ВИА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
ВИА (Вокально-инструментальный ансамбль)
Возраст обучающихся: 9-18 лет
Срок реализации: 3 год

Автор- составитель программы:
Козлов Сергей Владмирович,
педагог дополнительного
образования

с. Манчаж 2024

Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Вокально
инструментальный ансамбль» имеет художественную направленность и построена наединстве
обучения теоретическим основам музыки и исполнительской техники.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена следующими позициями:
- поддержкой талантливых детей в реализации их творческих замыслов;
- развитием музыкально-исполнительских умений и навыков;
- организацией полноценного досуга детей.
Программа разработана на основании следующих нормативных актов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции от 24 марта 2021 г. № 51-ФЗ «О внесенииизменений в Федеральный
закон»);Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательныхпрограмм»;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательныхпрограмм»;
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Отличительные особенности программы.
На начальном этапе дается максимум базовых знаний, необходимых для формирования
дальнейшего учебного процесса, основное время уделяется практической работе.
Программа оказывает не только содействие в обучении игре на музыкальных инструментах,
она помогает полюбить эти инструменты, воспитывает художественный вкус и этику поведения
детей не сцене и в жизни.

1.

Адресат программы.
Учащиеся от 9 до 18 лет, проявляющих интерес к музыкальной деятельности и не

имеющих медицинских противопоказаний к занятий музыкой. Пол обучающихся —
смешанный, группы формируются всоответствии с возрастной категорией.
Характеристика возрастных особенностей. Младший школьник (9-10 лет)
характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического,
психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это
способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации
младшего школьника. Ведущая деятельность – приобретение новых знаний.
В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) определяющую роль играет
общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественноорганизационная, спортивная, творческая, трудовая.
Период ранней юности с 14–15 до 17 лет характеризуется новым образом жизни,
выбором профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение
приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к
независимости.
Уровень программы - стартовый
Сроки обучения - 3 года.
Формы обучения – очная, очно-дистанционная . Очное, групповые.
Режим занятий.
Занятия проводятся
2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятия - 45 минут, перерыв между занятиями - 10 минут.
При очно-дистанционном обучении продолжительность занятий составляет 30 минут.
Объем - 432 часов за три года освоения программы
1 год 144 часа
2 год-144 часа
3 год-144 часа
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия оказывают
влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, способствуют развитию
музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию
творческой фантазии.
Младший школьник (9-10 лет) характеризуется готовностью к учебной деятельности
(уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет
способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в
основе учебной мотивации младшего школьника. Ведущая деятельность – приобретение новых
знаний.
В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) определяющую роль играет общение
со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественноорганизационная, спортивная, творческая, трудовая.
Период ранней юности с 14–15 до 18 лет характеризуется новым образом жизни, выбором
профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностноориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.Особенности
организации образовательного процесса.
Отличительные особенности образовательного процесса заключаются в постепенном
расширении и углублении знаний, в совершенствовании творческих умений и навыков детей
от одного уровня к другому.
Обучающиеся включены в различные виды деятельности: поисковую, художественную,
творческую, познавательную, практическую и другие.
Состав группы – постоянный, гендерное разделение не предусмотрено.
Цель.
Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к
музыкально-творческой деятельности, устойчивой мотивации к игре на музыкальных
инструментах и вокальному исполнительству в вокально- инструментальном ансамбле.
Развитие личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебнопознавательных, информационных, коммуникативных.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
Образовательные (предметные)
- дать базовые знания, умения и навыки, необходимые для игры иисполнительскому

