Юные исследователи 2-4 классы.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«Юный исследователь»
Возраст: 2-4 классы
Срок реализации: 1 год

Составитель: Трифонова Ольга Владимировна,
учитель биологии
высшая квалификационная категория

2022 год

Пояснительная записка
Основная задача современной школы – интеллектуальное развитие
учащихся, формирование умения самостоятельно добывать знания на
основе общеучебных умений и навыков. В настоящее время широко
обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебновоспитательного процесса. Выпускник современной школы должен быть
развитой

творческой

личностью,

самостоятельным,

инициативным,

стремиться к самореализации и самопознанию.
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического
формирования знаний, умений и навыков и перейти к развитию, на основе
личностно-ориентированного подхода в образовании.
Обучать исследовательской творческой деятельности лучше начинать
в начальной школе. Именно в начальной школе закладывается фундамент
знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной
деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов
своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей
в решении данной проблемы.
В соответствии с этими требованиями мною разработана программа
курса «Юный исследователь».
Курс программы рассчитан на один год обучения: 34 часа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В
арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место
занимает исследовательская творческая деятельность.
Изучение курса позволит учащимся выявить свои способности,
сформирует умение заниматься исследовательской деятельностью.
Поисково – исследовательская деятельность помогает школьнику
углубить знания по интересующей его теме или предмету, расширяет
кругозор, развивает гибкость ума, формирует самостоятельность и

самоутверждение, так как дети испытывают большое удовольствие, видя
результаты своего труда. Кроме того у детей воспитывается чувство
ответственности, укрепляются волевые качества характера, так как нужно
довести начатое дело до конца.
Заседания кружка проводятся один раз в неделю. Они могут
проводиться в виде бесед, практикумов, презентаций, художественных
мастерских, экскурсий, диспутов и т. п. Формы и способы организации
занятий: групповые, индивидуальные, практические и теоретические.
Продолжительность занятия не более 1 часа. Каждый ученик заводит
«Дневник юного исследователя» для индивидуальной работы на занятиях
кружка.
Практическая
экскурсий,

сбор

часть

программы

материалов,

работу

предусматривает
с

источниками

проведение
и

написание

исследовательской работы, выступления на конференциях в школе и т. д.
Исследовательская деятельность младших школьников поможет
собрать краеведческий материал, написать первые работы (рассказы) о
своей малой родине. Это будет началом летописи о родном крае, а в итоге –
большой привязанности и любви к малому уголку на огромной Земле.
Цель программы: создать условия для освоения учащимися знаний,
необходимых для научно- исследовательской деятельности и формирования
целостной картины окружающего мира.
Задачи:
формировать навык изучения природы, истории и культуры родного
края;
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности,
со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих
усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного

труда, работы со словарями и энциклопедиями; мотивировать детей к
проведению простейших наблюдений над явлениями природы;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
воспитывать любовь к малой родине, уважение к традициям старших
поколений;
развивать творческую исследовательскую активность детей;
формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на
ступени начального общего образования:
● получат

возможность

расширить,

систематизировать

и

углубить

исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут
целостный взгляд на мир;
● обретут чувство гордости за свою Родину, российский

народ и его

историю; приобретут опыт личностного отношения к миру природы и
культуры; получат возможность осознать своѐ место в мире;
● познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные
связи в окружающем мире;
● получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами,

поиска

информации

в

электронных

источниках

и

контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты,
готовить и проводить небольшие презентации.

Планируемые результаты
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на
ступени начального общего образования:
● получат

возможность

расширить,

систематизировать

и

углубить

исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут
целостный взгляд на мир;
● обретут чувство гордости за свою Родину, российский

народ и его

историю; приобретут опыт личностного отношения к миру природы и
культуры; получат возможность осознать своё место в мире;
● познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные
связи в окружающем мире;
● получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами,

поиска

информации

в

электронных

источниках

и

контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты,
готовить и проводить небольшие презентации.
Учащийся получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России —
Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,
включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с
целью

поиска

объяснений,

познавательной

для

создания

информации,

собственных

ответов

устных

на

или

вопросы,

письменных

высказываний.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
● основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
● понятия цели, объекта т гипотезы исследования
● основные источники информации
● способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
● источники информации (книга, старшие товарищи и родственники,
видеокурсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
-выделять объект исследования;
-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-работать в группе;
-пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
-вести наблюдения окружающего мира;
-планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
-работать в группе.

Учебно – тематический план
№

Название раздела, темы

Формы аттестации

п/

Количество часов

п
I

Введение.

1

Стань

исследователем

природы.

Всего

Теория Практика

1

1

1

1

13

3

контроля

Беседа

«Портфолио»

юного исследователя
II

1

Я изучаю осень.
Прогулка по школьному

10

1

Беседа

1

Беседа

двору. В гости к осени:
учимся смотреть и видеть.
Растения

в

школьном

дворе.
2

Экскурсия в библиотеку:
Прочитаешь

–

многое

узнаешь.
3

Ведение

дневника

наблюдений.

