ДОП_Молодцы -Умельцы_

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Молодцы-умельцы»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Ощепкова М.И.

2024

1

Пояснительная записка
Перед каждым педагогом в сфере образования и воспитания подрастающего поколения стоит
большая задача дать культурные ценности каждому ребёнку. Наполнить его жизнь смыслом и
творчеством. Дать ему стимул для свободной мысли и действия, воспитать личность. Потому что
главной ценностью общества является личность.
При изучении предмета «Декоративно–прикладное искусство» осуществляется возможность
развивать художественный вкус детей, находить прекрасное в обыденном, вызывает желание и
потребность делать добро.
Программа «Молодцы -умельцы» является продвинутым уровнем и обеспечивает условия для
доступа каждого обучающегося к творческим знаниям и технологиям.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет
художественную направленность.
Разработана на основе методических рекомендаций по развитию творческих способностей,
опыта работы коллег, личного опыта работы в соответствии с нормативными документами,
регламентирующими образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим
программам:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программа, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008;
 СанПиН 2.4.4.3172 – 14, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 04.07.2014 г. №41.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 ПИСЬМО от 18 ноября 2015 г. N 09-3242. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ПРОГРАММЫ);






ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ (ВКЛЮЧАЯ

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года, № 996-р;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29
августа 2013 г. № 1008);
Устав Муниципального автономного образовательного учреждения МАОУ «Манчажская
СОШ»
Ключевой педагогической идеей программы является - идея развития творческих
способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества, формирование их
художественного самосознания в процессе художественно - эстетической деятельности (Л. С.
Выготский, Е. И. Игнатьев, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес и др.).
Декоративно – прикладное искусство – один из самых древних видов искусства.
Издавна человек стремился сделать своѐ жилище, одежду, предметы быта не только удобными,
прочными, но и красивыми. В нашем времени на прилавках магазинов можно увидеть много
красивых игрушек, но кукла, изготовленная своими руками уникальна. У нее своя история и свой
неповторимыйобраз.
Сувенирная кукла – это не просто игрушка, это неотъемлемый атрибут праздника,
торжества. Эта кукла является уникальным предметом на память, который может нести в себе те
или иные события. Ценность сувенирных кукол в их неповторимости, ведь каждая из них наделена
своей информацией.

«Что побуждало людей, - спрашивал М. Горький, - придавать обыденным, полезным
вещам «домашней утвари», посуде, мебели прекрасные формы, яркую расцветку, затейливую
резьбу; что вообще побуждало людей украшаться и украшать?» И отвечал: «Стремление к
совершенству формы… людям, работающим над изменением вещества, материи, доступна
величайшая из радостей – радость творцов нового, необыкновенного». Интерьерная кукла дает
огромное поле творить, создавать новое, интересное, современное.
История появления, изготовления интерьерной кукла так уникальна, что завораживает своей
красотой и разнообразием.
Мы и сегодня любуемся вещами, созданными трудолюбивыми руками, которые окружают нас
в быту. Декоративно – прикладное искусство живёт вокруг нас в коврах, тканях, одежде,
керамической посуде, в оформлении книг.
Дети рано начинают воспринимать окружающее, но чтобы они могли оценить увиденное,
отличить действительно красивое от пестроты, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше.
Изучение произведений декоративно – прикладного искусства, их особенностей и средств
создания воспитывает у обучающихся разных возрастных групп бережное отношение к вещам,
уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей,
повышает культурный уровень.
Данная программа была разработана на основе анализа многолетнего практического опыта
работы, изучения педагогической литературы, а также на основе критического анализа и
осмысления специфики образовательной деятельности педагогов, работающих в этой области. На
основе полученных аналитических результатов были определены следующие отличительные
особенности дополнительной общеобразовательной программы «Умельцы»:

в программе предложена авторская технология обучения декоративно-прикладному
творчеству «Тримастера»;
 содержание материала основывается на дополнительной литературе, интернет источниках.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области
современного декоративно-прикладного искусства, а также в его практической направленности.
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся, используя приобретённые
знания, умения и навыки создают авторские творческие работы и разрабатывают проекты.
Следуя заявленным аспектам программы, становится возможным раскрыть перед
обучающимися закономерности развития декоративно – прикладного искусства, создать у
обучающихся достаточно полное представление о технологии изготовления изделий в различных
техниках и материалах.
Технология обучения «Три мастера» включает три этапа:
I
этап – «Ученик» обучение осуществляется в наиболее доступных формах, создает
благоприятную почву для творческой деятельности ребенка.
II
этап – «Подмастерье» углубление и развитие познавательных и творческих мотивов
до уровня устойчивого интереса.
III
этап - «Мастер» сочетание творческой и образовательной деятельности, создание
условий для наиболее полной самореализации, самостоятельное творчество, предлагает
продвижение ребенка к вершине мастерства.
Учѐт возрастных особенностей и возможностей детей осуществляется при подборе
практических заданий от простого – к сложному.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью формированием у
обучающихся потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры,

расширении кругозора,
обучающихся.

создании

условий

для

творческой

практической

деятельности

Отличительные особенности программы
Программа предполагает приобретение обучающимися знаний, навыков, умений, которые
могут в будущем стать не просто увлечением, но и профессиональным самоопределением.
Особенность данной программы является углублѐнное изучение декоративно – прикладного
искусства (изготовления интерьерной куклы), расширенный содержательный аспект при
преподавании предмета, влияние теоретической части в материал практических знаний, учѐт
возрастных особенностей, возможностей и интереса обучающихся при подборе практических
знаний.
Одним из положительных качеств программы является реальная возможность и
необходимость осуществления межпредметных связей: рисования, ручного труда, технологии.
Адресат программы и особенности набора обучающихся
Программа предназначена для школьников в возрасте 10-15 лет, которые имеют творческие
задатки, художественный вкус.
Набор в группу первого года обучения осуществляется после обучения по базовой
общеобразовательной общеразвивающей программы или беседы и предоставления творческих
работ. В группу второго года обучения принимаются обучающиеся прошедшие предыдущий этап.
Количественный состав малой группы первого года обучения составляет 5-15 обучающихся,
последующие годы обучения допускают наполняемость групп от 5 до 10 обучающихся.
Режим занятий:
-Продолжительность одного академического часа – 45 мин;
-Перерыв между учебными занятиями – 10 мин;
-Общее количество часов – 2 часа в неделю у группы первого года обучения и 2,5 часа у группы
второго года обучения;
Объем, срок освоения программы
Программа рассчитана на двухгодичное обучение, запланированный срок реален для
достиженияцели и ожидаемых результатов.
Объем программы – 153 часа
Количество часов:
I год обучения – 68 часа,
II год – 85 часов в год.
Все занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 2- 2,5 уч. часа (по 45 минут) в
каждой группе. Особенности организации образовательного процесса занятий
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальныйподход к каждому ребенку.
Форма обучения – очная. Исходя из целей, задач и индивидуальных возможностей
обучающихся,образовательная деятельность реализуется в различных формах:
 занятие-практикум;
 занятие-консультация;
 занятие-проект;
 занятие-экскурсия;
 занятие-конкурс;
 занятие выставка (с участием родителей);
 занятие «мастер-класс»;
 лекция;
 рассказ;
 видеометод.



Виды занятий: групповые, коллективные, индивидуальные.
Цели и задачи
При разработке данной программы была заложена идея стимулирования творческой
активности обучающихся, развития способности к самообразованию. Для реализации этой
идеи при преподавании предмета «Декоративно – прикладное искусство» можно
определить
Цель программы: систематически развивать творческую фантазию детей, навыки
ручного труда, воспитывать любовь к традициям народного творчества.
Задачи программы:
Обучающие
1) Обучить последовательности технологического процесса изготовлении интерьерной
куклы изразличного материала.



Развивающие
1) Развивать образное мышление.
2) Формировать эстетический и художественный вкус.



Воспитательные
1) Воспитывать творческие и изобретательные способности детей.
2) Формировать культуру работы в объединении, на рабочем месте.

