Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Манчажская средняя общеобразовательная школа» Филиал «Детский сад деревни Токари» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФАНТАЗЕРЫ» художественной направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации программы: 2 года Составитель: Изгагина Анастасия Алексеевна, педагог дополнительного образования д.Токари 2024г Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Положение об организации дополнительного образования детей в МАОУ «Манчажская СОШ» от 15.05.2019г, №191-ОД Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Манчажская средняя общеобразовательная школа» от 26.09.2016 за № 182-од. В программе «ФАНТАЗЕРЫ» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 5-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования имеет художественную направленность. Данная программа составлена на основе методических пособий: И. А. Лыкова «Цветные ладошки» ,Т. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками» Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношении е сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. . Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. 1.1Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). В ней достаточно широко раскрыто использование нетрадиционного рисование через принципы, формы и методы обучения; указаны способы и методы проверки результатов освоения образовательной деятельности (педагогический мониторинг);, показана структура работы с детьми и родителями. Главное на занятиях кружка «ФАНТАЗЕРЫ» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно… Занятия кружка проводятся под девизом: Я чувствую Я представляю Я воображаю Я творю. 1.2 Актуальность программы «ФАНТАЗЕРЫ» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественнотворческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовнонравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. 1.3 Педагогическая целесообразность программы: предназначена для -развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования -развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, -формирования ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства. 1.4 Цели и задачи Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи: Развивающие: -Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. -Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообраз ием художественных материалов и приёмами работы с ними, Закреплятьприобретённые умения и навыки и показывать детям широту их в озможного применения. Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. - Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим им самим( для игры и в качестве подарка). - Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда. 1.5 Дидактические принципы построения работы: принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса: предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. принцип развивающего характера художественного образования: проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и развивающейся деятельности (ребёнок развивается вдеятельности и сама деятельность развивается). Приоритетными становятся задачи развития каждого ребёнка, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей; принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). 1.6 Средства, необходимые для реализации программы - создание художественно-развивающей среды в детском саду - разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация -. использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию. 1.7 Ожидаемые результаты усвоения программы По итогам 1 года обучения должны знать: -название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приѐмов рисования; -изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп (оттиск). - произведения мастеров нетрадиционного искусства рисования; - различные способы создания изображения; -значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая,). Должны уметь: -Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования; -создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования; -создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок; -создавать рисунок по собственной инициативе. Будут способны: -высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций; -проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым; -интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве. - приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату - проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга По итогам 2 года обучения должны знать: -названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования, их виды и различия; -значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет, замысел. Должны уметь: -определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования; -экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при создании образа; -создавать сюжетный рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного рисования; на свободную тему; -стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора. -владеть разными нетрадиционными приѐмами выполнения работы с гуашью, природным и бросовым материалом. -проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи. Будут способны: - проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства нетрадиционные рисования; -высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций; -адекватно оценивать результаты деятельности (свои, других детей), стремиться прислушиваться к оценке и мнению взрослого. II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Особенности изобразительной деятельности дошкольника У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире. С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования. Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше. Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать чтонибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности. Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические. Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат. Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений. Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка. 2.2 Структура занятия Может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части: вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация; основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе). 2.3 Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования. социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок нетрадиционному рисованию. Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале). Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь. Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную) 2.4 Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию o Наглядные методы и приемы. К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, -репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. -Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: -показ жестом; -показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями. При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. o Словесные методы и приемы обучения -Беседа. Её вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы. -Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски. o Игровые приемы обучения Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков. Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии. Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение. 2.5Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразную скуку, обеспечивающие непосредственность детского восприятия: Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми; Новизна обстановки; Необычное начало работы; Красивые и разнообразные материалы; Интересные для детей неповторяющиеся задания; Возможность выбора; Рисования с помощью бросового материала. 1. Нетрадиционные художественные техники «Пальцеграфия» – рисование пальцами руки. «Ладоневая живопись» – рисование ладошками «Пяточки» – рисование ножками. «Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей. Рисование листиками растений Рисование поролоном. «Набрызг» – с помощью зубной щетки. «Тонировка» – рисование солью, песком, крупо . «Точнография» – рисование ватными палочками «Кляксография» – рисование кляксой «Монотипия» – двойная печать на бумаге. «Выдувание» – рисование с помощью трубочки. «Коллаж» – сочетание рисования и аппликаци «Рисование бусинками, шариками, камешками». «Мокрая живопись» – рисование на мокрой бумаге. «Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона. Работа с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возрасте при условии систематической образовательной деятельности в взаимосвязи с разнообразными приемами обучения. 2.7 Календарно- тематическое планирование 2.7.1 Перспективный план занятий кружка «Фантазеры» первый год обучения Месяц, Тема Техника неделя занятий Программное содержание Сентябрь 1-неделя Диагностика Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Оттиск пробкой. Учить украшать платочек простым узором, Рисование используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. пальчиками Развивать чувство композиции, ритма. Октябрь 1-неделя Сентябрь 4-неделя Сентябрь 3-неделя Сентябрь 2-неделя Укрась платочек Различные Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Осеннее дерево Оттиск печатками из Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный ластика вкус. Осенний букет Печатание листьями Заготовка на Оттиск печаткой из Познакомить с техникой печатания зиму «Компот яблока яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. из яблок» Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Грибы лукошке Октябрь неделя 3- Октябрь 2-неделя Улитка Цыпленок Октябрь 4-нделя Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус Рисование Познакомить с техникой сочетания восковыми мелками, акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, солью учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. в Оттиск печатками Упражнять в рисовании предметов (шляпка-картон), овальной формы, печатание печатками. рисование Развивать чувство композиции. пальчиками Воспитать у ребенка художественный вкус. Рисование с Учить детей наносить клей на отдельный помощью риса, участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать ватные палочки рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Ноябрь 1неделя Ноябрь 2-неделя 4- Ноябрь 3-неделя Рисование пальчиками Мои любимые рыбки Рисование ладошками Первый снег Оттиск печатками из Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок салфетки с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Цыпленок Гуашь, ватные Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, палочки диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Зимний лес Печать трафарету, рисование пальчиками Мои рукавички Оттиск печатками Упражнять в технике печатания. Закрепить рисование умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю пальчиками поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Овечка Кисть щетина, Учить тонировать лист, промакивать салфетка, рисование салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком пальчиками полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. Ёлочка пушистая, нарядная Тычок жёсткой Упражнять в технике рисования тычком, полусухой кистью, полусухой жёсткой кистью. Продолжать рисование учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить пальчиками умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Январь 1-неделя Декабрь 3-4-неделя Декабрь 2-неделя Декабрь 1-неделя Ноябрь неделя Рябинка Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки). Воспитывать у детей умение работать индивидуально. по Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Январь 2-неделя Рисование акварель Снеговичок Комкание бумаги Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, (скатывание) комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Оттиск печатками, Упражнять в технике рисования тычком, печать по трафарету, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. ватные палочки Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Январь 3-неделя Снежок Февраль 2-неделя Февраль 1-неделя Чашка Цветочек для Оттиск печатками из Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать папы картофеля у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус и Рисование пальчиками, карандашом Февраль 3-неделя Ягоды фрукты Март 1-неделя Февраль 4-неделя Плюшевый медвежонок Мимоза мамы Солнышко Март 2-неделя свечой, Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Поролон (2шт.), Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой тонкая кисть, гуашь губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. для Рисование пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цвет восприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер Март 3-неделя Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) Воспитать вкус. у ребенка художественный Акварель, восковые Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на мелки склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Неваляшка Кисточка, пуговицы Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные различной формы цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус. Волшебные картинки (волшебный дождик) Рисование свечой Март 4-неделя Подснежники Апрель 1-неделя Апрель 2-неделя Апрель 3-неделя Апрель 4-неделя Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. Подарок для Ватные палочки, кошки Мурки готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова – круг, ушималенькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост – овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. Насекомые Рисование (бабочка, пальчиками, паук, божья карандашом коровка, гусеница) Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Рисование ватными Продолжать знакомить детей с техникой палочками, рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей пальчиками умение работать индивидуально Салют Акварель или гуашь, Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с восковые мелки помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. Котенок Тычок полусухой Закреплять навык печати кистью по жесткой кистью, трафарету. Воспитывать у детей умение трафарет котенка работать индивидуально. Май 3неделя Май 2-неделя Май 1-неделя Черемуха Май 4-неделя Как я люблю Обрывание, восковые одуванчики мелки, тычкование. Воспитать вкус. Сентябрь 2-неделя Сентябрь 1-неделя 2.7.2 «Фантазеры» второй год обучения Месяц, Тема занятий Техника неделя Диагностика Различные (свободное экспериментир ование с материалами) Диагностика Различные (свободное экспериментир ование с материалами) Сентябр ь 3-неделя Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Рисование Оттиск поролоном «Растения в нашей группе» у ребенка художественный Программное содержание Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. Сентябр ь 4неделя Октябрь 1-неделя Октябрь 2-неделя Октябрь 3-неделя Октябрь 4-нделя Ноябрь 1-неделя Рисование «Грибы корзинке» Рисунки ладошками в Рисование Кляксография Познакомить детей с новым приемом «Мое любимое трубочкой,рисование рисования – кляксография трубочкой. дерево осенью» пальчиками Развивать воображение. Рисование Печать листьев «Осень на опушке краски разводила» Ноябрь 2-неделя Ноябрь 3неделя Ноябрь 4-неделя Декабрь 1-неделя Декабрь 2-неделя Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Рисование «Зачем человеку зонт» Работа с трафаретом. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. Рисование «Мой любимый свитер» Оттиск печатками, Закрепить умение украшать свитер или рисование ластиками платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Рисование «Улетаем юг» Кляксография на «Необычная посуда» Декабрь 3-неделя Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Рисование Оттиск печатками + «Обои в моей поролон комнате» Рисование «Первый снег» Монотипия, рисование пальчиками Рисование «Зимние напевы» Набрызги Рисование «Дымковская игрушка» (конь) Рисование «Елочка нарядная» Оттиск печатками Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Рисование Закрепить умение изображать елочные пальчиками, оттиск игрушки. поролоном Декабрь 4неделя Январь 1-неделя Январь 2-неделя Январь 3-неделя Февраль 1-неделя Февраль 2-неделя Февраль 3-неделя Февраль 4-неделя Март 1-неделя Март 2неделя Март 3неделя Март 4неделя Рисование солью «Дед Мороз» Гуашь + соль Рисование «Музыкальны й рисунок» Различные Рисование «Зимний лес» Рисунки из ладошки Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Рисование «Морозный узор» Восковые мелки + Развивать зрительную наблюдательность, акварель способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Рисование Оттиск пробкой и Упражнять в комбинировании различных «Необычные печатками, черный техник; развивать чувство композиции, машины» маркер + акварель, ритма, творчество, воображение. «знакомая форма – новый образ» Рисование Оттиск пробкой, Закрепить умение украшать галстук «Галстук для печатками из простым узором, используя крупные и папы» ластика, печать по мелкие элементы. трафарету, «знакомая форма – новый образ». Рисование Набрызг Познакомить с новым способом «Зимние изображения снега – «набрызги». напевы» Обогащать речь эстетическими терминами. Рисование Оттиск печатками Познакомить с семеновскими матрешками. «Семеновские Развивать цветовосприятие. матрешки» Открытка для Печать мамы трафарету, «8 Марта» воздушные фломастеры. Рисование + По выбору аппликация «Моя семья» Рисование «Веселые человечки» Волшебные веревочки Рисование «Ранняя весна» Монотипия пейзажная по Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Апрель 1неделя Апрель 2-неделя Апрель 3-неделя Апрель 4-неделя Май 1-неделя Май 2-неделя Май 3неделя Май 4-неделя Рисование «Космический пейзаж» Граттаж Научить новому способу изображения – граттажу. Рисование «Грачи прилетели» Печать ластиком Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Гуашь + манка Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Рисование гуашью манкой «Ворона» с получения Рисование «Аквариум» Рисунки из ладошки Рисование «Праздничный салют» Восковые мелки + Закрепить свойства разных материалов, акварель используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Рисование «Салют» Воздушные фломастеры Продолжать учить фломастерами, распределять разноцветные брызги. Рисование «Красивый пейзаж» Рисование песком Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. рисовать по листу Рисование Тычок жесткой Продолжать знакомить детей со способом «Одуванчики в полусухой кистью + рисования тычком жесткой полусухой траве» манка кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация образовательного процесса Дети в возрасте 5-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа) Наименование кружка «Фантазеры» К-во занятий в неделю К-во занятий в год Ф.И.О. руководител я Время в режиме дня 1 33 Изгагина А.А. 16:0016:30 День Длительност недели ь Пятница 30мин 3.2.Оборудование 1) Бумага разного формата и фактуры. 2) Краски: гуашь, акварель, пальчиковые 3) Мелки восковые, свеча. 4) Кисти № 1,2,3,4,6.+ жёсткие кисти 5) Тушь. 6) Подручный материал: листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, природный материал , коктельные трубочки , ватные палочки 7) Поролоновые тампоны, 8) Расческа 9) Трафареты 10) Крупа 11) .Штемпельная подушка 12) Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши 13) .Шаблоны геометрических фигур 14) Пластиковые ложечки 15) Муляжи грибов и яблок 16) Мисочки для клея и красок 17) Подставки для кистей 18) Баночки для воды 19) Палитра 20) Фартуки 21) Музыкальный центр 22) Ноутбук 23) Магнитная доска Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. 3.3. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования. Оценка становления основных характеристик освоения НТР ребёнком осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт. Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели сформированности основных НТР выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые он должен опираться во время наблюдений за решением образовательных задач, поставленных перед детьми. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребёнка, те сведения, которые накопились за время кружковой работы. Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования. Уровни развития Качественные характеристики Высокий уровень По собственной инициативе в соответствии с замыслом 2 балла использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа. Средний НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок уровень педагога. Экспериментирует с материалами в основном по 1 балл предложению педагога. Низкий уровень НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и 0 баллов не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа. Диагностика проводится два раза в год: в сентябре-октябре, в апреле-мае. Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой № п/п Ф.И.ребенка Технические навыки н к Точно сть движе ния н к Средства выразите льности(ц вет,форм а) н к Наличие замысла н к Проявлен ие самостоя тельност и н к Речь в процессе рисовани я н к Отно шение к рисова нию н «н» – начало года; «к» – конец года *НТР-Нетрадиционная техника рисования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественнотворческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. 2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 3.Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016. к 4.Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».) 5.Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?" Уважаемый родитель! Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным! 1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? 1.да 2. очень умеренные способности 3. у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя 2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью? 1.бумага (белая, цветная) 2.краски 3.глина 4.пластилин 5.сангина 6.уголь 7.цветные мелки 8.наборы цветных карандашей 9.фломастеры 10.кисти