1

Условные

Ведение

дневника

наблюдений.

знаки. Прогулка.
Погода

в

нашем

крае.

Наблюдения за небом.
4

Поиск информации через

1

1

Беседа

1

Интеллектуальная

Интернет. Правила работы
с Компьютером
5

Прогулка. Наблюдения за

растениями.

Деревья

игра

осенью.
Охраняемые растения.
6

Охрана природы своего

1

Выставка рисунков

1

Интеллектуальная

края
Зарисовки

осенних

деревьев.
7

В лес за здоровьем. Лесная
аптека.

Лекарственные

игра

травы нашей местности.
8

Исследовательская работа:

1

творческая работа

1

творческая работа

1

творческая работа

1

творческая работа

1

творческая работа

«Загадки осеннего леса».
9

Исследовательская работа:
«Животные родного края».

10

Исследовательская работа:
«Народные приметы».

11

Исследовательская работа:
Составление

проекта

«Осень»
12

Презентация
исследовательских работ.

III Я изучаю зиму.

1

5

5

Исследовательская работа:
«Особенность
нашем

зимы

крае»

1

творческая работа

в
(по

наблюдениям за погодой)
2

Природа и наше здоровье.
Закаливание организма в

1

игра

разное

время

Прогулка

года.

«Мороз

и

солнце!»
3

Исследования

по

1

опрос

1

самостоятельная

краеведению. Мой край:
природа, погода в нашем
крае.

Наблюдения

погодой.

за

Ведение

дневника наблюдений.
Исследовательская работа:
«Особенность
нашем

зимы

крае»

в
(по

наблюдениям за погодой)
4

Исследовательская работа:
«Особенность
нашем

зимы

крае»

в

работа

(по

наблюдениям за погодой).
5

Презентация

1

творческая работа

исследовательских работ:
«Зима»
IV Я изучаю весну
Прогулка: «Весна идет».
Исследовательская работа:

8

3

5
беседа

1
1

конкурс

1

опрос

«Весна в жизни растений.
Растения- первоцветы».
Исследовательская работа:
«Весна в жизни растений.
Деревья- первоцветы».

Исследовательская

работа:

1

1

выставка рисунков

«Весна в жизни растений».
Обработка

и

оформление

опрос

1

результатов
исследовательской
деятельности.

Выводы

и

оформление «Заключения».
Конкурс-игра

«Тайны

1

игра

1

игра

окружающего мира».
Праздник «Природа – наш
дом».
V

История

моей

малой

моей

малой

4

2

2

родины.
История
родины.

1

беседа

1

беседа

Символика

Свердловской: герб, флаг.
Символика

Артинского

муниципального района.
Наши земляки – участники
Великой

Отечественной

войны. Сбор материала об
участниках

Великой

Отечественной войны.
Презентация

результатов.

2

творческая работа

Праздник День Победы.
VI Промежуточная

1

1

аттестация.
Защита творческих работ.

1

творческая работа

VI Подведение итогов

2

1

1

Портфолио

юного

исследователя

I
ИТОГО

34

10

24

Содержание учебного плана
1. Введение.
Ознакомление с целями и задачами кружка, материалами и рабочими
инструментами, их свойствами и использованием, с приемами работы.
Формирование дружного детского коллектива.
2. Я изучаю осень.
В гости к осени: учимся смотреть и видеть. Прогулка по окрестностям
города. Растения в школьном дворе. Растения леса. Цветы и травы
осенью. Погода в нашем крае. Наблюдения за небом. Наблюдения за
растениями. Деревья осенью. Охраняемые растения. Охрана природы
своего края. Лекарственные травы нашей местности.
3. Я изучаю зиму.
Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой). Природа
и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года
Прогулка «Мороз и солнце!»
4. Я изучаю весну.
Прогулка: «Весна идет».
Весна в жизни растений. Растения- первоцветы. Деревья- первоцветы.
Конкурс –игра «Тайны окружающего мира».
Праздник «Природа – наш дом».
5. История моей малой родины.
Учащимся представится возможность ознакомиться с государственными
символами малой родины. Сбор материала об участниках Великой
Отечественной войны.
6. Промежуточная аттестация.

Презентации результатов деятельности на школьной конференции
7. Подведение итогов работы за год.
Календарно-тематический план
Исследования по краеведению. Мой край: природа
№

Тема занятия

Содержание занятия,
практическая

работа

Кол -во
часов

(ПР)
1

Введение.
Стань

Цель
исследователем

природы.

«Портфолио»

юного исследователя

и

задачи

«Юный

кружка

1

исследователь».

