программа Знай-ка.docx

Структурное подразделение Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Манчажская средняя общеобразовательная школа» «Детский сад села Манчаж»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
Знай-ка
Возраст обучающихся:5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года

Составитель: Мишина Валентина Ивановна,
педагог дополнительного образования

с. Манчаж, 2025 год.

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы по подготовке детей к школе «Знай-ка»
1. Пояснительная записка………………………………………………… 3-8 стр.

Направленность дополнительной образовательной программы

Концептуальные основы программы

Актуальность и новизна программы

Отличительные особенности программы

Педагогическая значимость программы

Цель программы

Задачи программы

Педагогические принципы

Уровень освоения программы и возрастные особенности детей

Форма проведения занятий

Режим занятий

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Прогнозируемый результат
II. Учебно - тематический план программы ……………………….……9-11 стр.
III. Содержание программы .………………………………………………12-15 стр.
IV Методическое обеспечение программы ……...………………………..16-19 стр.

Требования к подготовке обучающихся

Организационная работа

Методы и приемы

Структура занятий

Материально - техническая база
Используемая литература …………………………………………………20 стр.
VI. Приложения к программе ……………………………………………21-27 стр.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по подготовке детей к школе «Знай-ка»
I. Пояснительная записка
Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для
ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными.
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций
дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной
школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание
учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией
образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования
детей перед школой и введена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по подготовке детей к школе «Знай-ка».
Данная программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Направленность дополнительной образовательной программы. Программа
«Знай-ка» - модифицированная, по своей направленности социально-гуманитарная, по
функциональному предназначению - учебно-познавательная.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность
между дошкольным и начальным общим образованием.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального
раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать
условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать
любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей
жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы,
научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку
переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях
школьного обучения.
Концептуальные основы программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
З. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно3

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее —
Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».

Устав МАОУ «Манчажская СОШ».
Актуальность и новизна программы
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос
родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе,
успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы
социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям,
направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к
познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического
здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает
использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные
процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать
интерес к школьной жизни.
Отличительные особенности программы.
Образовательная программа «Знай-ка» отличается от других программ тем, что
основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что
является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую
роль в формировании детской личности.
Программа «Знай-ка» идет по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
4

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и
обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться,
слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Педагогическая значимость программы
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью
всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих
дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на
выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы.
Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием
игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с
одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет
основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному
обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Знай-ка» решает задачи общего развития будущего первоклассника,
его физических, социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Задачи программы
Образовательные:

Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на
слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять
предложение из двух, трех, четырех слов.\

Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой
голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка
дикции.

Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развитие мотивации учения.

Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий
на основе математических понятий.
5

Развивающие:

Развитие
фонематического
слуха: развитие
способности
дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах,
определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и
произносить их изолированно.

Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Развитие произвольности психических процессов.

Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих
способностей.

Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых
усилий.

Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических
задач.
Воспитательные:

Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми,
видеть себя глазами окружающих.
Педагогические принципы.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- системность и плановость;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
- занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания,
воображения, речи, мышления;
- контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Уровень освоения программы и возрастные особенности детей
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 5 - 7 лет. Курс обучения - 2
года.
Уровень освоения программы - базовый. Набор обучающихся осуществляется на
добровольной основе. Состав - постоянный.
Дошкольники 5-7 лет любят фантазировать, что-то воображать, представлять.
Достижением дошкольного возраста является развитие различных видов деятельности:
игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная познавательность,
хотя ведущей, конечно же, остается игра. Ребенок отражает в игре не только то, что
непосредственно видит вокруг себя, но и то, о чем ему читали, что он услышал. В игре
выражаются чувства и эмоции детей, она удовлетворяет его потребности в познании мира
взрослых. Поэтому основной формой организации процесса обучения дошкольников
является сюжетно-ролевая игра. Для умелого использования имеющихся у детей резервов
развития, учебная деятельность составлена таким образом, чтобы вызывать и
поддерживать интерес обучающихся на протяжении всего курса обучения.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые
игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию
координации движений.