Планируемый результат освоения дополнительной общеобразовательной программы
К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими
знаниями и практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. Представить
свои проекты, творческие работы на выставке.
Обучающиеся должны проявить:
Знание истории художественных росписей.
Выражать свое личное понимание искусства.
Художественный вкус, эрудицию и фантазию при разработке различных проектов изделий.
Практические навыки выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка.
Умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль,
создаваясобственные проекты предметов среды, объединенной единой стилистикой.
Для отслеживания результатов освоения программы обучающимися используется
разработанный бланк, где присваиваются различные уровни: минимальный, базовый,
повышенный, творческий.
Минимальный – часть показателей не выражены или слабо выражены;
Базовый – обучающиеся овладели всеми показателями освоения предполагаемых
результатов.
Повышенный – все планируемые результаты достигнуты, по отдельным показателям
отмечаетсявыраженный прогресс, потребность в развитии.
Творческий – по большинству показателей отмечается выраженный прогресс. (Приложение
№1)
Планируемые результаты
Предметные

Метапредметные

Личностные

Знает:
правила поведения на
занятии
и
организации
рабочего места;

способность
переносить
усвоенные знания и умения в
новую
неизвестную
проблемную ситуацию для еѐ

формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его органичном
единстве
и
разнообразии

понятийный аппарат;
приѐмы работы с инструментом,
в том числе режущим и
колющим, правила техники
безопасности при работе с ним;
свойства
различных
материалов и технологические
приѐмы работы с ним;
- законы цветоведения;
законы
композиционного
построения;
порядок
работы
над
творческим проектом;
структуру
творческого
проекта.
Умеет:
организовать своѐ рабочееместо;
правильно
использовать
инструмент в соответствии с его
назначением
и
соблюдать
правила ТБ;
работать
с
различными
материалами, учитывая их
свойства;
разрабатывать
технологическую
карту
изделия и работать по ней;
выстраивать
изделия
в
композиции,
соблюдая
еѐ
законы;
оформлять творческий проектв
соответствии с требованиямик
нему.

решения;
природы, народов, культур и
овладение
способностью религий;
планировать цели и задачи своей формирование
учебной деятельности, поиска уважительного отношения к
средств еѐ
иному мнению;
осуществления;
умение соотносить поступки и
освоение
способовсобытия
с
принятыми
формулировки
и
решения этическими принципами;
проблем
творческого
и овладение
начальными
поискового характера;
навыками
адаптации
в
формирование
умения социальном
пространстве,
планировать, контролировать и динамично изменяющемся и
оценивать учебные действия в развивающемся мире;
соответствии с поставленной развитие самостоятельности и
задачей
и
условиями
еѐ личной ответственности за
реализации;
свои поступки, в том числе в
определять
наиболее информационной
эффективные
способы деятельности,
на
основе
решения
проблемных представлений о нравственных
ситуаций;
нормах,
социальной
использование
различных справедливости и свободе;
способов поиска источников развитие
этических
чувств,
информации, еѐ обработки и доброжелательности
и
применения в соответствии с эмоционально
нравственной
коммуникативными
и отзывчивости,
понимания
и
познавательными задачами; - сопереживания;
овладение
логическими формирование установки на
действиями
сравнения, безопасный, здоровый образ
анализа, синтеза, обобщения, жизни, наличие мотивации к
классификации в процессе творческому труду, работе на
решения проблемы, проектно результат.
исследовательской
деятельности;
готовность вести диалог в
процессе
совместной
деятельности,
согласовывая
действия;
готовность признавать право
каждого иметь своѐ мнение;
излагать
своѐ
мнение
и
отстаивать свою точку зрения в
оценке событий;
умение работать в команде

Содержание общеразвивающей программы
№

Название раздела\ модуля

1
2
3
4

Художественная роспись
Аппликация
Декорирование
Объемные работы из бросового
материала
Коллаж\квиллинг
Другое

5
6

Учебный план: Количество часов(теория\ практика)
1 год обучения
2 год обучения
4\12
2\4
2\4
1\3
1,5\11
4\12
2\30
1\3
2\22

1\9
7,5\18

Учебный (тематический) план первого года обучения

№
п/п

Название
раздела
(тематиче
ского
блока)

Методы и формы работы

Количество часов
тео
ретич
ес
-ких

прак Всег Неде Формирование у
тиче о:
ля учащихся
ских
эстетических
чувств
(ожидаемый
результат)

1

1

1-й год обучения:
Подготовите
льный этап
(презентация
студии
«Молодцыумельцы»,
набор и
комплектаци
я групп
обучающихс
я)
Вводное
занятие.
Инструктаж
по технике
безопасности
и охране
труда.
Знакомство с
материалами,
инструментам
и
Работа с
природным
материалом

Беседа.
Знакомство.
Диагностика.
Рисование «Кленового
листа»
в
стиле
«Дудлинг».

