Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Манчажская средняя общеобразовательная школа» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь» Возраст: 2-4 классы Срок реализации: 1 год Составитель: Трифонова Ольга Владимировна, учитель биологии высшая квалификационная категория 2022 год Пояснительная записка Основная задача современной школы – интеллектуальное развитие учащихся, формирование умения самостоятельно добывать знания на основе общеучебных умений и навыков. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебновоспитательного процесса. Выпускник современной школы должен быть развитой творческой личностью, самостоятельным, инициативным, стремиться к самореализации и самопознанию. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к развитию, на основе личностно-ориентированного подхода в образовании. Обучать исследовательской творческой деятельности лучше начинать в начальной школе. Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. В соответствии с этими требованиями мною разработана программа курса «Юный исследователь». Курс программы рассчитан на один год обучения: 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучение курса позволит учащимся выявить свои способности, сформирует умение заниматься исследовательской деятельностью. Поисково – исследовательская деятельность помогает школьнику углубить знания по интересующей его теме или предмету, расширяет кругозор, развивает гибкость ума, формирует самостоятельность и самоутверждение, так как дети испытывают большое удовольствие, видя результаты своего труда. Кроме того у детей воспитывается чувство ответственности, укрепляются волевые качества характера, так как нужно довести начатое дело до конца. Заседания кружка проводятся один раз в неделю. Они могут проводиться в виде бесед, практикумов, презентаций, художественных мастерских, экскурсий, диспутов и т. п. Формы и способы организации занятий: групповые, индивидуальные, практические и теоретические. Продолжительность занятия не более 1 часа. Каждый ученик заводит «Дневник юного исследователя» для индивидуальной работы на занятиях кружка. Практическая экскурсий, сбор часть программы материалов, работу предусматривает с источниками проведение и написание исследовательской работы, выступления на конференциях в школе и т. д. Исследовательская деятельность младших школьников поможет собрать краеведческий материал, написать первые работы (рассказы) о своей малой родине. Это будет началом летописи о родном крае, а в итоге – большой привязанности и любви к малому уголку на огромной Земле. Цель программы: создать условия для освоения учащимися знаний, необходимых для научно- исследовательской деятельности и формирования целостной картины окружающего мира. Задачи: формировать навык изучения природы, истории и культуры родного края; познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями природы; прививать интерес к исследовательской деятельности; воспитывать любовь к малой родине, уважение к традициям старших поколений; развивать творческую исследовательскую активность детей; формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования: ● получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; ● обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; приобретут опыт личностного отношения к миру природы и культуры; получат возможность осознать своѐ место в мире; ● познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; ● получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Планируемые результаты В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования: ● получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; ● обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; приобретут опыт личностного отношения к миру природы и культуры; получат возможность осознать своё место в мире; ● познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; ● получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Учащийся получит возможность научиться: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска объяснений, познавательной для создания информации, собственных ответов устных на или вопросы, письменных высказываний. В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: ● основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); ● понятия цели, объекта т гипотезы исследования ● основные источники информации ● способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); ● источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета). Учащиеся должны уметь: -выделять объект исследования; -разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; -выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; -работать в группе; -пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями; -вести наблюдения окружающего мира; -планировать и организовывать исследовательскую деятельность; -работать в группе. Учебно – тематический план № Название раздела, темы Формы аттестации п/ Количество часов п I Введение. 1 Стань исследователем природы. Всего Теория Практика 1 1 1 1 13 3 контроля Беседа «Портфолио» юного исследователя II 1 Я изучаю осень. Прогулка по школьному 10 1 Беседа 1 Беседа двору. В гости к осени: учимся смотреть и видеть. Растения в школьном дворе. 2 Экскурсия в библиотеку: Прочитаешь – многое узнаешь. 3 Ведение дневника наблюдений. 1 Условные Ведение дневника наблюдений. знаки. Прогулка. Погода в нашем крае. Наблюдения за небом. 4 Поиск информации через 1 1 Беседа 1 Интеллектуальная Интернет. Правила работы с Компьютером 5 Прогулка. Наблюдения за растениями. Деревья игра осенью. Охраняемые растения. 6 Охрана природы своего 1 Выставка рисунков 1 Интеллектуальная края Зарисовки осенних деревьев. 7 В лес за здоровьем. Лесная аптека. Лекарственные игра травы нашей местности. 