инсценировка;
6


ролевая игра;

конкурс;

предметная игра;
Игровые формы и методы, используемые в программе, позволяют детям легко
включаться в процесс обучения, в коллективную деятельность, дают возможность
усвоения норм поведения, дисциплины, а также способствуют формированию отдельных
качеств личности.
При проведении занятий используются следующие методы:

словесные (устное изложение, беседа, словесные игры),

наглядные (работа с иллюстрациями, таблицами, логическими цепочками,
рабочими тетрадями на печатной основе по образцу;

заучивание стихотворений с опорой на картины);

практические (тренинги на определение количества звуков в слове, на
местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие
грамотной речи;

тесты на степень психосоциальной зрелости, на понятийное мышление,
воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка на плоскости, выполнение
арифметических действий, графические диктанты, составление звука-буквенных схем,
штриховки),
Режим занятий
Занятия проходят два раза в неделю для детей 5 – 7 летнего возраста,
воспитанников старшей и подготовительной групп структурного подразделения МАОУ
«Манчажская СОШ» - «Детский сад с. Манчаж. Занятия проводят с группой детей в
количестве 15 человек.
Программа предусматривает:
-периодичность занятий:
2 раза в неделю по 1 занятию в день с игровыми паузами и
10-минутными
перерывами, продолжительность одного занятия 30 минут.
количество учебных часов в год: 64.
Формы подведения итогов реализации программы
Механизм оценки результатов освоения программы:

наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы
с родителями.

формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту,
иллюстрирование текста.

взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
Итоговые занятия по результатам каждого пройденного раздела проводятся в
форме игры с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Полученные
знания дети демонстрируют на открытых занятиях и праздниках в нестандартных
ситуациях.
Контроль знаний проводится в виде творческих задач, игровых заданий,
конкурсов, графических диктантов.
Прогнозируемый результат
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

7

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение
к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок получит возможность научится:

выделять из слов звуки;

находить слова с определённым звуком;

определять место звука в слове;

соблюдать орфоэпические нормы произношения;

составлять предложения на заданную тему используя опорные слова;

составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

ориентироваться на странице тетради;

писать основные элементы букв;

рисовать узоры и различные элементы

отчётливо и ясно произносить слова.

соотносить цифру с числом предметов;

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10

пользоваться арифметическими знаками действий;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

измерять длину предметов с помощью условной меры;

составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры
большего размера;

ориентироваться в пространстве, ориентироваться в тетради в клетку.

8

II.

Учебно-тематический план программы

Тематическое планирование 1 год обучения
Обучение грамоте и развитие речи - 32 занятия,
из них 2 занятия используются для диагностики.
№
п/п

Наименование разделов,
тем

Обучение грамоте и элементам
письма

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

теория

практика

32

18

14

1

Наша речь

4

2

2

Проверка
выполненных
заданий, ответы на
вопросы по тексту,
беседы, игры

2

В мире звуков и букв

28

16

12

Проверка
выполненных
заданий
графический
диктант, игры и
игровые приемы

Математические ступеньки
(развитие математических
представлений и логики)

32

15

17

1

Количество и счет

12

6

6

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

2

Величина

4

2

2

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

3

Ориентировка в пространстве

4

2

2

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

4

Ориентировка во времени

2

1

1

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

9

5

Геометрические фигуры

6

3

3

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

6

Логические задачи.

4

1

3

Математический
конкурс

Итого:

64

33

31

Тематическое планирование 2 год обучения
Обучение грамоте и развитие речи - 32 занятия,
из них 2 занятия используются для диагностики.
№
п/п

Наименование разделов,
тем

Обучение грамоте и элементам
письма

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

теория

практика

32

12

20

1

Наша речь

12

4

8

Проверка
выполненных
заданий, ответы на
вопросы по тексту,
беседы, игры

2

В мире звуков и букв

20

8

12

Проверка
выполненных
заданий
графический
диктант, игры и
игровые приемы

Математические ступеньки
(развитие математических
представлений и логики)

32

14

18

1

Количество и счет

12

6

6

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

2

Величина

4

2

2

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

3

Ориентировка в пространстве

4

1

3

Проверка
выполненных

10

заданий, беседа,
игры
4

Ориентировка во времени

2

1

1

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

5

Геометрические фигуры

6

3

3

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

6

Логические задачи.

