Развивающие игры для младших школьников.

20.11.2018

 

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Для успешного формирования навыка письма очень важно, чтобы ребёнок правильно воспринимал форму, величину, пропорции различных фигур. Для этого нужно систематически в работе использовать упражнения развивающие восприятие, глазомер и умение воспроизводить по образцу. В этом могут помочь следующие упражнения:

«Догони и поймай букву»

Отметить на странице какую-нибудь букву и попросить ребёнка, просматривая страницу слева направо, вычёркивать эту букву каждый раз, как он её встретит.

На выполнение даётся 5 минут. Если ребёнок за 5 минут проработал 400 знаков и больше, допустив 5 ошибок и менее – норма.  ( Для этого задания можно использовать газетную или журнальную страницу).

Это упражнение мы использовали часто, так как оно не только развивает восприятие, но и внимание.

 «Найди и подчеркни»

Нужно найти и подчеркнуть те буквенные сочетания, слоги или слова, которые написаны до черты.

 ам/  ма ал ап ам ма ом им ам ул ан

«Копирование фигур»

Оценивая работу нужно обратить внимание ребёнка на ошибки                            ( несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, элементов, неправильное расположение в квадрате, чёткость линий и т. п. ). Нужно обязательно объяснить задание и при необходимости повторить задание.

 

 «рисование по заданию»

Для тренировки способности видеть отличия фигур и умения расположить фигуры одну по отношению к другой полезно использовать такие задания:

- Нарисуй овал, поставь точку посередине,

                                                           Сверху,

                                                            Снизу и т. д.

- Нарисуй квадрат, нарисуй по две точки сверху и снизу, по одной точке справа и слева.

Для тренировки способности вести руку:

  • Соедини точки (10 – 15 точек в разных краях листочка)
  • Раскрути, закрути клубочек ( рисование линии по кругу в центр и из центра)
  • Нарисуй волны
  • Обведение шаблона
  • Штриховка рисунка,
  • Нанизывание деталей и т. д.

     Большое значение в развитии мелкой моторики имеет пальчиковая гимнастика и массаж пальчиков и кистей рук.  Самые любимые упражнения : «царапки», «лесенка», «лошадки», «одеваем перчатки», «набери в руки как можно больше карандашей»  и  другие.

    Полезно каждодневное упражнение в  чистописании. На минутке чистописания важно повторять написание букв,  отрабатывать соединение букв в сочетании,  разбив буквы на группы:

  • Буквы, которые пишутся только на рабочей строке
  • Буквы, которые выходят за строку сверху
  • Буквы, которые выходят за строку снизу

Важно проанализировть сходство и различие букв, найтии стартовую точку каждой буквы.

Специальной тренировки требует выполнение овалов, при этом направление движения – только сверху вниз по часовой стрелке.

Не менее важно зафиксировать внимание ребёнка на том, что овал должен быть закрыт, то есть движение должно быть закончено в той точке, где оно начиналось.

После выполнения задания ребёнок может подчёркнуть свою самую красивую букву и похвалить себя за старание. 

Упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия.

   Если ребёнок слабо различает звуки на слух, искажённо произносит или заменяет их на другие, то он не сможет чётко представить себе звуковой облик самого слова. 

Занятия по развитию речи лучше начинать с повторения отдельных букв алфавита.

Важно научить ребёнка производить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать сходные звуки, сопоставлять их, различать по звучанию.

Полезно  делать фонетическую зарядку ( Как жужжит шмель? (ж-ж-ж), как шипит уж? (ш-ш-ш).

проговаривать чистоговорки (жа-жа-жа – есть иголки у ежа, ша-ша-ша – мама моет малыша).

Такие упражнения направлены на развитие дифференциации сходных звуков: звонких и глухих, твёрдых и мягких, свистящих, шипящих. Прежде всего, ребёнка нужно научить слышать и выделять отдельный звук из слова. Важно, чтобы ребёнок дал полную характеристику звука, уточняя артикуляцию звука. Для закрепления дифференциации звука и умения выделять нужный звук из слова можно  использовать следующие упражнения:

  • Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук [а], ([т],[о],[р],[к] и т. д.)
  • Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук [а], ([т],[о],[р],[к] и т. д.)

 

  • Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук [а], ([т],[о],[р],[к] и т. д.)

 

  • Хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук

 

  • Рассмотри внимательно картинки и найди одинаковый звук в словах

 

  • Измени в слове один звук, чтобы получилось новое слово (бык – бак)

 

  • «поймай слово» я произношу слово по звукам, дети должны услышать слово ( оооо –сссссЬ –эээээ – нннннь)

 

  • Доскажи словечко

 

  • Определи место звука в слове

 

  • Из букв слова составь новое слово ( сон – нос)

 

  • Чтение и запись оппозиционных звуков: в слогах (ба – па), в словах ( балка – палка), в предложениях ( Во дворе стояла бочка с водой. На ветке распускается почка. )

 

  • Буква заблудилась ( кот – кит)

 

  • Буква потерялась (яJык)

 

  • Слово рассыпалось ( АВЗАРТ – завтра)

    Упражнения, направленные на пополнение и активизацию словарного запаса детей.

    Качество и количество словарного запаса ребёнка во многом определяют уровень развития в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному, так и активному словарному запасу. Очень важно, чтобы ребёнок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в  самостоятельной речи. Для этой целиподойдут  следующие упражнения:

    • Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты ( овощи, цветы и т.д.)
    • Назови, что делает? Метель – метёт, а гром… Ветер - …,а снег -…
    • Скажи, какой он? Из железа - …, из бумаги - … ит.д.
    • «отгадай загадку»
    • «доскажи словечко»
    • Подбери синоним (слова – приятели)
    • Подбери антоним ( слова наоборот)
    • «подбери рифму»
    • «какое слово лишнее?»
    • «один и много»
    • Уменьшение
    • «закончи слово»
    • «объясни слово»
    • «составь предложение по схеме»
    • «закончи предложение»
    • «добавь слова»
    • «предложение рассыпалось»
    • «слова пропали»
    • «найди ошибку» (зимой в саду расцвели яблони)
    • «правильно или нет» (мама ставит вазу с цветами в стол)
    • «учимся задавать вопросы»
    • «учимся отвечать на вопросы»
    • «учимся давать определения»
    • «окончи рассказ»
    • Составь рассказ (по картинке, серии картинок, об экскурсии и т.д.)
    • Сочинение на тему
Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.