8 Исследовательская работа: 1 творческая работа 1 творческая работа 1 творческая работа 1 творческая работа 1 творческая работа «Загадки осеннего леса». 9 Исследовательская работа: «Животные родного края». 10 Исследовательская работа: «Народные приметы». 11 Исследовательская работа: Составление проекта «Осень» 12 Презентация исследовательских работ. III Я изучаю зиму. 1 5 5 Исследовательская работа: «Особенность нашем зимы крае» 1 творческая работа в (по наблюдениям за погодой) 2 Природа и наше здоровье. Закаливание организма в 1 игра разное время Прогулка года. «Мороз и солнце!» 3 Исследования по 1 опрос 1 самостоятельная краеведению. Мой край: природа, погода в нашем крае. Наблюдения погодой. за Ведение дневника наблюдений. Исследовательская работа: «Особенность нашем зимы крае» в (по наблюдениям за погодой) 4 Исследовательская работа: «Особенность нашем зимы крае» в работа (по наблюдениям за погодой). 5 Презентация 1 творческая работа исследовательских работ: «Зима» IV Я изучаю весну Прогулка: «Весна идет». Исследовательская работа: 8 3 5 беседа 1 1 конкурс 1 опрос «Весна в жизни растений. Растения- первоцветы». Исследовательская работа: «Весна в жизни растений. Деревья- первоцветы». Исследовательская работа: 1 1 выставка рисунков «Весна в жизни растений». Обработка и оформление опрос 1 результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». Конкурс-игра «Тайны 1 игра 1 игра окружающего мира». Праздник «Природа – наш дом». V История моей малой моей малой 4 2 2 родины. История родины. 1 беседа 1 беседа Символика Свердловской: герб, флаг. Символика Артинского муниципального района. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Сбор материала об участниках Великой Отечественной войны. Презентация результатов. 2 творческая работа Праздник День Победы. VI Промежуточная 1 1 аттестация. Защита творческих работ. 1 творческая работа VI Подведение итогов 2 1 1 Портфолио юного исследователя I ИТОГО 34 10 24 Содержание учебного плана 1. Введение. Ознакомление с целями и задачами кружка, материалами и рабочими инструментами, их свойствами и использованием, с приемами работы. Формирование дружного детского коллектива. 2. Я изучаю осень. В гости к осени: учимся смотреть и видеть. Прогулка по окрестностям города. Растения в школьном дворе. Растения леса. Цветы и травы осенью. Погода в нашем крае. Наблюдения за небом. Наблюдения за растениями. Деревья осенью. Охраняемые растения. Охрана природы своего края. Лекарственные травы нашей местности. 3. Я изучаю зиму. Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой). Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года Прогулка «Мороз и солнце!» 4. Я изучаю весну. Прогулка: «Весна идет». Весна в жизни растений. Растения- первоцветы. Деревья- первоцветы. Конкурс –игра «Тайны окружающего мира». Праздник «Природа – наш дом». 5. История моей малой родины. Учащимся представится возможность ознакомиться с государственными символами малой родины. Сбор материала об участниках Великой Отечественной войны. 6. Промежуточная аттестация. Презентации результатов деятельности на школьной конференции 7. Подведение итогов работы за год. Календарно-тематический план Исследования по краеведению. Мой край: природа № Тема занятия Содержание занятия, практическая работа Кол -во часов (ПР) 1 Введение. Стань Цель исследователем природы. «Портфолио» юного исследователя и задачи «Юный кружка 1 исследователь». Содержание работы. ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы 2 Прогулка по школьному Формы двору. В гости к осени: исследовательской учимся смотреть и видеть. деятельности: Растения наблюдения, опыты в школьном дворе. и методы 1 Правила поведения в природе во время прогулки. ПР: Наблюдения за растениями в школьном дворе; Сбор гербария 3 Экскурсия в библиотеку: Экскурсия Прочитаешь правила работы с источниками узнаешь. – многое в библиотеку: информации, особенности чтения литературы научно-познавательной 1 4 Ведение дневника наблюдений. Условные знаки. Прогулка. Погода в ПР: Зарисовки осеннего 1 неба, облаков Наблюдения за погодой. Осень нашем крае. Ведение дневника наблюдений. Наблюдения за небом. 5 Поиск информации через Индивидуальная работа 1 ПР: Сбор гербария 1 Охрана природы своего ПР: Наблюдения за погодой. Осень 1 края Ведение дневника наблюдений. Интернет. Правила работы с Компьютером 6 Прогулка. Наблюдения за растениями. Деревья осенью. Охраняемые растения. 7 Зарисовки осенних деревьев. 8 9 В лес за здоровьем. Лесная ПР: аптека. погодой. Осень Ведение Лекарственные Наблюдения за травы нашей местности. дневника наблюдений. Исследовательская работа: Оформление «Загадки осеннего леса». исследовательских Основы 1 1 работ. исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. Составление исследования. рабочего плана 10 Исследовательская работа: Оформление страниц «Введение», «Животные родного края». «Содержание», 1 «Использованная литература». 11 Исследовательская работа: Оформление дневника наблюдений. 1 Исследовательская работа: Работа 1 Составление коллективная. «Народные приметы». 12 проекта индивидуальная и «Осень» 13 14 Презентация Защита Текущий 1 исследовательских работ. контроль Исследовательская работа: Логическое построение текстового 1 «Особенность материала в работе. Научный язык, нашем зимы крае» в (по наблюдениям за погодой) проектов. стиль. ПР: Наблюдения за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. 15 Природа и наше здоровье. Наглядный материал. Построение Закаливание организма в таблиц, схем, отбор и размещение разное время года рисунков, фотографий. Прогулка «Мороз и солнце!» ПР: Наблюдения 1 за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. 