4

1

3

Математический
конкурс

Итого:

64

26

38

11

III. Содержание программы
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: Обучение грамоте и элементам письма.
Второй раздел: Математические ступеньки (развитие математических
представлений и логики.
1. Раздел «Обучение грамоте и элементам письма»
Данный раздел решает вопросы практической подготовки детей к обучению
чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление
интеграции, тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи
и с подготовкой к
обучению письму.
Курс помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и
совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие),
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном
уровне навыков связной устной речи детей.
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их
словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает
к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в
начальной школе. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому
развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы,
произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и
чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному
произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи).
Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы
голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов,
пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам педагога (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных
действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые
средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на
определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее
назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
12

При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым
анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые
фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием
устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму
преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный
аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая
моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение,
память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных
анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура
воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на
воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать
предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение
букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации
двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому
программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к
письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь
загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно»,
«Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на
заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и
развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с
помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети
конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры,
украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую
моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно
включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах,
штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание
предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Таким образом, раздел решает задачи подготовки детей к обучению чтению,
письму и совершенствует их речь.
Наша речь.
Для чего мы говорим? Слово и предложение?
Составление рассказов по опорным картинкам, об эпизодах из жизни на заданную
тему.
Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов.
В мире звуков и букв.
Понятие «звук», «буква».
Гласные и согласные звуки.
Изучение звуков и букв.
Диагностические исследования.
2. Раздел «Математические ступеньки» (развитие математических представлений
и логики).
13

В основу отбора содержания раздела «Математические ступеньки» положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего
в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и
особенностей математики. Важнейшей частью является изучение динамики развития
ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе
положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка,
включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием
возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести
их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через
развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления
и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства
чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в
окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в
пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и
др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале
двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия,
воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных
процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в
процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется
специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления,
доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с
предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся
писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные
(первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и
применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный
материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого
десятка.
14

Решают задания творческого характера.
Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно
используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового
размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже,
шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее,
одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием
попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа,
вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу
вверху, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают
понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих
предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед,
между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике
клеток.
Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток.
Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня,
какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро,
медленно, давно.
Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны,
углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3
признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь
ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки,
ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости,
смекалки.

15

III.

Методическое обеспечение программы

Успешная реализация программы зависит от наглядного, демонстрационного,
раздаточного материала, использования различных технологий, форм, приёмов и методов
работы на развивающих занятиях.
Требования к подготовке обучающихся
«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к
школе - значит быть готовым всему этому научиться». При этом необходимо добиваться,
чтобы и сами дети могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это
стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные
способности. В результате обучения по данной программе предполагается, что
обучающиеся получат следующие основные знания
и умения: умение планировать
порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, расширение
кругозора, словарного запаса, формирование у дошкольника качеств, необходимых для
овладения
учебной
деятельностью:
любознательности,
инициативности,
самостоятельности, творческого самовыражения. В первую очередь необходимо
позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о
сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с
учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка
построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться
требованиям взрослых. Будущий первоклассник должен владеть элементарными
навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

Календарный учебный график
Период
Продолжительность учебного года
Начало учебного года
Период
образовательной
деятельности I полугодие
Период
образовательной
деятельности II полугодие
Продолжительность учебного года
Текущий контроль

