выполнение самостоятельной творческой работы- рисован ие. Выполнение самостоятельной творческой работырисование. Выполнение самостоятельной творческой работырисование. Знакомство с понятием живопись, живописными Выполнение самостоятельной материалами. творческой работырисование. 3 Цветоведение. Расширение знаний детей о понятии цвет, Основные оттенки, цветовые градации. характеристики цвета. Выполнение самостоятельной творческой работырисование. 4 ДПИ и народные Знакомство с народным искусством и правилами Выполнение самостоятельной промыслы. выполнения декоративных работ. творческой работырисование. 5 Натюрморт. Знакомство с жанром изобразительного искусства натюрморт Выполнение самостоятельной творческой работырисование 6 Пейзаж. Знакомство с жанром изобразительного искусства пейзаж. 7 Портрет. Знакомство с жанром изобразительного искусства портрет Выполнение самостоятельной творческой работы рисован ие. Выполнение самостоятельной творческой работы рисован ие. Выполнение самостоятельной творческой работы рисован ие. Знакомство с жанрами изо. искусства: анималистика и сюжетно-бытовая картина. с 9 Знакомство архитектурой, скульптурой и дизайном как видами искусства. 10 Основные стили направления и изо.искусства. Знакомство искусства с жанрами изобразительного Знакомство искусства. с видами изобразительного Выполнение самостоятельной творческой работы рисован ие. Знакомство с направлениями и стилями изобразительного искусства. Выполнение самостоятельной творческой работы рисование. 11 Контрольные и итоговые занятия Закрепление знаний детей об изобразительном искусстве Выполнение самостоятельной творческой работы рисование. 8 Организационно-педагогические условия Календарный учебный график Основные характеристики образовательного процесса п/п 1 Количество учебных недель 34 2 Количество учебных дней 68 Количество часов в неделю 2 Количество часов 68 5 Недель в полугодии 15 6 Недель во 2 полугодии 19 7 Начало занятий 8 Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года З 4 16 сентября 25 октября — 31 октября 31 декабря — 9 января 31 мая Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий - просторное, хорошо освященное и проветриваемое помещение,отвечающее санитарным нормам. Оснащенность кабинета: столы, шкаф для хранения учебных материалов, стулья, компьютер,проектор Материалы, необходимые для реализации программы: Акварельная бумага формата А3 (один лист на каждое занятие для каждого ребенка, 108листов в год); Акварельная бумага формата А4 (один лист на каждое занятие для каждого ребенка, 108листов в год); Белый картон А 4 (пачка в 24 листа на 1 ребенка в год); Цветной картон А4 (2 пачки в 24 листа на 1 ребенка в год); Восковые мелки или масляная пастель (2 набора 24 цвета на 1 ребенка в год); Гофрированная (креповая) бумага (пачка в 24 листа на 1 ребенка в год); Кисти круглые пони №№ 1, 2, 3, 5 или 6 (3 шт на 1 ребенка в год); Плоские щетинные кисти № 10,12,14,16 (3 шт на 1 ребенка в год); Краски: гуашь (5 наборов 12 и более цветов на 1 ребенка в год); Акварель (5 наборов 12 и более цветов на 1 ребенка в год); Ластик (5 шт на 1 ребенка в год); Маркеры (2 набора 5 цветов на 1 ребенка в год);, Фломастеры (2 набора 24 цвета на 1ребенка в год); Гелевые ручки (2 набора 12 цветов на 1 ребенка в год); Мелованная бумага (пачка в 24 листа на 1 ребенка в год); Бархатная бумага (пачка в 24 листа на 1 ребенка в год); Палитра плоская (1 шт на 1 ребенка в год); Палитра с углублением (1 шт на 1 ребенка в год); Пластмассовая доска для лепки (1 шт на 1 ребенка в год); Природный материал (листья кустарников и деревьев, сухоцветы); Простые карандаши: Т, ТМ, М. (Н, НВ, В) (5 шт на 1 ребенка в год); Цветные акварельные карандаши (2 набора 12 и более цветов на 1 ребенка в год); Уголь (5 шт на 1 ребенка в год); Тушь черная, красная (5 шт на 1 ребенка в год); Фартук (2 шт на 1 ребенка в год); Хозяйственная губка для посуды (10 шт на 1 ребенка в год). Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования Смолина Татьяна Алексеевна, педагог дополнительного образования 1КК Методические обеспечение: Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческиеспособности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011 Программа «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного» авторы: С.Г. Маслова и Н.Д. Соколова. «Креативные техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста» учебно-методическое пособие преподавателя Деминой Ирины Викторовны А.В Никитина «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники,планирования, конспекты, занятия» Инструкции «Правила работы с различными инструментами и материалами», дидактические материалы: наглядные пособия, образцы изделий, рисунки, эскизы, шаблоны, фотографии, схемы, раздаточный материал. Основные методы работы. 1. Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж. 2. Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. 3. Составление плана работы по изготовлению изделия. 4. Практической последовательности – изготовление изделия под руководством педагога,самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы. Форма обучения. Специально организованная экспериментирования,игровые упражнения. деятельность, беседы, Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста Разделы Техника работы с материалами Предметное и сюжетное изображение Уровни развития Средний Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. Декоративная деятельность Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Высокий Самостоятельно использу ют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрьоктябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу. Ф.И.ребенка Техника работы с материалами Предме тное и сюже тное изображение Декоративная деятельность н.г к.г н.г к.г н.г к.г В В В В С В В В С В С С В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Список литературы 1. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изо деятельности. – Наб. Челны. 2007. 2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: метод. Пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 2006 3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, аппликации. Конспекты занятий.- М.: «Издательство Скрипторий 2013», 2013 4. Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 5. Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: лепке, «Издательство Скрипторий 2003», 2008 6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006 7. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М. «ТЦ Сфера» 2002. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. Королева Т.В. Занятия по рисованию в детском саду. – М. «Владос» 2007. 8. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. –М: «Карапуз – Дидактика», 2006. дошкольных 10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.- М.:ИД «Цветной мир», 2014 11. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. – М. «ТЦ Сфера» 2016.