-

-

искусству в вокально-инструментальном ансамбле;
- обучать разнообразным технологическим приемам игры на инструментах;
- научить использовать полученные знания на практике.
Развивающие (метапредметные):
развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального
слуха, мышления, воображения, устойчивого глубокого интересаи любви к исполнительству;
развитие способности самостоятельно планировать и осуществлять свои действия;
развивать навыки саморегуляции;
развитие навыков самостоятельного получения новых знаний;
формирование устойчивой мотивации к игре и исполнительскомуискусству в ансамбле.
Воспитательные (личностные):
воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;
формировать ценностные жизненные ориентации;
воспитывать чувство коллективизма и ответственности за свою деятельность.
Планируемые результаты освоения программы «ВИА»
Планируемые результаты обучения по программе 1 года обучения
Учащиеся будут знать:
устройство инструмента, приёмы извлечения звука;
правильная посадка и аппликатура;
основы нотной грамоты и нотного письма (нотный стан, динамическиеоттенки,
размер, длительности, синкопа);
-первичный навык чтения нот;
-первичные навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммыминус;
- устройство эстрадных инструментов, и их функции в ансамбле;
- правила техники безопасности при работе с электромузыкальныминструментом,
усилительной аппаратурой.
Учащиеся будут уметь:
- читать ноты с листа в пределах одной октавы;
- играть аккорды по буквам;
- исполнять нетрудные пьесы в составе ансамбля;
- определять на слух тонику, доминанту и субдоминанту
Планируемые результаты после 2-го года обучения:
Учащиеся будут знать:
- основы нотной грамоты, музыкальную терминологию;
- строение и обозначение аккордов;
- первичные навыки аккомпанемента;
- навыки сценического поведения;
- понятия гигиены голоса и слуха;
- правила техники безопасности при работе с электромузыкальным
инструментом, усилительной аппаратурой.
Учащиеся будут уметь:
- играть совместно с ансамблем солирующие партии;
- играть произведения по табулатуре;
- применять приемы двухголосия;
- подбирать по слуху несложные музыкальные фразы и аккорды;
- настраивать и ухаживать за инструментами;
- исполнять разнохарактерные произведения.
Прогнозируемые результаты после 3-го года обучения:
Учащиеся будут знать:
- основы нотной грамоты, строение и обращения септаккордов;

- основы звукоизвлечения и вокального искусства;
- настройку инструментов;
- истоки рока, стили и направления;
- основы звукорежиссерской деятельности.

№
п/п

1
2
3
4

5
6

7
8

9
10
11

12

13

Учащиеся будут уметь:
- играть выразительно солирующие партии и ансамблевые партии;
- выразительно исполнять вокальные произведения;
- применять сценические навыки на выступлении;
- работать с музыкальными программами на компьютере.
- сольное исполнение на инструменте;
- подбирать по слуху свою партию из незнакомой фонограммы;
- исполнять песни в разных жанрах.
Содержание программы.
Учебный план 1 года обучения
Название раздела,темы
Количество часов
Всего
Теория
Пра
кти
ка
Вводное занятие. Техника
безопасности на занятиях.
Шестиструнная гитара. Занятия на
инструменте.
Ударные инструменты. Занятия на
инструменте.
Клавишные инструменты.
Индивидуальные занятия на
инструменте.
Постановка голоса. Основы приемовпения и
личной гигиены голоса
Основы эстрадного исполнения; навыки
интонирования и владение
голосом
Особенности вокального пения в
ансамбле; понятие атаки звука.
Основы музыкальной грамоты.
Самостоятельная работа по подбору
музыкальных мелодий.
Музыкальной грамота. Исполнение
песен в собственном стиле
Творческие часы (включая беседы,
слушание музыки)
Творческие часы. Творческиезадания
по темам учебновоспитательного плана.
Групповые занятия на инструментах.
Ансамблевое исполнение
музыкальных отрывков. Профессия
музыканта исполнителя
Совместная игра на инструментах с
голосовым сопровождением.
Профессия – педагог музыкант.

2

2

-

16

4

12

6

2

4

6

2

4

12

4

8

8

2

6

8

2

6

14

6

8

14

6

8

10

2

8

8

2

6

14

4

10

8

2

6

Формы
аттестац
ии/
контрол
я
Входной
контроль

Открытое
занятие

Концертн
ое
выступле
ние.