Сроки

Кол-во недель
34 недели

1
сентября
(в
соответствии с Уставом
учреждения
15.09 – 31.12

15 недель

09 января – 31 мая

19 недель

15.09. - 31.05
В течение года

34 недели
После
освоения
каждой
темы
программы

Календарный учебный график составляется более подробно ежегодно по каждому
блоку программы на каждый учебный год и является Приложением к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Знай-ка».
Условия реализации программы
Для успешного проведения занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Подготовка детей к школе» необходимо создание
психолого-педагогической среды, направленной на положительную познавательную,
коммуникативную и творческую деятельность детей.
16

Одно из главных требований в реализации программы - доброжелательная
атмосфера на занятиях, смена деятельности - от теории к практике, от бесед к игре.
Дополнительная общеразвивающая программа «Знай-ка» составлена в
соответствии с особенностями её функционирования на базе структурного подразделения
МАОУ «Манчажская СОШ» - «Детский сад с. Манчаж» с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей, для воспитанников старшей и подготовительной
групп (5-7 лет).
Материал программы направлен на всестороннее развитие ребенка: развитие его
творческих, познавательных способностей, личностных качеств, внимания, памяти и
других процессов. При проведении занятий используется разнообразный наглядный
материал, словесные игры, беседы, знакомящие с творчеством и помогающие развивать
способности ребенка.
Для работы подобран весь необходимый материал.
Каждое занятие включает в себя задания по развитию умений и способностей
каждого ребёнка. Учтен принцип личностно-ориентированного обучения. Каждый
ребенок продвигается вперед своими темпами, и педагог обеспечивает ребенку
успешность продвижения.
Методическое и материально-техническое обеспечение:
1.
Наличие помещения для занятий.
2.
Столы дошкольные, стулья в количестве 8 штук.
3.
Цветные карандаши, клей-карандаш.
4. Программы и методические разработки к ним.
5. Дидактические пособия.
6. Видео, аудиоаппаратура (ПК, видеопроектор, экран, принтер, копировальный
аппарат, аудиоколонка, флешкарта, интерактивная парта).
7. Магнитная доска.
Информационное обеспечение. Информационное обеспечение образовательной
деятельности реализуется с использованием специальной образовательной, научнопопулярной и художественной литературы, интернет источников, аудио-, видео- и
фотоматериалов по темам программы. Во время образовательной деятельности
обучающиеся получают первоначальные навыки письма, счета, самостоятельного чтения,
учатся использовать эти знания и умения при работе с практическими заданиями.
Кадровое обеспечение. В реализации программы участвует педагог, обладающий
профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику
образовательной деятельности дополнительного образования, имеющий практические
навыки.
Для повышения эффективности реализации программы возможно взаимодействие
с воспитателем дошкольного учреждения, психологом.

Формы аттестации
Диагностика проводится три раза в год: сентябрь, январь, май. Цель диагностики:
выявление уровня развития способностей обучающихся, а также степень овладения ими
необходимыми умениями и навыками в различных видах образовательной деятельности.
Цель диагностики на начало учебного года: выявить исходный уровень развития и
творческих способностей обучающихся.
Цель диагностики на конец учебного года: определить эффективность
образовательной деятельности и уровень творческого развития обучающихся.
Метод диагностики: наблюдение за обучающимися в процессе занятий в
условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Критерии определения уровня усвоения программы:
17

Низкий - С трудом повторяет задание после показа педагога, хотя присутствует
желание воспроизводить задание также хорошо. Навыков выразительности нет.
Средний - Выполняет задание хорошо, владеет навыками творчества,
эмоциональной выразительностью.
Высокий - Имеет творческое воображение, индивидуальность, импровизирует,
имеет навыки выразительности. Сразу может повторить действия после показа педагога.
Оценочные материалы
Регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе
проводится через систему диагностирующих мероприятий: опрос, тестирование,
наблюдение.
Диагностика осуществляется в три этапа: первичная, промежуточная, итоговая.
Диагностирование проводится по следующим направлениям: определение уровня
теоретической подготовки детей, выявление уровня практической подготовки,
определение уровня развития и воспитанности детей.
В ходе усвоения детьми содержания программы педагогами постоянно
отслеживается:
-темп развития специальных умений и навыков;
-уровень самостоятельности ребенка.
В течение учебного года на каждом занятии проводится текущий контроль
(наблюдение, беседа), в конце учебного года проводится итоговый контроль
(коллективная работа, выставка).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: открытое
занятие, праздник-выпускной, опрос родителей.
Методические материалы
Для достижения цели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, показ,
имитация движений;
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества
упражнений, усложнением способов их выполнения;
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
Каждый блок программы предполагает следующие формы проведения занятий:

игра (игровые упражнения, подвижные игры);

беседа (анализ, выражение своего мнения);

упражнения.
Методы, используемые в реализации программы:

наблюдение;

словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, диалог, обсуждение;

наглядные методы: показ, рисунки, раздаточный материал и пр.;

объяснительно – иллюстративный метод;

метод обратной связи.

18

В комплексе с перечисленными методами широко применяется ряд эффективных
приемов воздействия на чувственную сферу и поведение детей: совет, предложение,
поощрение, одобрение.
Использование вышеперечисленных методов и приемов способствует успешному
развитию основных познавательных процессов, повышению качества педагогического
процесса, детской активности в процессе познания, творчества.
Для эффективной реализации программы используются:
 методические пособия;
 научная, периодическая и познавательная литература;
 рекомендации по вопросам обучения и воспитания старшего дошкольника.
Дидактический материал:
 набор игр и упражнений;
 набор рисунков, схематических и графических изображений;
 набор карточек с заданиями.

19

V. Используемая литература
1.
В.П. Николаева Математика в детском саду. Пособие для детей 5-6 лет, М:
Мозаика-Синтез, 2024
2.
В.П. Николаева Математика в детском саду. Пособие для детей 6-7 лет, М:
Мозаика-Синтез, 2024
3.
«Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет», Е.В. Колесникова. М.:
ТЦ Сфера, 2016
4.
«Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет», Е.В. Колесникова.
М.: ТЦ Сфера, 2017
5.
«От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет» В 2ч. Н.А. Федосова. М.:
Просвещение, 2016
6.
Прописи для дошкольников в 6-7 лет. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента,
2017. – 48с.: ил.
7.
Предмет, слово, схема: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Е.В.
Колесникова. - М.: Ювента, 2016. – 32 с.: ил.
8.
Букварь: пособие по обучению дошкольников правильному чтению/
Надежда Жукова; ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной. – Москва: Эскимо, 2020. – 96 с. :
ил.

20

Приложение 1

Учебно-тематический план
1 год обучения
Обучение грамоте и элементам письма
Раздел

Наша речь

Кол-во часов
занятий
№
Тема занятия
п/п
теория практика всего
1 Урок-сказка. «Азбука» — первая учебная
1
1
книга.
2 Урок-путешествие.
Речь устная и
0,5
0,5
1
письменная. Слово и предложение.
3 Урок-сказка. Слово и предложение.
1
1
4 Урок-игра. Слог.
0,5
0,5
1
5 Урок-сказка. Гласные А,О,У,И
1
1
0,5
1
6 Урок-игра. Согласные звуки с, с’, буквы С, с. 0,5
7
8
9
10

В мире звуков
и букв

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Урок-сказка. Согласные звуки к, к’, буквы К,
к.
Согласные звуки т, ть, буквы Т, т.
Согласные звуки л, ль, буквы Л, л.
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.
путешествие.
Согласные
звуки в, в’, буквы В, в. Уроксказка
Гласные буквы Е,е. Урок-игра.
Согласные звуки п, п’, буквы П,п.
Согласные звуки м, м’, буквы М,м.
Согласные звуки з, з’, буквы З,з.
Согласные звуки б, б’, буквы Б,б.
Согласные звуки д, д’, буквы Д,д.
Гласные буквы Я,я.
Согласные звуки г, г’, буквы Г,г.
Мягкий согласный звук ч, буквы Ч,ч.
Буква ь - показатель мягкости
предшествующих
согласных
звуков.
Твердый
согласный
звук ш, буквы
Ш,ш.
Твердый согласный звук ж, буквы Ж,ж.
Сопоставление
Гласные
буквы звуков
Ё,ё. ж и ш.
Звук j, буквы Й,й.
Согласные звуки х, х’, буквы Х,х.
Гласные буквы Ю,ю.
Твердый согласный звук ц, буквы Ц,ц.
Гласный звук э, буквы Э,э.
Мягкий глухой согласный звук щ, буквы
Щ,щ.
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф,ф.