Изготовление цветов из
осенних листьев

1

4

Работа с
природным
материалом

Знакомство с новым
материалом для детского
творчества- яичной
скорлупой. Аппликации
с использованием
яичной скорлупы

5

Декупаж,
декор джутом,
макаронными
изделиями

Знакомство
с
разными
видами
декорирования.
Изготовление рамки

1.

2.

3

2

1

Мотивация к
участию в работе
студии

2

2

Мотивация к
участию в работе
студии

1

2

3

Повышение общей
эстетической и
художественной
культуры

1

5

6

4-6

Повышение общей
эстетической и
художественной
культуры

1

3

4

7-8

Приобщение детей
к яркому,
красочному миру

2

6

Художест
венная
роспись

7

Национал
ьный
орнамент

8

Хохломская
роспись

9

Папье-маше,
декорирование

Технология выполнения
вазы методом папьемаше.
Изготовление напольной
вазы с декоративными
ветками
«Новогодняя сказка»

3 D фигуры из
макаронных
изделий,
ниток, бумаги

Новогодние игрушки из
подручных материалов.

Работа из
соленого теста

Лепка поделки из соленого 1
теста(Сова, кошечка)

10.

11.

Знакомство с
художественной
росписью:
1. Беседа о
художественной
росписи;
2. Изучение элементов
росписи(Хохломская,
Жестовская, Гжель)
Знакомство с
художественной
росписью:
1. Беседа о истории
национальной культуры
2. Изучение элементов
росписи русского,
татарского и марийского
орнаментов
3. Роспись
деревянного
подстаканника в
стиле
национального
орнамента
Роспись разделочной
доски Хохломской
росписью

1

3

4

9-10 Бережное
отношение к
культурному
наследию,
познавательный
интерес к
народному
творчеству

1

3

4

11-12 Бережное
отношение к
культурному
наследию,
познавательный
интерес к
народному
творчеству

1

3

4

1

7

8

13-14 Бережное
отношение к
культурному
наследию,
познавательный
интерес к
народному
творчеству
Приобщение детей
15-19 к яркому,
красочному миру

1

1

2

3

4

20

развитие фантазии
и

творческого
воображения
Повышение общей
21-22 эстетической и
художественной
культуры,
развитие у
обучающихся
изобразительных,
художественноконструкторских

способностей,
нестандартного
мышления

12.

Вязание
крючком

13.

Декупаж,
аппликация

14.

Работа с
бросовым
материалом

15.

Подготовка
тематического
материала,
разработка

Видео-фильм «Вязание
крючком» Коврик из
бросового материала
«Солнышко»
Изготовление открытки
для мамы

1

3

4

Развитие чувства
23-24 гордости за
народное
искусство
земляков
развитие фантазии
25-26 и
творческого
воображения
развитие фантазии
27-28 и
творческого
воображения

1

3

4

Изготовление
органайзера из бросового
материала

1

3

4

Изготовление стенда к
Дню Победы «Спасибо
деду за Победу!»

1

3

4

29-30 Развитие
патриотизма

2

2

31

2

2

32

композиции
стенда
с
помощью
фото
и
художественн
ого
изображения
16.

17.

Итоговое
занятие

Экскурси
я на
природу
«В
чудесном
лесу»

Итоговая диагностика
практических
и
организационных
навыков и личностных
качеств,
обучающихся методом
наблюдения.
Диагностика
образовательных
результатов
владения
терминологией в области
декоративноприкладного творчества
методом
опроса
и
тестирования

Развитие
самостоятельности
и инициативы

Воспитание
гармоничес
ки развитой
личности,
воспринимать
прекрасное в

окружающей
действительности,
в произведениях
искусства, в
природе, в
отношениях к
людям
18.

19.