14
15

Отработка навыков
исполнительского мастерства.
Репетиционные занятия, творческие
отчеты, мастер- классы, концерты.
Итого

6

2

4

12

-

12

144

42

102

Содержание учебного плана 1 года обученияТема 1.
Вводное занятие
Теория: Техника безопасности на занятиях.
Практические занятия: Диагностика творческих способностей учащихся. Рассказ и
демонстрация звучания музыкальных инструментов ВИА: гитара, ударные, синтезатор,
аккордеон, электрогитары. Аппаратура для усиления звука.
Тема 2. Шестиструнная гитара. Занятия на инструменте.
Теория: знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство;
настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук,звукоизвлечение, строй;
позиции первых аккордов.
Практические занятия: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки
(арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9
ладов
Тема 3. Ударные инструменты. Занятия на инструменте.
Теория: знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы
музыкальной грамоты; нотация для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре.
Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре;
упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и
хетта (с ускорением).
Тема 4. Клавишные инструменты. Индивидуальные занятия на инструменте.
Теория: музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на
клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных
инструментов.
Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте.
Тема 5. Постановка голоса. Основы приемов пения и личной гигиеныголоса.
Теория: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного
исполнения; навыки интонирования и владение голосом.
Практические занятия: певческая установка; упражнения по развитию силы звука;
упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
Тема 6. Основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владениеголосом.
Теория: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного
исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки
звука.
Практические занятия: певческая установка; упражнения по развитию силы звука;
упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
Тема 7.
Особенности вокального пения в ансамбле; понятие атаки звука.
Теория: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного
исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки
звука; особенности вокального пения в ансамбле.
Практические занятия: певческая установка; упражнения по развитию силы звука;
упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
Тема 8. Основы музыкальной грамоты. Самостоятельная работа по подбору
музыкальных мелодий.
Теория: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента
в ансамбле.
Практические занятия: самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений
(разбор партий по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок.
Тема 9. Музыкальной грамота. Исполнение песен в собственном стиле.
Теория: понятия: тоника, тональность, лады в музыке. Устройство и настройка
инструментов; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы
звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.
Практика: Разучивание аккордового аккомпанемента для песен, варианты ритмического
боя. Пение песен под гитарное сопровождение.

Тема 10. Творческие часы (беседы, слушание и обсуждение музыки, дискуссии,
тренинговые занятия по сплочения коллектива; творческие задания по темам учебновоспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского
мастерства.
Тема 11. Творческие часы. Творческие задания по темам учебно- воспитательного плана.
Теория: творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; подбор нового
репертуара, музыкальная грамота.
Практические занятия: Разучивание новых песен и пьес.
Тема 12. Групповые занятия на инструментах. Ансамблевое исполнение музыкальных
отрывков.
Теория: основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле;
музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль
инструментов и вокальной партии.
Практические занятия: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных
отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением.
Тема 13. Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождениемТеория:
Тональности. Модуляции. Отклонения.
Практические занятия: Пение песен по свой аккомпанемент.Тема 14.
Отработка навыков исполнительского мастерства. Теория: Правила
поведения на сцене и на концерте.
Практические занятия: Выход на сцену, игра на сцене. Поклон, уход.
Тема 15. Репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер - классы,концерты.
Теория: основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене;понятие об
ансамбле; дискуссии, беседы.
Практические
занятия:
участие
в мероприятиях
ДЮЦ, праздниках,
творческие встречи с другими группами ВИА (творческий отчет).
Учебный план 2 года обучения
№
п/п

Название раздела,
темы

1. Вводное занятие
2. Эстрадное творчество. Особенности
вокального эстрадного пения.
3. Особенности игры на электрогитаре.
4. Синтезатор. Функция клавишных в
ансамбле.
5. Шестиструнная гитара.

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
6

2
2

4

10
12

2
4

8
8

18

6

12

6. Ударные инструменты. Разучивание
ритмов.
7. Гитара. Буквенное – цифровое
обозначение аккордов.
8. Клавишные. Изучение синтезатора.

12

4

8

18

6

12

10

4

6

9. Электрогитара. Профессия
музыканта исполнителя

10

4

6

10. Бас-гитара.
Основные
приёмы
игры.
11. Ударные
инструменты.
Практическая игра.
12 Основные певческие навыки

10

4

6

10

4

6

14

4

10

Формы
аттестации/ко
нтроля
Входной
контроль
Концерт для
школьников

Новогодний
концерт
участие в
районном
конкурсе.
Участие в
зональном
конкурсе

13.