Содержание работы.
ПР: Удивительное рядом: учимся
задавать вопросы

2

Прогулка по школьному

Формы

двору. В гости к осени:

исследовательской

учимся смотреть и видеть.

деятельности:

Растения

наблюдения, опыты

в

школьном

дворе.

и

методы

1

Правила поведения в природе во
время прогулки.
ПР: Наблюдения за растениями
в школьном дворе;
Сбор гербария

3

Экскурсия в библиотеку:

Экскурсия

Прочитаешь

правила работы с источниками

узнаешь.

–

многое

в

библиотеку:

информации, особенности
чтения
литературы

научно-познавательной

1

4

Ведение

дневника

наблюдений.

Условные

знаки. Прогулка.
Погода

в

ПР:

Зарисовки

осеннего

1

неба, облаков Наблюдения
за погодой. Осень

нашем

крае.

Ведение дневника наблюдений.

Наблюдения за небом.
5

Поиск информации через

Индивидуальная работа

1

ПР: Сбор гербария

1

Охрана природы своего

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

1

края

Ведение дневника наблюдений.

Интернет. Правила работы
с Компьютером
6

Прогулка.
Наблюдения

за

растениями.

Деревья

осенью.
Охраняемые растения.
7

Зарисовки

осенних

деревьев.
8

9

В лес за здоровьем. Лесная

ПР:

аптека.

погодой. Осень Ведение

Лекарственные

Наблюдения

за

травы нашей местности.

дневника наблюдений.

Исследовательская работа:

Оформление

«Загадки осеннего леса».

исследовательских
Основы

1

1
работ.

исследовательской

деятельности.

Проблема,

выдвижение гипотез,
формулирование

цели

и

задач

исследования.
Составление
исследования.

рабочего

плана

10

Исследовательская работа:

Оформление страниц «Введение»,

«Животные родного края».

«Содержание»,

1

«Использованная

литература».
11

Исследовательская работа:

Оформление дневника наблюдений.

1

Исследовательская работа:

Работа

1

Составление

коллективная.

«Народные приметы».
12

проекта

индивидуальная

и

«Осень»
13

14

Презентация

Защита

Текущий

1

исследовательских работ.

контроль

Исследовательская работа:

Логическое построение текстового

1

«Особенность

материала в работе. Научный язык,

нашем

зимы

крае»

в
(по

наблюдениям за погодой)

проектов.

стиль.
ПР: Наблюдения за погодой. Зима.
Ведение дневника наблюдений.

15

Природа и наше здоровье.

Наглядный материал. Построение

Закаливание организма в

таблиц, схем, отбор и размещение

разное время года

рисунков, фотографий.

Прогулка

«Мороз

и

солнце!»

ПР:

Наблюдения

1

за

погодой. Зима. Ведение
дневника наблюдений.

16

Исследования

по

Погода в нашем крае. Наблюдения

краеведению. Мой край:

за погодой в разное время года.

природа, погода в нашем

Ведение дневника наблюдений.

крае.

Наблюдения

за

погодой. Ведение дневника
наблюдений.
Исследовательская работа:
«Особенность
нашем

зимы

крае»

в
(по

1

наблюдениям за погодой)
17

Исследовательская работа:

Сокращения,

обозначения.

«Особенность

Приложения.

Объём

нашем

зимы

крае»

в
(по

наблюдениям за погодой).

1

исследовательской работы.
Эстетическое оформление.
ПР:

Наблюдения

за

погодой. Зима. Ведение
дневника наблюдений.
18

Презентация
исследовательских

Защита исследовательских работ.

1

работ:

«Зима»
19

Прогулка: «Весна идет».

ПР: Наблюдения за погодой. Весна.

1

20

Исследовательская работа:

Экскурсия.

1

«Весна в жизни растений.

ПР:

Растения- первоцветы».

растений.

Исследовательская работа:

ПР:

«Весна в жизни растений.

деревьев.

21

Наблюдения

за

цветением

за

цветением

1

исследовательских

1

Наблюдения

Деревья- первоцветы».
22

Исследовательская

работа:

«Весна в жизни растений».
23

Обработка

и

Оформление

работ «Первоцветы».

оформление

результатов

исследовательской

1

деятельности. Выводы и оформление «Заключения».
24

Конкурс-игра «Тайны окружающего мира».

1

25

Праздник «Природа – наш дом».

1

26/

История моей малой родины. Символика Свердловской области:

1

27

герб, флаг. Символика Артинского муниципального района.

28/

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Сбор

29

материала об участниках Великой Отечественной войны.

30/

Презентация результатов. Праздник День Победы.

2

2

31
32

Промежуточная аттестация.

Защита творческих работ.

33/

Подведение

Портфолио юного исследователя.

34

работы за год.

