Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Биологическая лаборатория»
Описание образовательной программы
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Программа способствует
ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в
действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический
материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности,
знакомства со структурой работы.
Цель: является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной
биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а
впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле,
неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения
организмов нашей планеты.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о
биологических объектах,процессах, явлениях, закономерностях;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных
биологическихэкспериментов;
- развитие умений и навыков проектно –исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
- формирование основ экологической грамотности.
Формы проведения занятий:
- практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты,
наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная
работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность,
в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция
спрезентациями, доклад, выступление, презентация, участие в
конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыковпо окончанию реализации
программы:
- иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делатьвыводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы идругое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности:
- умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации,анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию изодной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологическихобъектов
к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делатьвыводы
и умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.