14.

Профессия – педагог музыкант.
Творческий отчёт.

Итоговое занятие.
Итого

6

-

6

6
144

2
48

4
96

Выступление
ВИА на
отчётном
концерте

Содержание учебного плана второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: инструктаж по ТБ;
- постановка певческой задачи;
- расширение представлений о жанре «эстрадное пение»;
Практика: Диагностика, повторение пройденного.
Тема 2. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадногопения
Теория: - постановка певческой задачи;
- расширение представлений о жанре «эстрадное пение»;
- понятие «манера исполнения».
Практика: - индивидуальное прослушивание. Подбор нового репертуара.
Разучивание партий.
Тема 3. Особенности игры на электрогитаре
Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические
возможности. Особенности техники игры.
- музыкальная грамота.
Практика: - слушание и анализ записей «плюсовок»;
- подбор песенного репертуара;
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование
вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки
звука, глубокого певческого дыхания);
- музыкальная грамота.
Тема 4. Синтезатор. Функция клавишных в ансамбле
Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историкотеоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.
- музыкальная грамота.
Практика: пение учебно-тренировочного материала, направленного наформирование
вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, дикции);
- разучивание песенного репертуара
Тема 5. Шестиструнная гитара
Теория: знакомство с инструментом, общие
сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение
звука. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы.
Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот. Музыкальная грамота.
Практика: Игра на открытых струнах. Строй, позиции, аккорды и способы извлечения.
Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.
- знакомство с понятием - культура эстрадного мастерства;
- знакомство с понятием - образ песни;
- выявление певческой наклонности обучающихся;
- индивидуальный подбор песенного репертуара;
-индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни;

введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства
(манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем);
- индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых
песен;

-

Тема 6. Ударные инструменты. Разучивание ритмов.
(малый барабан, альты, том, бас-бочка, хай-хет, тарелки).
Теория: сведения об инструменте, устройстве, уход за ним. Ритмы, ихобозначение.
- музыкальная грамота.
Практика:
упражнение
для развития
рук; разбор
и разучивание
музыкальных ритмов.
- музыкальная грамота.
Тема 7. Гитара. Буквенное – цифровое обозначение аккордов
Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка,
положение гитары, постановка рук. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое
обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.
Практика: Игра аккомпанемента песен по буквенно-цифровому обозначению аккордов. Бой.
Арпеджио.
Динамические оттенки. Авторские песни. Знакомство с понятием – вокально инструментальный эстрадный ансамбль (ВИА);
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков
ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара
Тема 7. Клавишные. Изучение синтезатора
Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический
обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.
Роль и функции, клавишных в ансамбле. Солирующие партии.
Аккомпанемент. Особенности ансамблевого исполнения, его отличие от сольных
выступлений. Пультовая дека инструмента: тембры, регистры, звуковые эффекты.
Практика: извлечение звука на фортепиано; упражнения в положении
«сидя» и «стоя» за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук.
Понятие о штрихах, обозначениях музыкальной выразительности и приемах игры.
Практические упражнения: чтение, игра, прослушивание и анализ работы. Исполнение:
аккомпанирование солисту, другому инструменту (гитаре), группе. Начальные навыки ансамблевой
игры;
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков
ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие);
индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара
со сменой солистов;
Тема 9. Электрогитара.
Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности.
Особенности техники игры. Технические характеристики электрогитары, темброблока, усилителей
и колонок; правила подключения, использование, хранение. Игра медиатором.
Практика: освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо,
вибрато, тремоло. Игра по буквенно-цифровымобозначениям. Исполнение различных ритмов.
Тема 10. Бас-гитара. Основные приёмы игры.
Теория.
Устройство,
техническая
и
тембровая
характеристика.
Подключение, использование и хранение, роль в ансамбле.
-положение инструмента, постановка рук, игра пальцами и медиатором.
Аппликатура и позиции. Положение большого пальца.
Практика: Вокально-хоровые упражнения. Работа по репертуару.
-музыкальная грамота.

