Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамоделирование» (техническая направленность)
Описание образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая
программа «Авиамоделирование» (далее - программа) разработана в
соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-
ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей от
04.09.2014 г. № 1726-р;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Уставом МАОУ «Манчажская СОШ» ;
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах .
«Общая ситуация промышленного производства в России в
большинстве отраслей характеризуется существенно уступающей развитым
странам производительностью труда, зависимостью от импорта в различных
масштабах и формах, технологической отсталостью производства и, как
следствие, слабой конкурентноспособностью продукции. Проблема
обостряется возрастающим темпом технологического прогресса,
наметившимся переходом мировой индустрии к 4 технологической
революции, которую отличает новый уровень роботизации производства и
широкое внедрение цифровых и аддитивных технологий. Задача включения
в этот процесс для сохранения экономической независимости страны
является принципиально важной» (Концепция комплексной
государственной программы «Инженерная школа Урала» на 2015-2020
годы). Новая индустрия требует нового качества кадрового обеспечения. В
связи с этим остро встаёт вопрос ранней профессиональной ориентации
школьников. Особая роль здесь отводится учреждениям дополнительного
образования (далее УДО), так как УДО нацелены на развитие творческих
способностей у обучающихся, а творчество выполняет функцию быстрого и
перспективного (прогностического) реагирования и приспособления
человечества к изменяющимся окружающим условиям (решению творческих
задач, проявлению инициативы, творческому подходу к любому делу,
эффективной работе в команде и ответственности за принятые решения).
Кроме того, обучающимся в УДО предоставляется большая
самостоятельность в достижении результатов образовательного процесса, в
3
рамках которого чаще используются активные формы обучения (разработка
и реализация образовательных проектов на всех этапах обучения).
Авиамоделирование, вовлекающее обучающихся в техническое творчество, с одной стороны, формирует потребность в создании нового, в воплощении собственного замысла, с другой, - в самопознании, обогащении
внутреннего ресурса, самореализации, в дальнейшем профессиональном самоопределении (Волков И.П., Гальперин П.Я., Комский Д.М., Котик Н.Р., Новосёлов С.А.).
Авиамоделизм – это и спортивный азарт, и соревновательный дух, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию.
Занимаясь авиамоделизмом, обучающиеся получают необходимые навыки; их мечта об авиации перерастает в увлеченность, а увлеченность определяет выбор будущей профессии. Кроме того, программа разработана и реализуется в целях формирования патриотического самосознания
обучающихся.
Как показывают социологические опросы, потребность в овладении продуктивной творческой деятельностью в области технического творчества со стороны мальчиков и мальчиков-подростков в с.Манчаж существует.
Программа разработана и реализуется в целях удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с социальным заказом населения с.Манчаж.
Программа направлена на организацию полноценного досуга обучающихся. В процессе обучения у обучающихся формируются навыки адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся. Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через вовлечение их в авиамоделирование.
Задачи:
- формированием знаний об истории техники, о свойствах различных
материалов, о назначении инструментов и правилах работы с инструментами
и станками;
- формирование знаний об основах аэродинамики и метеорологии;
- формирование умений и навыков самостоятельно решать вопросы
конструирования и изготовления моделей самолетов;
-владение технической терминологией, понятиями и сведениями;
-совершенствование навыков создания и чтения конструкторских
чертежей;
- мотивация и стимулирование интереса обучающихся к изучению
авиатехники и творческому поиску;
- становление профессионального технического сознания
обучающихся;
- развитие технологического и экономического мышления;
-развитие культуры научного исследования;
-формирование навыков работы с инструментами, станками и
приспособлениями при обработке различных материалов;
- совершенствование физической подготовки обучающихся;
-развитие умений организации учебного и умственного труда;
- формирование навыков безопасного проведения испытаний;
- воспитание чувства сопричастности к российским достижениям в
науке и технике;
- формирование адекватного профессионального самоопределения
посредством первоначального знакомства с миром технических профессий и
специальностей;
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за
порученное дело;
-создание комфортной обстановки, «ситуации успеха» для
обучающихся.
Практическая значимость программы заключается в её
практической направленности. Содержание программы направлено на
овладение обучающимися основами знаний в области аэродинамики и
метеорологии и применение их в практической деятельности, развитие
пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к
технике. В процессе изготовления моделей обучающиеся приобретают
разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией
различных моделей. Особенностью программы является ее
профессиональная ориентированность и преемственность в обучении.
Отличительная особенность программы. Программа основывается на
программах Рожкова В.С. «Авиамодельный кружок». Основной акцент в
программе сделан на практическую деятельность подростков, на развитие
творческого мышления, интеграцию подходов к моделированию разных
видов летательных аппаратов. Интеграция, с точки зрения автора, позволяет
расширить предмет прикладного использования, обогатить и разнообразить
его описание, способствует преодолению сложившихся стереотипов.
Интеграция подходов к моделированию разных видов летательных
аппаратов, привыкших «жить самостоятельно», способствует развитию
сообразительности, становлению рационального экологического мышления,
интуиции, умению догадываться, создавать оригинальные вещи. Программу
отличает направленность на воспитание юноши-защитника. В связи с этим
развитие чувств, веры и убежденности сопряжено с целенаправленным
совершенствованием физической подготовки обучающихся.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 7-17 лет. В
этом возрасте мальчиков больше интересует «мир вещей»: природа, техника,
предметные игры, они становятся менее послушными, отгораживаются от
взрослых не столько агрессией, сколько равнодушием и невнимательностью.
У них более развиты способности к точным наукам. В общении мальчиков- подростков ярко выражена практическая направленность. Они обычно
быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний
переключаются на продуктивную деятельность. Обладают меньшим
арсеналом приёмов общительности, больше контролируют проявление своих
эмоций. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества,
как исполнительность, добросовестность, ответственность. Им не хватает
усидчивости, настойчивости и терпения. Мальчики чаще переоценивают
свои успехи. Однако в таком возрасте у них есть устойчивая тяга ко всему
оригинальному, особенно к конструированию технических объектов, они
пробуют свои силы на всех этапах обучения. Развитие творческого
потенциала и создание условий для творческого самовыражения – важный
фактор обретения мальчиками-подростками устойчивости в переломный
период развития и, одновременно, психотерапевтический способ подавления
агрессивных и тревожно-депрессивных состояний.
Объём программы – 315 часов.
Форма обучения: очная.
Виды занятий. В основном занятия по программе проходят в виде
учебных занятий. Программа интегрирует теорию и практику, при
этом теоретический материал определяется необходимостью для создания
авиамоделей, поэтому теоретические знания обучающимся даются в ходе
практической работы. Теоретическая работа с обучающимися строится на
основе кратких бесед и пояснений по ходу процесса обучения. Для того
чтобы интерес к теоретическим знаниям был устойчивым и глубоким,
необходимо развивать его постепенно, излагая теорию по мере
необходимости. Содержание программного материала помогает
обучающимся расширить и закрепить на практике знания основ наук,
получаемые в школе (математика, физика, черчение, технология, ИЗО).