32 Диагностические исследования

21

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5

0,5

1

1

1

Математические ступеньки
Раздел

№
Тема занятия
п/п
1-2 Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0.
3

Число и цифра 1. Логические задачи (на
пространственную ориентацию, определение
геометрических фигур в рисунках).

0,5

0,5

1

4

Число и цифра 2. Состав числа 2. Логические
задачи (задание на развитие внимания).
Число и цифра 3. Состав числа 3. Логические
задачи (продолжение логического ряда).
Число и цифра 4. Состав числа 4. Логические
задачи (задание на развитие внимания).
Число и цифра 5. Состав числа 5. Сравнение
чисел. Логические задачи (нахождение в группе
предметов «лишнего» предмета).
Число и цифра 6. Состав числа 6.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Число и цифра 7. Состав числа 7. Логические
задачи (задание на развитие внимания).
10 Число и цифра 8. Состав числа 8. Сравнение
чисел. Логические задачи (продолжение
логического ряда).
11 Число и цифра 9. Состав числа 9. Повторение
состава чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
12 Число и цифра 10. Состав числа 10. Сравнение
чисел.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

13 Свойства предметов. Сходства и отличия.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

2

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

5
6
Количество и
счет

7

8
9

Величина

Кол-во часов
занятий
теория практика всего
1
1
2

14 Свойства предметов. Геометрические
фигуры.
15- Свойства предметов. Объединение
16 предметов в группы по общему свойству.
Свойства предметов. Классификация
предметов по величине.
Ориентировка 17 Пространственные отношения: на, над, под.
в пространстве
18 Пространственные отношения: справа,
слева.
19 Пространственные отношения: впереди,
сзади.
20 Пространственные отношения: длиннее,
короче.
Ориентировка 21 Временные представления: дни недели,
во времени
сутки.
22 Временные представления: месяц, год,
22

времена года.
Геометрическ 23- Геометрические фигуры: четырехугольник,
ие фигуры
24 прямоугольник, треугольник.
25- Прямая и кривая линии. Круг, овал.
26
27- Круг большой и маленький, фигурки из
28 кругов
Логические 29- Развивающее задание в картинках.
задачи
30 закономерности
31- Математический конкурс
32

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

2 год обучения
Обучение грамоте и элементам письма
Раздел

№
п/п

1-2
3-5
Наша речь

Кол-во часов
Тема занятия
занятий
теория практика всего
Для чего мы говорим? Слово и предложение?
1
1
2
1
2
3
Составление рассказов по опорным картинкам.
1
1
2
Сказка. Пересказ сказок с опорой на

6-7 иллюстрации.

2

2

1

2

3

Произношение звуков. Чистоговорки.
Выделение звуков на слух.

1

2

3

Укрепление и развитие артикуляции.
Скороговорки.

1

2

3

1

2

3

1

1

2

1
1

1

1
2

1

1

2

1

1

2

2

2

8-9 Театр. Разыгрывание сказок по ролям.
10- Составление рассказов об эпизодах из жизни на
12 заданную тему.
1315
1618
1921
22В мире звуков 23
24
и букв
2526
2728
2930
3132

Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой
анализ слов.
Слова противоположные по смыслу. Слова
близкие по смыслу. Родственные слова.