16 Исследования по Погода в нашем крае. Наблюдения краеведению. Мой край: за погодой в разное время года. природа, погода в нашем Ведение дневника наблюдений. крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений. Исследовательская работа: «Особенность нашем зимы крае» в (по 1 наблюдениям за погодой) 17 Исследовательская работа: Сокращения, обозначения. «Особенность Приложения. Объём нашем зимы крае» в (по наблюдениям за погодой). 1 исследовательской работы. Эстетическое оформление. ПР: Наблюдения за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. 18 Презентация исследовательских Защита исследовательских работ. 1 работ: «Зима» 19 Прогулка: «Весна идет». ПР: Наблюдения за погодой. Весна. 1 20 Исследовательская работа: Экскурсия. 1 «Весна в жизни растений. ПР: Растения- первоцветы». растений. Исследовательская работа: ПР: «Весна в жизни растений. деревьев. 21 Наблюдения за цветением за цветением 1 исследовательских 1 Наблюдения Деревья- первоцветы». 22 Исследовательская работа: «Весна в жизни растений». 23 Обработка и Оформление работ «Первоцветы». оформление результатов исследовательской 1 деятельности. Выводы и оформление «Заключения». 24 Конкурс-игра «Тайны окружающего мира». 1 25 Праздник «Природа – наш дом». 1 26/ История моей малой родины. Символика Свердловской области: 1 27 герб, флаг. Символика Артинского муниципального района. 28/ Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Сбор 29 материала об участниках Великой Отечественной войны. 30/ Презентация результатов. Праздник День Победы. 2 2 31 32 Промежуточная аттестация. Защита творческих работ. 33/ Подведение Портфолио юного исследователя. 34 работы за год. итогов 1 2 ИТОГО 34 часов Формы аттестации Для определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации и контроля: конкурс, творческая работа, беседа, игра, тестирование, опрос, выставка, самостоятельная работа, ведение дневника наблюдения, портфолио юного исследователя. Методическое обеспечение В ходе изучения курса «Юный исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует содержания деятельностный, курса, а также практико-ориентированный использование в ходе его характер изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Другим средством мультимедийных видеомагнитофон) наглядности демонстраций и средств служит оборудование (компьютер, фиксации для медиапроектор, окружающего мира (фотоаппарат). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебноисследовательской деятельности, технологией поиска информации и еѐ обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания планирование делится деятельности, на 3 стадии: консультирование, выбор замысла защита и своего исследования. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Формы организации: Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия: ● Беседы Викторины Праздники ● Сообщения ● Литературно – музыкальные композиции ● Просмотр и обсуждение видеоматериала ● Экскурсии ● Походы по историческим и памятным местам Практические занятия: ● Коллективные творческие дела ● Творческие конкурсы ● Соревнования ● Праздники ● Интеллектуально-познавательные игры трудовые дела ● Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций ● Заочные путешествия Методы занятий За период изучения данного курса учащиеся формируют личную папку достижений - портфолио, в которой появятся схемы, кроссворды, исследовательские работы, презентации. Большая часть времени отводится на выполнение исследовательских проектов. Завершается каждый проект презентацией и анализом работы. Список литературы Учим задавать вопросы 1. Зорина Т.П. Зачем и как учить младших школьников задавать вопросы. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №9. – 37с. Логика Баракина Т.В. Формирование научных понятий у младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №10. – с.30-35. Богданец Т.П. Характеристика природоведческих понятий.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – 39с Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.//Начальная школа.. – 2008, №4. – 63с. Савкуева В.Ю. Развитие творческих задач как условие развития креативности мышления. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №7. – с. 33-35 5. Саненко Н.И. Информационные технологии и формирование умения учиться у младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №6. – с.42-48. Учим выдвигать гипотезы Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – 52с. Васютинская О.В. «Знайкины посиделки». //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №8. – 50с Кулешова Е.И. Воспитание самостоятельности младшего школьника. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №11. – 42с. Маланов С.В.Гипотезы в мышлении и учебной деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №1. – с.39-42 Экскурсии, эксперименты, опыты, наблюдения 1. Бакулин В.М.. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №5. – с.12-17 2. Богданец Т.П. Изучение свойств льда в экологическом аспекте.//Начальная школа. – 2008, - №1. – с.38-42 ИволинаН.В.Как мы воспринимаем окружающий мир. //Начальная школа. – 2009, - №9. – с.16-20. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. //Начальная школа. – 2007, - № 11. – с.48-53. Лебедева Н.А. Использование средств музея при изучении курса «Мы и окружающий мир». //Начальная школа. – 2003, - №2. – 113с. Миронов А.В.Ещё раз о наблюдениях в природе. //Начальная школа. – 2009, №9. – с.56-61. Шатилина Г.З. Детское экспериментирование возраста «почемучек». //Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – с. 65-67 Умение работать с информацией Курносенко В.И. Обучение работе со словарями. //Управление начальной школой.- 2010, - №3. – с.68-70. Материально-техническое обеспечение: 1.Учебная аудитория для проведения занятий 2.Библиотека 3.Компьютер с выходом в интернет.