Великая отечественная война

20.11.2018

исследовательская работаПодвиг Ленинграда.ppt (скачать)
сталинградская битва.ppt (скачать)
урал фронту 1.ppt (скачать)
Участники Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.docx (скачать)

01.01.2017

Школа в годы Великой Отечественной войны

         В то время у учеников  было большое стремление к знаниям, но в 1941 году мирный труд и учёба были прерваны, грянула война. В первые дни войны, в школе был призывной пункт. Даже часовой стоял у школы. Учащиеся оказывали техническую помощь (писали, чертили, рисовали), работали рассыльными по разноске повесток, читали газеты и сводки Совинформбюро.

         В сентябре, средние и старшие классы не учились, а работали на уборке: копали картофель, жали хлеб вручную серпами, вязали снопы, молотили хлеб, работали на лошадях. Из учащихся были организованы отряды по вывозке хлеба на приёмные пункты. Так из Кирчигаза на Уфимку осенью 1941 года вывозили хлеб учащиеся 10 класса под руководством учителя Кукунина. В этом отряде работал секретарь школьной комсомольской организации Лисов Владимир Алексеевич. Работали и зимой, и весной, и днём, и ночью. Учащиеся добровольно изучали трактор и потом работали трактористами в колхозе. Много времени уделялось военно-спортивной работе. По тревоге выходили в поход с полной выкладкой пешком или на лыжах зимой с ночёвкой на снегу. Девушки тоже участвовали в походах в качестве санинструкторов, что очень пригодилось на войне. Ребята горячо откликались на все события. Многие учащиеся и учителя ушли защищать Родину.

          А пока шли ожесточенные бои за мир и свободу России, Манчажская средняя школа не прекращала свою работу. В ней неустанно трудились Филиппова (Лисова) Валентина Алексеевна - учительница русского языка, Садовникова Лидия Викторовна - учительница начальных классов, Юрьева Елизавета Николаевна - учительница русского языка, Жданова (Воробьева) Александра Матвеевна - директор школы, Новиков Констан­тин Константинович - учитель литературы, Новикова Екатерина Констан­тиновна - преподавала биологию и химию, Мусин Б.Г. тоже преподавал биологию и химию, Трошина - учительница литературы, Парина - учитель­ница немецкого языка, Шастина Лидия Ивановна (из эвакуированных) - директор школы 1942 - 45 гг. и преподаватель математики, Смирнова (Колпакова) Александра Никифоровна - тоже учила математике, Горелова - преподавала историю, Тихомирова Надежда Ивановна - учи­тельница начальных классов, Кардашина (Цепилова) Анастасия Андреевна.

         Анастасия Андреевна - учительница, всю свою жизнь она посвяти­ла детям и школе. Её знают и глубоко уважают все: и старые и молодые, и совсем еще маленькие. Да это и не удивительно. Ведь многие жители Манчажа - или ученики Анастасии Андреевны, или родители учеников.

В ее жизни, как и в жизни ее односельчан, есть страничка, которую не вырвешь, не забудешь - это война, любая война - это страшное событие в истории страны, а военные годы - это трудные, суровые годы испытании. В эти годы нужно было не только работать на заводах, выращивать хлеб и защищать Родину, но и нужно было учить и воспитывать подрастающее поколение. Анастасия Андреевна успевала помогать во всем  колхозу и учила детей, а работать в школе с учени­ками она начала с 1939 года в семнадцатилетнем возрасте. Вот с таких молодых лет начались жизненные трудности.

         В школе, чтобы научить детей писать, Анастасии Андреевне приходилось сначала склеивать тетради, затем расчерчивать линии и только тогда писать образцы букв.

         Тогда в школах было холодно и во всех классах были крысы, а ведь дети оставались там спать и учителя должны были за ними смотреть.

         Но, не смотря ни на что, и учителя и ученики старались работать так, чтобы плохих отметок было как можно меньше. Знания учеников оценивались в процентах, затем проценты заменились оценками «очень хорошо» (ох), «хорошо» (хор.), удовлетворительно (уд), неудовлетворительно (неуд), Эти оценки сменились другими: отлично (отл.), хорошо (хор.), посредственно (пос.), плохо (пл.), очень плохо (опл.).

Экзамены тогда начинались с 4 класса, и до конца учебы в школе ученик каждый год сдавал экзамены (тогда называлось "держал испыта­ние"). В 4  классе было 5 испытаний, по 5-6 испытании было в 5-6 кла­ссах, в 7 классе -11 испытаний, в 8  классе - 6 испытаний.

         В 1945 году учащиеся впервые держали экзамены на аттестат зрелости, до этого выдавалось свидетельство о среднем образовании. Надо было сдать 11 экзаменов. Принимать экзамены могли только учителя с высшим образованием, в школе было всего двое: Шастина Лидия Ивановна и Абдуллин Баян Абдулович. Остальные экзамены принимали приезжие учителя с высшим образованием из Артинского, Сажинского, Красноуфимского районов, которые совсем не знали учени­ков, а учитель, ведущий предмет, сидел в качестве наблюдателя. При получении одной плохой отметки на экзамене нужно было через год сда­вать все экзамены заново. Осенних экзаменов для выпускников 10 кла­ссов не было.

          Но учились не только дети школьного возраста, но и колхозная молодежь. В годы войны были открыты районные колхозные школы (РКШ). Они готовили, через курсовую сеть кадры для сельского хозяйства: трактористов, комбайнеров, ветсанитаров, полеводов, животноводов, счетных работников, бригадиров. Такая школа была и в Манчаже. В ней одно время завучем работал Куклев Григорий Ефимович, а директо­ром во время войны была Жданова (Воробьева) Александра Матвеевна.

         Окончившие РКШ составили костяк механизаторских кадров, суще­ствовавший тогда единственной на район Манчажской МТС. Так, например, Катырев Иван Тимофеевич - работал председателем колхоза «Красный Урал»,  а затем окончил агрономические курсы  РКШ.

         В школе приходилось не только учиться, но и устраивать концерты для населения, помогать осиротевшим детям; беречь школу, чтобы ее не ремонтировать, заготавливать дрова (этим занимались комсомольцы).

         В тяжелые годы войны вся страна жила под девизом « Все для фрон­та, все для победы!».  Для Манчажа и школы это тоже не являлось ис­ключением. Школьники как могли, помогали фронту. Собирали для фермы у населения веники, брали ягнят на воспитание домой, летом и осенью работали в колхозе. Ученики не только старались хорошо учиться, но и шествовали над раненными в госпитале: приносили домашнюю пищу, читали раненым газеты, писали за них письма родным, вязали теплую одежду и отправляли на фронт.

         Учителя, которые отдали свою жизнь, защищая родную страну: Абрамов Алексей Петрович, Бабин Григорий Иванович, Филиппов Валерий Иванович и многие другие.

         Прошли всю длинную и трудную фронтовую дорогу  директора школы – Крылов Сергей Михайлович, Садовников Евстафий Иосифович, Половников Евгений Гаврилович и другие. 

         Сейчас трудно установить, сколько учащихся школы ушли на фронт. Многие погибли. Только из Манчажа не вернулось домой примерно 123 человека, большинство  которых учились в нашей школе. После Великой Отечественной войны в школу вернулись из бывших учителей – фронтовиков: Коряков Григорий Яковлевич, Тюрин Григорий Николаевич и другие.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.