Подготовка к письму. Правильная посадка
при письме.рисунка
Обводкапорисунка
поЭлемент
Обведение
контуру.
пунктирным линиям.
волны.
Обводка по контуру. Штриховка. Виды
штриховки
Элементы с наклоном в правую и левую
сторону. Наклонная палочка
Диагностические исследования

Математические ступеньки
Раздел
Количество и
счет

№
Тема занятия
п/п
1-2 Количественный и порядковый счёт в
пределах 10.
23

Кол-во часов
занятий
теория практика всего
1
1
2

Величина

3-4 Состав числа из двух меньших
5-6 Уменьшение и увеличение количества
предметов на одну единицу.
7-8 Знаки +, -, =. Решение примеров
9-10 Решение задач на сложение и вычитание в
пределах 10.
11- Счет предметов в пределах 20. Состав числа
12 20.
13 Сравнение групп предметов по количеству
на наглядной основе. Обозначение
отношений: больше – меньше.
14 Измерение длины.

1
1

1
1

2
2

1
1

1
1

2
2

1

1

2

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

15 Измерение массы

0,5

0,5

1

16 Измерение объема

0,5

0,5

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

Ориентировка 17- Пространственные отношения от себя, от
в пространстве 18 предмета
19- Пространственные отношения: внутри,
20 снаружи, между, посредине
Ориентировка 21- Временные представления: сегодня, вчера,
во времени
22 завтра. Временные отношения: раньше,
позже
Геометрическ 23- Прямоугольник, многоугольник
ие фигуры
24
25- Знакомство с пространственными фигурами
26 – шар, куб, параллелепипед. Их
распознавание.
27- Знакомство с пространственными фигурами
28 – пирамида, конус,
цилиндр. Их распознавание.
Логические 29- Развивающее задание в картинках.
задачи
30 Множества.
31- Математический конкурс
32

24

Приложение 2
Диагностика
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических
функций
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь
одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, мискамиска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь
разные слоги: ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ,
СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТАДА-ТА, ТА-ТА- ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов
несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по
звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном
повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не
замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни
работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он
просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно
предлагайте слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
1.
Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать,
острый.
2.
Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить,
тупой.
3.
Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать,
щипать, колючий.
4.
Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий,
убегать.
5.
Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать,
гладить, шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить
жестом.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально
возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).
1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла- может описать предмет словесно.
0 баллов- отсутствует понимание слова.
25

Для шестилеток низкий уровень- 0 - 6,5 баллов Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а
также способности к анализу и суждениям.
1.
Назови свое имя, фамилию, отчество.
2.
Назови фамилию, отчество родителей.
3.
Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или
женщиной?
4.
У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5.
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6.
Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7.
Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше
обед или ужин, день или ночь?
8.
Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9.
Кем работают твои родители?
10.
Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11.
Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12.
Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13.
Почему снег бывает зимой, а не летом?
14.
Что делает почтальон (врач, учитель?)
15.
Зачем в школе нужен звонок, парта?
16.
Ты сам хочешь пойти в школу?
17.
Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18.
Каких животных ты знаешь?
19.
Каких птиц ты знаешь?
20.
Кто больше, корова или коза?
21.
Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22.
Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ - 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ - 13, 20, 21,22 ШКОЛЬНАЯ
МОТИВАЦИЯ - 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ - 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
•
5 вопрос - ребенок вычислил, сколько ему будет лет - 1 балл, называет год с
учетом месяцев - 3 балла (например, мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и
восемь месяцев)
•
8 вопрос - полный домашний адрес - 3 балла
•
15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики - 1 балл
•
16 вопрос - положительный ответ - 1 балл
•
17 вопрос - правильный ответ - 3 балла
•
22 вопрос - правильный, адекватный ответ - 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень - 24-29 баллов Средний уровень - 20-23,5 балла Низкий уровень от 19,5 и ниже
Тест «Нарисуй человека»
Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй
человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».
26

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части:
уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена
от верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест «Повтори»
Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан
чай». Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь
буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и
образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А также ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет
выше остальных.
Тест «Круг»
Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение
образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет
желания - не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».