Культурномассовые
мероприятия

«Новый год», «Веселый
выпускной»

Изготовление
поделок к
праздникам и
для конкурсов
и
выставок
различного
уровня

Итого

4

4

33-34 сплоченность,
дружба

2

2

35

16

52

Повышение общей
эстетической и
художественной
культуры,
развитие
самостоятельност
и и инициативы,
развитие фантазии
и творческого
воображения

68 35

2-й год обучения:
20

21

22

Повторение
материала 1го года
обучения.
Знакомство с
программой
2-го года
обучения.
Вводное
занятие.
Инструктаж
по технике
безопасности
и охране
труда.
Квилинг

1,5

1,5 1

Знакомство с материалами, 1
инструментами

Компьютерная
презентация
«Квилинг», изучение
видов роллов, настенное
панно «Из простой бумаги
мастерим как
маги». Узоры из
бумажных лент

1

1

9

1

10 2-6

Мотивация к
участию в работе
студии

Мотивация к
участию в работе
студии

Развитие вкуса к
прекрасному и
способности
самому создавать
это

23

Работа с
бросовым
материалом

24

Ниткография,
шитье

Изготовление конфетницы 1
из газетных трубочек
Методическая разработка
по технике
«Ниткография»
Техника выполнения
наклеивание нитей в
разных направлениях;
Заполнение
геометрических фигур
ниточной графикой,
изготовление Панно
«Южный цветок»
Изготовление подушки из
ненужных вещей

25

Декупаж

26

Роспись на
ткани

27

Витраж

28

Занятия по
итоговой
работе

Компьютерная
презентация
«Декупаж» Оформление:
Декупаж на стеклянной
вазе.

Роспись на футболке

Стеклянная мозаика Роспись
зеркала

методом опроса и
тестирования.

4

1,5

11

1

4

5

7-8

Развитие у
12, 9-13 обучающихся
5
изобразительных,
художественных
способностей,
нестандартного
мышлени
творческой
индивидуальности

5

Повышение общей
14-15 эстетической и
художественной
культуры,
нестандартного
мышления

1,5

1

1

4

1,5

11

15

Повышение общей
эстетической и
художественной
культуры,
Развитие
самостоятельности
и инициативы,
развитие фантазии
и творческого
воображения
Повышение общей
5 17-18 эстетической и
художественной
культуры,
Развитие
самостоятельности
и инициативы,
развитие фантазии
и творческого
воображения
12, 19-23 Выработка умения
5
ценить и понимать
произведения
искусства
Развитие
15 24-29 творческого
опыта
учащихся в
процессе
собственной
художественнотворческой
активности
2,5 16

Повышение общей
эстетической и
художественной
культуры,
развитие фантазии
и творческого
воображения
Повышение общей
31-32 эстетической и
художественной
культуры

29

Открытое
занятие

Знакомство с витражной
росписью

1

1,5

2,5 30

30

Роспись по
ткани

Мастер-класс
(Роспись
джинсовой
одежды)

1

4

5

31

Изготовление
поделок к
праздникам и
для
выставок
различного
уровня
Итого
И
т
о
г
о

7,5

72

85

Развитие
7,5 33-35 самостоятельности
и инициативы,
развитие фантазии
и творческого
воображения
35

2.4 Содержание учебного (тематического) плана
Подготовительный этап
Теоретическая часть. Презентация творческой студии «Молодцыумельцы», беседа с
родителями и учителями обучающихся. Набор и комплектование групп. Индивидуальное
консультирование родителей обучающихся по интересующим их вопросам обучения их
детей в студии «Молодцы-умельцы». Диагностирование уровня творческого развития.
Используемые методы:
словесный, демонстрационный, познавательный,
практический
Вводное занятие
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с программой по декоративноприкладному искусству творческой студии «Молодцыумельцы»: разделами, расписанием
занятий, требованиям к занятиям.
Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий, с
литературой по изучаемым направлениям. Презентация достижений обучающихся
творческой студии «Молодцы-умельцы» прошлых лет. Инструкция по технике безопасности
и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного
движения.
Используемые
методы:
словесный,
иллюстративно-демонстрационный,
познавательный.
Работа с природным материалом (осенние листья) Теоретическая часть. Подготовка
природного материала к работе.
Практическая част: Изготовление цветов из осенних листьев
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Работа с природным материалом (яичная скорлупа)
Теоретическая часть. Знакомство с терминологией: композиция, композиционный
центр и др. Знакомство с технологией подготовки природного материала к работе.
Знакомство с новым материалом для детского творчества- яичной скорлупой.
Практическая часть: Аппликации с использованием яичной скорлупы
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Декупаж, декор джутом, макаронными изделиями
Теоретическая часть: Знакомство с разными видами декорирования.
Практическая часть: Изготовление рамки по выбору ребенка;
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Художественная роспись
Теоретическая часть: Знакомство с художественной росписью: беседа о
художественной росписи;
Упражнение: Изучение элементов росписи: Хохломская, Жестовская,
Гжель (орнамент, листья, цветы, ягоды)
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный
Национальный орнамент
Теоретическая часть: Изучение национальной культуры края Упражнение: Изучение
элементов орнамента.
Творческая работа: Роспись подстаканника в стиле национального орнамента.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный
Хохломская роспись
Теоретическая часть: Знакомство с Хохломской росписью
13