итогов

1
2

ИТОГО

34 часов

Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы используются
следующие формы аттестации и контроля: конкурс, творческая работа,
беседа, игра, тестирование, опрос, выставка, самостоятельная работа, ведение
дневника наблюдения, портфолио юного исследователя.
Методическое обеспечение
В ходе изучения курса «Юный исследователь» младшие школьники на
доступном для них уровне овладевают методами познания природы,
включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у
учащихся

начинают

формироваться

познавательные

интересы,

познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников
выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере
способствует
содержания

деятельностный,
курса,

а

также

практико-ориентированный
использование

в

ходе

его

характер
изучения

разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор
энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск
интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит
экскурсиям.
Другим

средством

мультимедийных
видеомагнитофон)

наглядности

демонстраций
и

средств

служит

оборудование

(компьютер,
фиксации

для

медиапроектор,

окружающего

мира

(фотоаппарат). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых

образовательных

ресурсов

(например,

http://school-collection.edu.ru/)

позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем
курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании
позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе
важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым
учащиеся

осуществляют

разнообразные

действия

с

изучаемыми

объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются
практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение
изучаемого материала.
Занятия

по

данной

программе

состоят

из

практической

и

теоретической частей. Большее количество времени занимают практические
занятия.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебноисследовательской деятельности, технологией поиска информации и еѐ
обработки. Закономерности использования дидактических средств могут
быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным

условием

является

придание

обучению

проблемного

характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то
новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс

познания

планирование

делится

деятельности,

на

3

стадии:

консультирование,

выбор

замысла

защита

и

своего

исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики
детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие
задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения
поиску,

анализу

является

разъяснение

ученику

последовательности

действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу

выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений,
направленных на формирование необходимых навыков.
Формы организации:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а
также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
● Беседы Викторины Праздники
● Сообщения
● Литературно – музыкальные композиции
● Просмотр и обсуждение видеоматериала
● Экскурсии
● Походы по историческим и памятным местам
Практические занятия:
● Коллективные творческие дела
● Творческие конкурсы
● Соревнования
● Праздники
● Интеллектуально-познавательные игры трудовые дела
● Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране. Обсуждение,
обыгрывание проблемных ситуаций
● Заочные путешествия
Методы занятий
За период изучения данного курса учащиеся формируют личную папку
достижений - портфолио,

в

которой

появятся

схемы,

кроссворды,

исследовательские работы, презентации. Большая часть времени отводится
на выполнение исследовательских проектов. Завершается каждый проект
презентацией и анализом работы.

Список литературы
Учим задавать вопросы
1. Зорина Т.П. Зачем и как учить младших школьников задавать вопросы.
//Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №9. – 37с.
Логика
Баракина Т.В. Формирование научных понятий у младших школьников.
//Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №10. – с.30-35.
Богданец Т.П. Характеристика природоведческих понятий.//Начальная школа
плюс До и После. – 2007, - №9. – 39с
Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и
творческих способностей младших школьников.//Начальная школа.. – 2008, №4. – 63с.
Савкуева

В.Ю.

Развитие

творческих

задач

как

условие

развития

креативности мышления. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №7.
– с. 33-35
5. Саненко Н.И. Информационные технологии и формирование умения
учиться у младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2006,
- №6. – с.42-48.
Учим выдвигать гипотезы
Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в
процессе обучения младших школьников. //Начальная школа плюс До и
После. – 2003, - №8. – 52с.
Васютинская О.В. «Знайкины посиделки». //Начальная школа плюс До и
После. – 2008, - №8. – 50с
Кулешова Е.И. Воспитание самостоятельности младшего школьника.
//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №11. – 42с.
Маланов С.В.Гипотезы в мышлении и учебной деятельности. //Начальная
школа плюс До и После. – 2001, - №1. – с.39-42
Экскурсии, эксперименты, опыты, наблюдения

1. Бакулин В.М.. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной
деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №5. – с.12-17 2.
Богданец Т.П. Изучение свойств льда в экологическом аспекте.//Начальная
школа. – 2008, - №1. – с.38-42
ИволинаН.В.Как мы воспринимаем окружающий мир. //Начальная школа. –
2009, - №9. – с.16-20.
Кропочева

Т.Б.

Исследовательские

экскурсии

в

начальной

школе.

//Начальная школа. – 2007, - № 11. – с.48-53.
Лебедева Н.А. Использование средств музея при изучении курса «Мы и
окружающий мир». //Начальная школа. – 2003, - №2. – 113с.
Миронов А.В.Ещё раз о наблюдениях в природе. //Начальная школа. – 2009, №9. – с.56-61.
Шатилина

Г.З.

Детское

экспериментирование

возраста

«почемучек».

//Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – с. 65-67
Умение работать с информацией
Курносенко В.И. Обучение работе со словарями. //Управление начальной
школой.- 2010, - №3. – с.68-70.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебная аудитория для проведения занятий
2.Библиотека
3.Компьютер с выходом в интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».