Тема 11. Ударные инструменты. Практическая игра.
Теория: Изготовление приспособления и использование его в работе.
Аппликатура. Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм.
- музыкальная грамота.
Практика: Разбор ритмических рисунков. Одиночные ударные «двойки»,
«двойки с ускорением. Синкопы.
Тема 12. Основные певческие навыки.
Теория: Формирование навыков, певческой установки, музыкальной памяти, певческой
эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции,певческого дыхания.
Практика: Индивидуальное певческое развитие. Развитие слуха, навыков ансамблевого
исполнения. Разбор и разучивание вокальных и инструментальных партий.
Тема 13. Творческий отчёт
Теория: Подготовка к концертному выступлению. Сводные репетиции.
Мастер классы.
Практика: Сводные репетиции. Мастер-классы. Отчётный концерт.
год.
Тема 14. Итоговое занятие
Теория: Анализ работы за учебный год, творческие планы на следующийПрактика: Подбор нового
репертуара, игра по репертуару.
Учебный план 3 года обучения
Количество часов
№
п/п
1.
2.
3.

Название раздела,
темы
Вводное занятие
Основы музыкальной грамоты.
Интервалы, аккорды

Всего
2
12
12

Теория
2
6
4

Практика
6
8

4.

Электрогитара

12

4

8

5.

Ударные инструменты

12

4

8

6.
7.

Клавишные инструменты
Постановка голоса
Профессия музыканта
исполнителя
Ансамбль (работа с
репертуаром, импровизация).

12
16

4
6

8
10

10

2

8

9.

Функции каждого инструмента в
ансамбле

6

2

4

10.

Групповые
инструментах.

12

6

6

11.

Работа с репертуаром

10

4

6

12

Творческие
часы
(мастерклассы) Профессия – педагог
музыкант.

8

2

6

8.

занятия

на

Формы
аттестации/к
онтроля

Концерт для
школьников

Новогодний
концерт
участие в
районном
конкурсе.
Участие ВИА
в месячнике
оборонномассовой
работы.
Участие в
зональном
конкурсе

13.

14.
15.

Концертные
выступления
(репетиционные
занятия,
творческие отчеты, участие в
конкурсах, фестивалях)
Повторение
пройденного
материала
Подведение итогов.

12

4

8

2

1

1

6

2

4

Итого

144

53

91

Выступление
ВИА на
отчётном
концерте

- 13
-

Содержание учебного плана третьего года обученияТема 1.
Вводное занятие.
Теория. Техника безопасности на занятиях.
Практические занятия: Диагностика, повторение пройденного.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в
ансамбле;
подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения
и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение» табулатуры.
Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза
и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору
музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре); солирование, применение
ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром);
работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков;
аккомпанирование.
Тема 3. Интервал. Аккорд. Гармония как предмет.
Теория. Интервал как элемент гармонии; созвучность (согласие) и диссонантность
(противоречие) ступеней лада. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд – определения. Гармония
как ладовая основа, фундамент, опора мелодии.
Практика. Интервалы в ладу, в новой интерпретации темы. Пение интервальных
последовательностей, выявление их устойчивости,
неустойчивости, тяготение к разрешению. Трезвучия и их роль (функция) владу. Трезвучия
других ступеней.
Тема 4. Электрогитара.
Теоретические сведения:
основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы
построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение,
возможности электрогитары; игра медиатором;ритмические рисунки и солирующие партии
электрогитары в табулатуре.
Практические занятия
- функции бас - гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах (бас и ритмгитарах);
- аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в
ансамбле; игра по табулатуре.
- подбор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен;
импровизация и элементы джаза.
Тема 5. Ударные инструменты.
Теоретические сведения:
-устройство и расположение инструмента на концертных выступлениях; возможности
инструмента (партии для малого, большого барабана, хетта); координация рук и ног;
-правила эксплуатации инструмента.
Практические занятия: игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии
ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков;
импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте.
Тема 6. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения:
- роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов

- 14
-

переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой
игры.
Практические занятия:
- исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля
игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка
навыков исполнительского мастерства.
Тема 7. Постановка голоса.
Теоретические сведения:
- гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при
исполнении;
- правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия;джазовые
импровизации.
Практические занятия:
- работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио,солирующие
партии);
- создание собственного стиля исполнения; работа с микрофоном.
Тема 8. Ансамблевая работа.
Теоретические сведения:
- основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная
оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и
вокальной партии.
Практические занятия:
- ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная
игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского
мастерства.
Тема 9. Функции каждого инструмента в ансамбле.
Теоретические сведения:
-функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройкаинструментов;
-соединение основных партий наизусть.
Практическая работа:
-работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем.
Тема 10. Групповые занятия на инструментах.
Теоретические сведения:
-основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная
оправданность применения различных звуковых эффектов;
-солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические занятия:
- ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная
игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского
мастерства.
Тема 11. Работа с репертуаром
Теоретические сведения:
- функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка
инструментов;
- работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение основных партий
наизусть и по табулатуре.
Практическая работа:
- работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка

- 15
-

собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и
зарубежной эстрады; игра произведения потабулатуре (наизусть).
Тема 12. Творческие часы.
Теория: опрос по вопросам музыкальной грамотности.
Практика: дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; творческие
задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы поманерам поведения на сцене и
правилам исполнительского мастерства; концертные выступления на различный, сценических
площадках
Тема 13. Концертные выступления.
Теоретические сведения:
- основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс,
настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры.
Практическая работа:
- участие в мероприятиях; проведение творческих часов; концертные выступления,
игра по репертуару.
Тема 14. Повторение пройденного материала
Теория: опрос по темам музыкально-теоретического плана.Практика: игра
песен и пьес по репертуару.
Тема 15. Подведение итогов.
Теория: оценка работы ансамбля за учебный год, планы на будущее.
Практическая работа: проведение творческих часов, совместно с группами первого и
второго года обучения; творческие отчеты, участие в мастер-классах.
«Комплекс организационно-педагогических условий,включающий формы
аттестации».

2.1. Календарный учебный график для очного обучения
Основные характеристики образовательного процесса
п/п
1

Количество учебных недель

35

2

Количество учебных дней

68

Количество часов в неделю

4

З

Количество часов

144

5

Недель в полугодии

15

6

Недель во 2 полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

4

16 сентября
25 октября —
31 октября
31 декабря —
9 января
31 мая

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий попрограмме
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно- гигиеническим требованиям: быть
сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью,
достаточной для проведения занятийгруппы в 8-12 человек. Дляпроветривания помещений должны
быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между
занятиями.
Перечень оборудования,инструментов и материалов, необходимых для реализациипрограммы

ученические стулья – 12 штук;

стул для педагога – 1 штука;

пианино
или
клавишныйсинтезатор – 1 штука;

акустическая гитара

микрофоны
шнуровые
или радиомикрофоны – 6 штук;

стойки для микрофонов – 2штуки;

микшерный пульт – 1 штука;

батарейки для микрофонов;

колонки – 6 штук

электрогитары 3 штуки

ударные установки 2 штуки
усилительная аппаратура.
Кадровое обеспечение
Педагог, руководитель объединения, реализующий данную программу, владеет следующими
профессиональными и личностнымикачествами:
Обладает специальныммузыкально-педагогическим образованием, имеет квалификацию
исполнительства на различных инструментах. Педагог-вокалист, педагог, имеющий опыт работы с
оркестрами и ансамблями.
Музыкант – аранжировщик:

владеет навыками и приёмамиорганизации музыкальных занятий;

знает
физиологию
ипсихологию детского возраста;

умеет вызвать интерес к себеи преподаваемому предмету;

умеет создать комфортныеусловия для успешного развития личности воспитанников;

умеет видеть и раскрыватьтворческие способностивоспитанников;
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по
специальности.