Упражнение: Изучение элементов Хохломской росписи (орнамент, листья, цветы).
Творческая работа: Роспись по дереву Хохломской росписью.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный
Папье-маше, декорирование
Теоретическая часть: Технология выполнения вазы методом папьемаше.
Творческая часть: Изготовление напольной вазы с декоративными ветками «Новогодняя
сказка»
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный
3 D фигуры из макаронных изделий, ниток, бумаги
Теоретическая часть: Компьютерная презентация,
Практическая часть: Новогодние игрушки из подручных материалов.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Работа соленым тестом
Теоретическая часть: Знакомство с технологией изготовления соленого теста.
Практическая часть. изготовление поделок из соленого теста.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Вязание крючком
Теоретическая часть: Знакомство с технологией вязания крючком
(Видео-фильм)
Практическая часть. изготовление коврика.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Декупаж, аппликация
Теоретическая часть: разработка композиции открытки
Практическая часть: Изготовление открытки для мамы
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Работа с бросовым материалом
Теоретическая часть: Изучение техники изготовления органайзера из бросового материала
Практическая часть: изготовление органайзера
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Изготовление стенда
Подготовка тематического материала, разработка композиции стенда с помощью фото и
художественного изображения Практическая часть:
Изготовление стенда к Дню Победы «Спасибо Деду за Победу!»
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Итоговое занятие (мониторинг)
Итоговая диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств,
обучающихся методом наблюдения. Диагностика образовательных результатов владения
терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса и
тестирования.
Выявление способностей, определение творческого роста и развития.
Экскурсия на природу «В чудесном лесу»
Теоретическая часть: Знакомство с формой листьев, сбор материала для деятельности.
Используемые методы: словесный, практический, познавательный.
14

Культурно - массовые мероприятия.
Творческая работа: подготовка и проведение выставок к праздничным датам.
Изготовление поделок к праздникам, для конкурсов и выставок различного
уровня
Творческая работа: подготовка и проведение выставок
Повторение материала 1-го года обучения.
Знакомство с программой 2-го года обучения.
Используемые методы: словесный, демонстрационный, познавательный, практический
Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с программой по декоративноприкладному второго года обучения: разделами, расписанием занятий, требованиям к
занятиям.
Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий, с
литературой по изучаемым направлениям. Инструкция по технике безопасности и охране
труда.
Используемые
методы:
словесный,
иллюстративно
демонстрационный, познавательный. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Знакомство с материалами, инструментами
Квилинг
Теоретическая часть: Знакомство с работами, выполненными в технике квилинг.
Компьютерная презентация «Квилинг», изучение видов роллов
Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств.
Симметрия в композиции.
Творческая работа: Настенное панно «Из простой бумаги мастерим как маги». Узоры
из бумажных лент. Изготовление конфетницы из газетных трубочек.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Работа с бросовым материалом
Теоретическая часть: Учимся сворачивать трубочки и ролы из газет Упражнение:
скручивание трубочек из газет с помощью спицы.
Творческая работа: Изготовление конфетницы из газетных трубочек.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Ниткография.
Теоретическая часть: Из истории ткачества. Инструменты, пряжа, нити и
приспособления. Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные
обозначения. Методическая разработка по технике «Ниткография». Техника выполнения
наклеивание нитей в разных направлениях. Выполнение выкройки и пошив подушки из
ненужных вещей
Упражнение: Заполнение геометрических фигур ниточной графикой, изготовление
Творческая
работа:
Изготовление
Панно
«Южный
цветок».
Изготовление подушки из ненужных вещей
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Декупаж.
Теоретическая часть: Компьютерная презентация «Декупаж» Упражнение: Технология
работы в технике Декупаж.
Творческая работа: оформление: декупаж на баночке, декупаж на стеклянной вазе.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный,
познавательный.
Роспись по ткани.
Теоретическая часть: Знакомство с росписью по ткани Упражнение: Технология работы
в технике «Роспись по ткани».
Творческая работа: Расписать футболку.
15

