ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественной направленности «Юный исследователь»
Описание образовательной программы
Актуальность программы. В
современном обществе в воспитании обучающихся акцент делается на формирование
личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко
планировать действия, сотрудничать. Приобретению обучающимися функционального
навыка исследования как универсального способа освоения действительности способствует
учебно-исследовательская деятельность. Ученическое исследование по биологии
способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению
взаимодействия общества и природы. Современный образовательный процесс немыслим
без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать
развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и
самообразования.
Программа составлена на основании следующих
нормативно-правовых актов:
Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку
и реализацию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного
образования:
1.
Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
2.
Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития
дополнительного образования детей»
3.
Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
4.
Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
5.
Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от
09.11.2018 № 196».
7.
Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Адресат программы: обучающиеся
7-10 лет, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. Состав группы
до 15 обучающихся, группы формируются из обучающихся одной возрастной
категории.
Режим занятий: занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа,
продолжительность одного академического часа– 45 минут, перемена между
занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю для одной группы– 2 часа
Объем и срок освоения программы: Объем программы: Программа рассчитана
на 1 год обучения – 68 часов Уровень программы - стартовый.
Формы обучения: очная, аудиторная, внеаудиторная в условиях живой
природы, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: теоретические и практические занятия, лабораторное
занятие, экскурсии и др. Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, семинар, мастер-класс, творческий отчёт,
защита проекта.
Цель и задачи программы
Цели общеразвивающей программы: формирование и расширение у обучающихся
представления об окружающей действительности через организацию
учебно-исследовательской деятельности.
Задачами программы являются следующие:
Личностные (воспитательные): - воспитание бережного отношения к природе;
- развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности обучающихся; -
формирование позитивных, здоровых, экологически безопасных бытовых привычек; -
осуществление трудового воспитания посредством работы с оборудованием,
микроскопом в процессе работы над постановкой опытов и обработкой их
результатов; - создание педагогических ситуаций успешности для повышения
собственной самооценки и статуса обучающихся в глазах сверстников, педагогов и
родителей. - Формировать учебно-познавательные мотивы деятельности, внутреннюю
позиция школьника, формировать социально-ценностные знания о науке,
образовании, человечестве, природе.
Предметные (обучающие): - привить интерес к изучению учебного предмета -
биология; - подготовка обучающихся к практической деятельности; -
совершенствование работы с компьютером, подготовка презентаций, защита своих
работ;