2.1. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:_- открытые
занятия, участие в концертах СОЦ, участие в конкурсах районного, зонального, краевого
уровней.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- итоговое занятие.
- программы концертных выступлений.
-фото и видео - материалы.
Форма подведения итогов:

- контрольно-зачетные занятия;
- концертно-конкурсная деятельность;
- организация выступлений на уровне учреждения, города, района (социальные

практики).
Формой проверки знаний, умений и навыков являются публичные выступления.
Сначала в виде выступлений перед родителями и друзьями, затем в виде творческих
отчетов и концертов. Хорошо подготовленные
вокально-инструментальные ансамбли могут принимать участие в конкурсах,
смотрах, фестивалях и сборных концертах.
Оценочные материалы: диагностика;
контрольное прослушивание учащихся;
самостоятельная работа;
наблюдение;
творческие отчеты
Все формы и виды аттестации фиксируются в мониторинге результативности
(Приложение 1) и диагностической карте (Приложение 2)в соответствии с критериями
оценивания достижений учащихся за учебный период (Приложение 3).

Список литературы
Литература для педагога

1. Андреев А. Ритм-гитара. Пособие для начинающих гитаристов. М.: 2010 г.
2. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.: 1991 г.
3. В.Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебно- методическое
пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. Санкт-Петербург:2000
г.
4. Фролова Ю.В. Сольфеджио. Ростов-на-Дону. 2003 г.
5. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: 2002 г.
6. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: 2004 г.
Литература для учащихся
7. Сто великих композиторов. М.: 2007 г.
8. Калинин В. Юный гитарист. М.: 2003 г.
9. Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры нашестиструнной гитаре.
Бердск: 2011 г.
10.
Андреев А. Ритм-гитара. Пособие для начинающих гитаристов.
М.: 2010 г.
13.Тимонин
М.Ю. Простой
и понятный
самоучитель
игры на
шестиструнной гитаре. Бердск: 2011 г.

4

Приложение 1
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Уровень
развития
познавательно
й
активности,
самостоятельности

сти внимания

Нравствен
ноэстетическ
ие
Уровень
установки
форсированно

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мотивация
(выраженный
интерес к
занятиям)
Самооценка
деятельности
на занятиях

Способность
использовать
ИКТ в
образовательны
Способность
к
х
самообразованию
целях

СПИСОК ГРУППЫ

Способность
к
сотрудничес
Способность
тву
самост- но
решать
Способность к
проблемы
самоорганизации

4№

Способность
работать с
информацией

Название детского объединения ВИА
Название программы, уровень, сроки реализации, год освоения: ВИА
Ф.И.О. педагога: Козлов С.В.
Дата заполнения: октябрь, май.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12


Мониторинг следует проводить в начале и конце учебного года. Каждый критерий оценивается по трёхбалльной шкале: 1 –
минимальный показатель, 3- максимальный

5

Приложение 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Название детского объединения: «ВИА»
Название программы, уровень, сроки реализации, год освоения: ВИА, 3 года
Ф.И.О. педагога: Козлов С.В.
Дата заполнения: декабрь, май.
Мониторинг результативности обучения для вокалистов.
№4

Фамилия, имя
ребёнка

Основные критерии
точность
интонирования

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

знание текстов
песен

четкая дикция и
артикуляция в
пении

двухголосное пение вокальный диапазон

Общий балл

Приложение 3
Контрольно-оценочные средства в ВИА
Форма контроля: концертное выступление.
Требования:
- исполнение в составе ансамбля не менее 3 песен для группы 1 года
обучения, не менее 6 песен для группы 2 года обучения, не менее8 песен для группы
3 года обучения.
Критерии оценки для вокалистов:
- точность интонирования

- выразительное пение
- хорошая атака звука
- четкая дикция и артикуляция в пении
- применение эффекта в голосе
- знание текстов песен
- двухголосное пение
- артистизм
- правильно дыхание
- вокальный диапазон
Критерии оценки для инструменталистов:
-знание партий
-метро-ритмические особенности
-выразительная игра
-артистизм
-умение игры в ансамбле
-динамика каждого инструмента
Для
всех
участников
ансамбля:
произведений наизусть.

исполнение

песен

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».