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный,
познавательный.
Витраж
Теоретическая часть: Знакомство с витражной росписью. Из истории росписи по
стеклу. Инструменты и приспособления, техника росписи
Упражнение: роспись по стеклу
Творческая работа: Оформление бутылки, стеклянная мозаика, роспись зеркала.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный.
Занятия по итоговой работе
Изготовление панно «Жар - птица» по самостоятельно выбранной технике.
Итоговая диагностика практических и организационных навыков и личностных
качеств, обучающихся методом наблюдения. Диагностика образовательных результатов
владения терминологией в области декоративно - прикладного творчества методом опроса и
тестирования.
Выявление способностей, определение творческого роста и развития.
Используемые
методы:
диагностический,
практический,
иллюстративно-демонстрационный, наблюдение, сравнение, оценивание
Открытое занятие
Знакомство с витражной росписью
Теоретическая часть: На основании презентации познакомиться с витражной
росписью и научиться ей пользоваться
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно демонстрационный,
познавательный
Мастер-класс
Теоретическая часть: Знакомство с техникой росписи по ткани
Практическая часть. Мастер - класс для детей и родителей. Демонстрация
практических навыков обучающихся по выполнению росписи на джинсовых изделиях.
Используемые
методы:
словесный,
практический,
иллюстративно
–
демонстрационный, познавательный
Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня.
Практическая часть. Участие обучающихся творческой студии «Молодцы-умельцы» в
различных мероприятиях. Изготовление поделок на конкурсы и выставки декоративно прикладного творчества
Используемые методы: практический, познавательный, иллюстративно
–демонстрационный
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
п/п
1 Количество учебных недель
2
З
4

Количество учебных дней

34
153

Количество часов в неделю (две группы)

2 и 2,5

Количество часов (две группы)

68 и 85

5

Недель в полугодии

15

6

Недель во 2 полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

16 сентября
25 октября —
31 октября
31 декабря —
9 января
16

10

Окончание учебного года

31 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Занятия проходят в учебном кабинете.
Кабинет просторный, светлый, отвечает санитарно- гигиеническим нормам. Оборудование
помещения для практических и теоретических занятий включает в себя комплект мебели:
столы для работы 15 шт., шкафы для выставки 3 шт., стулья 30 шт., магнитная доска,
компьютер, экран, проектор, встроенные шкафы для хранения и демонстрации детских
работ, наборы инструментов и приспособлений (на каждого ребенка), необходимых для
организации занятий. Постоянно действует выставочная стена, оформленная детскими
работами меняющаяся в соответствии с темой или каким либо праздником.

Формы аттестации\ контроля и оценочные материалы
Педагогический мониторинг позволяет системно отслеживать результативность
образовательного процесса и включает в себя: входную (диагностическую) аттестацию
(проводится в сентябре), текущий контроль, промежуточную аттестацию (проводится в
середине года) и промежуточную (итоговую) аттестацию (проводится в конце учебного
года).
Входная (диагностическая) аттестация: определяет уровень подготовки
обучающихся в начале каждого обучения, т. е. начальное диагностирование, используя либо
тестирование, либо анкетирование, либо практические задания.
Текущий контроль осуществляется регулярно:
- проверка репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с
использованиемтестов по темам блоков-модулей программы;
- фронтальная и индивидуальная беседа;
- выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
- решение художественных задач, направленных на проверку теоретических
знаний,умений и навыков на практике;
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце каждого года обучения
по данной образовательной программе, которая позволяет выявить динамику изменений
образовательного уровня.
Итоговый контроль предусматривает выполнение комплексной работы, включающей
выполнение изделия по предложенной схеме с введением творческих художественных идей
и индивидуальные творческие работы по собственным эскизам с использованием различных
материалов, приѐмов итехник.
Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения обучающимися
содержания образовательной программы за весь период обучения.
Также результатом выполнения программы предполагается участие обучающихся в
выставках, фестивалях и творческих конкурсах разного уровня. Итогом освоения
обучающимся даннойпрограммы является организация его авторской выставки.
(Приложение №2)
Для каждого блока - модуля программы разработан пакет диагностических методик,
позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- опросы устные;
- анкетирование;
- тестирование;
- беседы;
- проверочные задания;
- творческие
работы.

