Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФАНТАЗЕРЫ» художественной направленности
Описание образовательной программы
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Программа составлена в соответствии с документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Положение об организации дополнительного образования детей в МАОУ
«Манчажская СОШ» от 15.05.2019г, №191 -ОД
Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Манчажская средняя общеобразовательная школа» от 26.09.2016 за № 182-од.
В программе «ФАНТАЗЕРЫ» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 5-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование
необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования имеет художественную направленность.
Данная программа составлена на основе методических пособий: И. А. Лыкова «Цветные ладошки» ,Т. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».
Цели и задачи
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Развивающие:
-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
Закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
- Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим им самим( для игры и в качестве подарка).
- Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.
Дидактические принципы построения работы:
принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка
задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и
незнакомому»;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса: предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
принцип развивающего характера художественного образования: проектирование
содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и
развивающейся деятельности (ребёнок развивается вдеятельности и сама деятельность развивается).
Приоритетными становятся задачи развития каждого ребёнка, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Ожидаемые результаты усвоения программы
По итогам 1 года обучения должны знать:
-название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных
приѐмов рисования;
-изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп
(оттиск).
- произведения мастеров нетрадиционного искусства рисования;
- различные способы создания изображения;
-значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись
(ладоневая, пальчиковая,).
Должны уметь:
-Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
-создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных
приемов рисования;
-создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми
рисунок;
-создавать рисунок по собственной инициативе.
Будут способны:
-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению
впечатлений, эмоций;
-проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и
собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;
-интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.
- приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе,
дожидаться своей очереди, радоваться общему результату
- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга
По итогам 2 года обучения должны знать:
-названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования, их виды и
различия;
-значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет,
замысел.
Должны уметь:
-определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;
-экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при
создании образа;
-создавать сюжетный рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного
рисования; на свободную тему;
-стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного
отбора.
-владеть разными нетрадиционными приѐмами выполнения работы с гуашью,
природным и бросовым материалом.
-проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи.
Будут способны:
- проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и
искусстве, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и
индивидуальность в процессе освоения искусства нетрадиционные рисования;
-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению
впечатлений, эмоций;
-адекватно оценивать результаты деятельности (свои, других детей), стремиться
прислушиваться к оценке и мнению взрослого.