17

Список литературы
Список литературы для педагогических работников
1. Гибсон Р. Поделки. Папье-Маше; Карнавал. Маски. Костюмы. – М.: «РОСМЭН», 1997. – 200 с.
2. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие/Под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС,
2000. – 256 с.
3. И.Н. Тимченко. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1997. – 150 с.
4. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – «Академия развития», 1999. – 140 с.
5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1998. – 150 с.
6. Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных
художественныхпромыслов. 5 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 1992. – 180 с.
7. Программы. Трудовое обучение. Технология. – М.: «Просвещение», 1996. – 120 с.
8. Полная энциклопедия женских рукоделий. – «Мехнат», 1993. – 200 с.
9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское
педагогическое агентство,1996. – 215 с.
10. Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство. – М.:
«Просвещение»,1984. – 100 с.
11. Рукоделие. – Х.: «Единорог», 1997. – 100 с.
12. Серия книг «Основы художественного ремесла»: Поделки из природного
материла;Чудо – кожа. – М..: «АСТ-Пресс», 1999. – 120 с.
13. Серия книг «Заботы маленькой хозяйки»: Вышивка, первые шаги;
Лоскутики. –ЭКСМО-Пресс, 1998. – 160 с.
14. Селиванова Т.А. Изделия из кожи. – М.: МСП, 2000. – 98 с.
15. Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. Искусство делать цветы. – М.:
«Культура итрадиции», 1994. – 100 с.
16. Толстой, В.П. Советское декоративное искусство / В.П.Толстой. – М.: Искусство, 1989. – 256
с.
17. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,
1985. –128 с.
18. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно – методическое пособие. – СПб.,
ООО
«Издательство «Детство – пресс», 2011. – 176 с.
19. Шмаков С.А.Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128 с.
20. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское
творчество. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. -272 с.
Список литературы для обучающихся
1. Еременко. Т.И.Вышивка цветов гладью. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127 с.
2. Каскальт И. Соленое тесто.-М.: «АСТ-Пресс», 1998. – 80 с.
3. Каченаускайте Л. Аппликация. М.; АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 76 с.
4. Лущик Л.И., Несмиян Т.Б.Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера. – М.: Эксмо,
2005.
– 64 с.
5. Лосич Л.Н. Игрушки-самоделки. – Минск; «Элайда», 1998. – 80 с.
6. Нагибнева М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль: «Академия развития»,
1998. –192 с.
7. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – «Академия развития», 1999. – 100 с.
8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль, 1998. – 98 с.
9. Пантелеев Г., Максимов Ю. Декоративное искусство-детям.-М.,1976. – 85 с.
10. Пирс Х. Объемная вышивка пер. с англ. М.: Издательский Дом Ниола 21 век, 2005. -112с.
11. Селиванова Т.А. Изделия из кожи. -М.:МСП, 2000. – 98 с.
12. Серия книг «Заботы маленькой хозяйки»: Вышивка, первые шаги; Лоскутики.- «ЭКСМОПресс», 1998. – 120 с.
18

13. Синеглазова М.О.Удивительное соленое тесто. - М.: Издательский Дом МСП, 2006. -128с.
14. Скребцова. Т.О. Объемные картины из кожи. - Ростов н/д.: Феникс, 2006. - 160с.
15. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения
дошкольников.
– «Академия развития», «Академия и К», Ярославль, 1999. – 288 с.
16. Финягин В.В. Изделия из бересты. - М.: ООО Издательство Астель: ООО Издательство АСТ,
2001.
-128с.
17. Чудакова Н.В. Я познаю мир. Культура. – «АСТ», М., 1995. - 476 с.
18. Шахова Н.В.; Дмитриева Н.А. Кожаная пластика. - М.: ООО Издательство АСТ; Донецк:
Сталкер,2000. -78с.

Интернет - источники:
https://www.perunica.ru/vospitanie/9342-narodnaya-kukla-vaspektenacionalnoy-bezopasnosti.htmlДети и их воспитание. Народная кукла в аспекте
национальной безопасности.
2. https://fanatbaikala.livejournal.com/12852.html Наследие народных мастеров Сибири
1.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».